Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе ( 1-й год обучения, II период )

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам.

Цели:

- обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам; распространению предложений определениями;
- обогащение словарного запаса по теме: «Зима»;
- развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету;
- воспитание интереса, любви к родному языку.

Оборудование:

Фотографии зимнего пейзажа, оформленные в фотовыставку; предметные картинки: дерево, дома, тучи, сугроб, замерзшая река, мальчик на лыжах, девочка на санках, на коньках; сюжетная картинка «Зимние забавы»; сюжетные картинки для составления предложений; пиктограммы с различными мимическими выражениями; бумажные снежинки; магнитная доска; музыкальное сопровождение: П. Чайковский 1-я симфония 2 часть «Зимние грезы».

Ход занятия

I. Организационный момент.

(дети вместе с логопедом входят в группу)

- Ребята, что необычное вы заметили в группе?
(фотографии зимнего пейзажа, оформленные в виде фотовыставки)
- Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.

II. Введение в тему занятия.

Рассматривание фотовыставки.
(звучит произведение П. Чайковского «Зимние грезы»)

- И вот зима, белым – бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
И иней на березках,
Как праздничные блестки…

- Какое время года запечатлено на фотографиях?
- Как вы догадались, что эта зима?
- Какие еще приметы зимы вы видите на фотографиях выставки?
(логопед обобщает ответы детей: …зимою земля покрыта снегом, реки льдом, зимою холода. Да?)

Пальчиковая игра.

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода. потирание ладошек друг о друга

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев

Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев
В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев
Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях

- Какое название вы бы дали нашей фотовыставке?
- Как вы думаете, была бы интересна наша выставка ребятам из других групп? Родителям?
- А что можно добавить к нашей фотовыставке, чтобы она стала более интересной? (ответы детей, при необходимости оказание помощи детям)
- На нашей выставке будет работать экскурсовод. Он добавит к фотопортрету зимы ее словесный портрет, и выставка станет ярче, интересней. А как это сделать я вас научу.

III. Основная часть.

1. Словарная работа. (актуализация и развитие лексики)
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

a) Беседа о зиме.

- Какая зимой погода? (холодная)
- Да, зимой холодно, зима холодная.
- Что выпадает зимой? (снег)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)

- Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.

б) Игра «Волшебная палочка»

- 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
(дети по кругу передают «волшебную палочку», называя по одному признаку).

2. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья).

- Наступила студеная, суровая зима.
- Теперь вы придумайте свои предложения.

- Мы сказали, что зимой выпадает снег.

Снежинки пуховые
Веселые, живые,
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном,
И землю укрываете
Хрустальным серебром.

(Первый раз, проговаривая текст стихотворения, раздаю снежинки каждому ребенку; второй раз проговариваю текст, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег; на последнюю строчку стихотворения кладут снежинки на пол.)

- Выпал снег. Давайте полюбуемся им. И, правда, как настоящий.

(вносится емкость со снегом)

б) Рассматривание снега.

- Снег, какой? Посмотрите, потрогайте его.

(белый, холодный, легкий, блестящий, мокрый, пушистый, липкий)

- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (блестящий, искрящийся)

(на магнитную доску прикрепляю «снег»)

- Какой выпадает снег? (дети составляют распространенные предложения: Выпал белый, пушистый снег)

в) Динамическое упражнение

Холод – стужа, потирают ладошки, стучат ими по бедрам
Холод – стужа
Снег колючий
Кружит, кружит … кружатся, разведя руки в стороны
В сугроб снежинки соберем
И дальше мы играть начнем.

г) Выпало много снега, и появились сугробы.

(на магнитную доску прикрепляю изображения сугробов)

- Какие бывают сугробы? (белые, большие, огромные, высокие, громадные, мохнатые, пушистые, мягкие)
- Составьте предложения: Какие появились сугробы? (Появились высокие, большие сугробы)

д) Рассматривание льда.

- Что происходит зимой с реками и озерами?
(выслушиваются ответы детей)

- Верхний слой воды превращается в лед. Вот такой. (вносится емкость со льдом)
- Лед, какой? Посмотрите, потрогайте.
(холодный, прозрачный, скользкий, твердый, блестящий, толстый, хрупкий, гладкий, прочный)

(на магнитную доску прикрепляю соответствующую картинку)

- Составьте предложение: Каким льдом покрываются реки и озера зимой?
- По какому льду хорошо кататься на коньках? (по гладкому, скользкому)
- А какие еще зимние забавы вам нравятся?

е) Пластический этюд «Зимние забавы» - отгадывание зимних забав по имитации действий.

- До кого дотронусь, тот становится в пару. Каждой паре достанется картинка – загадка.
- 1, 2, 3, 4, 5!
Мы пошли во двор гулять.
- Что мы видели, не скажем, а что делали - покажем.

(музыкальное сопровождение)
(по мере отгадывания дети прикрепляют картинки на магн. доску)

ж) Составление предложений по опорным предметным картинкам.

Мальчик – снеговик.
Девочка – санки.
Девочка – коньки.
Мальчик – лыжи.

Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами.
- Что делают дети?
(дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, коньках).

(по сюжетной картинке)

з) Определение эмоционально окрашенной концовки.

- У людей бывает разное настроение (демонстрирую пиктограммы). А у этих детей, какое настроение? Каково им зимой?

III. Составление предложений по картинкам и объединение их в рассказ.

Детям предлагается составить предложение по своей картинке, а затем более сильный ребенок рассказывает рассказ целиком.
- Давайте посмотрим, похож ли наш словесный портрет на фото портрет зимы. Интересен ли будет рассказ экскурсовода?

IV. Итог занятия.