Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.
Цели:
- обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам; распространению предложений определениями;
- обогащение словарного запаса по теме: «Зима»;
- развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету;
- воспитание интереса, любви к родному языку.
Оборудование:
Фотографии зимнего пейзажа, оформленные в фотовыставку; предметные картинки: дерево, дома, тучи, сугроб, замерзшая река, мальчик на лыжах, девочка на санках, на коньках; сюжетная картинка «Зимние забавы»; сюжетные картинки для составления предложений; пиктограммы с различными мимическими выражениями; бумажные снежинки; магнитная доска; музыкальное сопровождение: П. Чайковский 1-я симфония 2 часть «Зимние грезы».
Ход занятия
I. Организационный момент.
(дети вместе с логопедом входят в группу)
- Ребята, что необычное вы заметили в группе?
(фотографии зимнего пейзажа, оформленные в виде фотовыставки)
- Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.
II. Введение в тему занятия.
Рассматривание фотовыставки.
(звучит произведение П. Чайковского «Зимние грезы»)
- И вот зима, белым – бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березках,
Как праздничные блестки…
- Какое время года запечатлено на фотографиях?
- Как вы догадались, что эта зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на фотографиях выставки?
(логопед обобщает ответы детей: …зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холода. Да?)
Пальчиковая игра.
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода. потирание ладошек друг о друга
Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев
Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев
В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук
Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях
- Какое название вы бы дали нашей фотовыставке?
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп? Родителям?
- А что можно добавить к нашей фотовыставке, чтобы она стала более интересной? (ответы детей, при необходимости оказание помощи детям)
- На нашей выставке будет работать экскурсовод. Он добавит к фотопортрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу.
III. Основная часть.
1. Словарная работа. (актуализация и развитие лексики)
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.
a) Беседа о зиме.
- Какая зимой погода? (холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Что выпадает зимой? (снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)
- Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.
б) Игра «Волшебная палочка»
- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
(дети по кругу передают «волшебную палочку», называя по одному признаку).
2. Составление предложений по опорным словам и картинкам.
а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья).
- Наступила студеная, суровая зима.
- Теперь вы придумайте свои предложения.
- Мы сказали, что зимой выпадает снег.
Снежинки пуховые
Веселые, живые,
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном,
И землю укрываете
Хрустальным серебром.
(Первый раз, проговаривая текст стихотворения, раздаю снежинки каждому ребенку; второй раз проговариваю текст, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег; на последнюю строчку стихотворения кладут снежинки на пол.)
- Выпал снег. Давайте полюбуемся им. И, правда, как настоящий.
(вносится емкость со снегом)
б) Рассматривание снега.
- Снег, какой? Посмотрите, потрогайте его.
(белый, холодный, легкий, блестящий, мокрый, пушистый, липкий)
- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (блестящий, искрящийся)
(на магнитную доску прикрепляю «снег»)
- Какой выпадает снег? (дети составляют распространенные предложения: Выпал белый, пушистый снег)
в) Динамическое упражнение
Холод – стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам
Холод – стужа
Снег колючий
Кружит, кружит … кружатся, разведя руки в стороны
В сугроб снежинки соберем
И дальше мы играть начнем.
г) Выпало много снега, и появились сугробы.
(на магнитную доску прикрепляю изображения сугробов)
- Какие бывают сугробы? (белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие)
- Составьте предложения: Какие появились сугробы? (Появились высокие, большие сугробы)
д) Рассматривание льда.
- Что происходит зимой с реками и озерами?
(выслушиваются ответы детей)- Верхний слой воды превращается в лед. Вот такой. (вносится емкость со льдом)
- Лед, какой? Посмотрите, потрогайте.
(холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный)(на магнитную доску прикрепляю соответствующую картинку)
- Составьте предложение: Каким льдом покрываются реки и озера зимой?
- По какому льду хорошо кататься на коньках? (по гладкому, скользкому)
- А какие еще зимние забавы вам нравятся?
е) Пластический этюд «Зимние забавы» - отгадывание зимних забав по имитации действий.
- До кого дотронусь, тот становится в пару. Каждой паре достанется картинка – загадка.
- 1, 2, 3, 4, 5!
Мы пошли во двор гулять.
- Что мы видели, не скажем, а что делали - покажем.(музыкальное сопровождение)
(по мере отгадывания дети прикрепляют картинки на магн. доску)
ж) Составление предложений по опорным предметным картинкам.
Мальчик – снеговик.
Девочка – санки.
Девочка – коньки.
Мальчик – лыжи.Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами.
- Что делают дети?
(дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, коньках).(по сюжетной картинке)
з) Определение эмоционально окрашенной концовки.
- У людей бывает разное настроение (демонстрирую пиктограммы). А у этих детей, какое настроение? Каково им зимой?
III. Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.
Детям предлагается составить предложение по своей картинке, а затем более сильный ребенок рассказывает рассказ целиком.
- Давайте посмотрим, похож ли наш словесный портрет на фото портрет зимы. Интересен ли будет рассказ экскурсовода?
IV. Итог занятия.