В последнее время в школьной практике, наряду с традиционными формами контроля знаний, умений и навыков, все больше используются различные формы тестирования. Тесты являются наиболее эффективными, экономичными и информативными при проверке ЗУН учащихся. Периодически проводимое в течение учебного года тестирование решает ряд задач: позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов; подготовить учащихся к ЕГЭ; обеспечивает всем равные условия при контроле ЗУН; исключает субъективизм в оценивании результатов.
Цель данной работы – научить разрабатывать тест промежуточного контроля по предметам в начальной школе и не только.
Минимальные требования к тестовому заданию состоят в наличии всех трех частей:
1. Инструкции
2. Теста задания (вопроса)
3. Правильного ответа
1. Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи, описывать то, что ученик должен “сделать руками”, каким образом ему следует выполнять задание, где отмечать, как записывать и т. д.
2. Структура и состав вопроса определяется в большей степени содержанием учебного материала.
3. Правильный ответ или оценочная схема – обязательный атрибут любого тестового задания – без него задание, за исключением пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено. Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ. Это основное требование к тестовым заданиям.
Классификация тестовых заданий.
Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов. К этим шести видам может быть сведено всё многообразие существующих заданий без ущерба для их качества.
Задачи открытого типа (Приложение 1)
Задачи этого типа дают наиболее разностороннюю информацию. К ним относятся задания двух видов:
- свободного изложения. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. В этом состоит основная трудность формулирования заданий этого типа;
- дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а его формулировка должна дать один возможный вариант ответа.
Отличительной особенностью заданий дополнения и свободного изложения является то, что в заданиях дополнения требуется вместо каждого многоточия вписать только одно слово, символ, знак, т.е. один пропуск – одно слово, в то время как в задании свободного изложения вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.
Инструкция для заданий свободного изложения может быть, например, такой: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните определение, записывая ответ в бланке.
Инструкция для заданий дополнения может выглядеть так: вместо многоточия впишите нужное слово, выпишите на бланк слова, которые пропущены в тексте, вместо многоточия впишите нужный символ. Задачи дополнения относятся к наиболее ранним видам задач, применяемых при составлении тестов. При решении от испытуемого требуется, чтобы он с помощью нескольких слов, одного ключевого слова, символа или рисунка ответил на вопрос, закончил утверждение.
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:
- краткость и однозначность ответов;
- необходимость воспроизведения ответа по памяти;
- отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
- простота формулировки вопросов, простота проверки.
Для того, чтобы предотвратить возможные недочёты при формулировании вопросов дополнения, необходимо учитывать ряд правил, предложенных В.С. Аванесовым:
- использовать не более трёх пропусков подряд, лучше 1– 2;
- дополнять нужно наиболее важное – то, знание чего нужно проверить;
- дополнение лучше ставить в конце предложения;
- вопрос должен быть сформулирован чётко;
- таким же чётким и однозначным должен быть ответ;
- следует чаще пользоваться количественными величинами. [1]
Трудность в применении этого вида задач заключается в формализации ответов. Их неоднозначность затрудняет стандартизацию. Громоздкость процедуры и большие затраты времени на обследование тоже не в пользу этого метода.
Задачи закрытого типа (Приложение 2)
Задания закрытого типа – тип тестовых заданий, предусматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предполагаемых выбирается один или несколько правильных ответов. Существует несколько видов таких задач.
1. Задания альтернативных ответов. К каждой задаче альтернативных ответов даётся только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да” – “нет”, “правильно” – “не правильно”. Инструкция для задания альтернативных ответов: Обведите кружком вариант ответа “да” или “нет”, который вы считаете правильным; или обведите ответ “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком “да” в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи “нет”).Задачи альтернативного ответа целесообразно применять в тех случаях, когда:
- тест должен быть разработан быстро;
- проведение теста не должно занимать много времени;
- тест не предполагает изучение творческих возможностей испытуемого;
- есть возможность разрабатывать большое число задач для теста;
- задачи просты по содержанию и легко доступны для понимания учащихся;
Большим недостатком заданий альтернативных ответов является высокая вероятность случайных правильных решений, не следует давать вопросы с подвохом, необходимо избегать двусмысленных утверждений.
2. Задания множественного выбора
Это основной вид заданий, применяемый в учебных тестах. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. Инструкции для заданий с множественным выбором: обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа; выбери правильные ответы из предложенных вариантов и подчеркни их, в каждом вопросе может быть один или два правильных ответов.
3. Задания на восстановление соответствия (соответствие)
Задания соответствия (восстановления соответствия), в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. К этому же типу следует отнести и задания, в которых требуется восстановить порядок ряда, упорядочить. Эти задания могут рассматриваться как частный случай задания на восстановления соответствия, в которых только один ряд, а другим, предполагаемым, является время. Распространённой формой инструкции для учащихся при ответе на данный вопрос данного вида является вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму…, соедините стрелками соответствующие понятия и т.д.
Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знания и экономичность размещения задач в тесте.
4. Задания на восстановление последовательности
Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Инструкция: Расположите в правильной последовательности. (В столбце ответов поставь соответствующие буквы)
Правила составления тестовых заданий
Тестовые задания должны быть составлены с учётом определённых правил:
Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. Этим сводится к минимуму возможность столкнуться с такой проблемой как наличие более одного правильного ответа.
Вопросы должны содержать одну законченную мысль. Тестовое задание должно проверять один элемент знания.
При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова “иногда”, “часто”, “всегда”, “все”, “никогда”. Они, с одной стороны сами по себе содержат неопределённость и могут пониматься субъективно, что может приводить к ошибочным ответам, а, с другой стороны, дают учащимся догадаться о правильном ответе.
Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова “большой”, “небольшой”, “малый”, “много”, “мало”, “меньше” и т.д.
Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связей с основной мыслью, и не следует прибегать к постоянным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.
Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
Не следует задавать вопросов с подвохом.
Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; в любом случае следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов.
Избегайте двойных отрицаний, таких как: “Почему нельзя не делать?”, “Почему будет не правильно не отвечать на этот вопрос?” и т.д.
Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов; применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
Не упрощайте вопросы.
Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей и давалось в случайном порядке.
Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
Проанализируйте задания с точки зрения возможности неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
Правила, специфичные для заданий дополнения
Использовать не более 3 пропусков подряд, лучше 1–2, так как слишком большое количество пропусков увеличивает вероятность неоднозначности ответа.
Дополнять нужно наиболее важное, то, знание чего нужно проверить.
Дополнение лучше ставить в конце предложения.
Конструирование базы тестовых заданий
Создание любого теста начинается с разработки базы тестовых заданий.
При составлении базы тестовых заданий, нужно соблюдать ряд общих требований [5].
1. Соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся (требование соответствия содержанию и объёму полученной учащимися информации).
2. Задание должно требовать от учащегося решения только одного вопроса (требование простоты).
3. Формулировка задания должна в полном объёме разъяснять поставленную перед учащимися задачу, причём язык, термины, обозначения должны быть однозначно поняты всеми учащимися (требования однозначности задания).
Не допускается формулирование заданий, которые содержат некоторые недоговорённости, предположения, что учащийся, якобы, должен знать, о чём идёт речь. Тесты проверяют уровень знаний учеников, а не рассчитаны на “запутывание” их, проверку интеллектуального потенциала.
4. Подробности задания и лаконичность (краткость) вариантов ответа.
Это требование связано с тем, что учащийся должен иметь возможность удержать в памяти все варианты ответов, чтобы выбрать из них верные.
5. Идентичность вариантов ответов по форме, тематике, объёму, количеству представленных позиций.
6. Грамматическое и логическое соответствие вариантов ответов заданию.
При конструировании базы тестовых заданий с несколькими правильными вариантами ответов формируется само задание, затем в левый столбик записывают правильные ответы, а в правый – неправильные.
Например:
1. Укажите какие буквы названы правильно:
+ _ бэ, ка, эль, эр, сэ, ре, ме, эл, лэ, ше, пэ, жэ, пэ ще, эз, кэ
2. Найди однокоренное слово к слову ВОДА:
+ - водичка водитель подводный провод водяной завод
Оценивание результатов тестирования
Одним из важных показателей успешности овладения знаниями и умениями при тестовом контроле является коэффициент усвоения.
Р – количество заданий, выполненных учащимися; | |
n – общее количество заданий в тесте. |
Определив коэффициент усвоения, можно перейти к оценке и выведению обучающемуся соответствующего балла (отметки).
При этом руководствуются следующими соотношениями:
- отметка 5 – КУСВ = 0,9-1,0;
- отметка 4 – КУСВ = 0,8-0,9;
- отметка 3 – КУСВ = 0,7-0,8.
При КУСВ < 0,7 положительную оценку выставлять нельзя.
Следует также иметь в виду, что указанные пределы коэффициента усвоения, при которых выставляются оценки “3”, “4”, “5”, приняты условно. Однако даже при этой условности определение определения оценки производится более объективно и обоснованно, чем при интуитивном, чисто экспертном подходе к решению этого вопроса.
ЛИТЕРАТУРА
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Ассоциация инженеров – педагогов, 1996. – 191 с.
- Виноградова Н.Ф., Петрова И.А. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М.: Дрофа, 2000. 128с.
- Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 1982. – 234 с.
- Гузеев В.В. Тест как измерительный инструмент // Школьные технологии – 1998. – № 3. – С. 20-25.
- Клюева Г.А. Разработка тестов достижений в учебных заведениях профессионального образования. Методические рекомендации. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. – 40 с.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект – центр”, 2001. – 296 с.
- Матис Т.А.: Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.//Начальная школа №4, 1999.
- Михайлычев Е.А. Требования к разработке стандартизированного дидактического теста // Специалист. – 1996. – № 3. – С. 31-33.