Дидактическая игра – «Орнитолог» может проводиться с учащимися 7-го класса на заключительном уроке по изученной теме: «Птицы». Атрибуты игры – волчок со стрелкой и игровое поле, разделенное на сектора. Игра состоит из трех туров, участвуют в ней четыре команды со своими названиями и эмблемами, в каждой 6 ученика. Остальные учащиеся наблюдают за ходом игры.
Правила игры:
В первом туре командам предлагается 3 вопроса.
Жеребьевкой разыгрывается очередность подхода к
игровому полю. Играющие располагаются так, чтобы
не закрывать поле от остальных игроков. Один из
играющих крутит волчок. После его остановки
стрелка показывает сектор с количеством баллов
за правильный ответ. Ведущий зачитывает вопрос,
на обдумывание команде дается 30 секунд. Если
ответ не совсем точен, ведущий сам определяет,
сколько баллов заслуживает ответ. Если ответ не
верен или член команды не знает ответа, ведущий
обращается с этим вопросом к зрителям. За
правильный ответ зрителю выделяется жетон (в
конце урока на основании жетонов зрителям
выставляются оценки). Если участники игры не
могут дать правильный ответ. Ответ дает ведущий.
Если на игровом поле выпадает сектор «Б»
– банкрот, вопрос снимается и передается
зрителям. Сектор «+» означает, что
количество баллов, Указанных в первом секторе,
суммируется. Помощники ведущего в контрольном
листе фиксируют количество баллов.
Ко второму туру допускаются три команды,
набравшие большее количество баллов, а выбывшая
команда продолжает игру в качестве зрителей.
Во втором туре командам предлагается по 3
вопроса, но время на обдумывание – 20 секунд.
В 3 туре участвуют две команды, каждой
предлагается по три вопроса, время на
обдумывание – 15 секунд. В конце урока подводятся
итоги игры. Каждому игроку в зависимости от
набранных баллов выставляются оценки.
Название команд |
1 тур |
2 тур |
3 тур |
Всего баллов |
Предлагаем один из вариантов игры «Орнитолог» по теме «Мир птиц Нижнего Амура».
ХОД ИГРЫ
– Друзья, сегодня у нас не совсем обычная встреча. Давайте познакомимся ближе с прекрасным миром пернатых своего района. На уроках изучение птиц не случайно заканчивается весной. Ведь они первые после капели предвестники весны. Пробуждается природа, наполняются живительным соком деревья – всюду жизнь! И птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы у нас на Нижнем Амуре.
Первый тур
Вопросы для команды № 1:
- Всюду эта птица составляет ядро орнитонаселения, пары гнездятся под карнизами домов, по – пиратски захватывают скворечники. В период гнездования от них польза несомненна и очень велика, 40 раз в час подлетают к птенцам с гусеницей или личинкой в клюве. Поэтому одна воробьиная семья за время выкармливания птенцов уничтожает до 4 килограммов вредных насекомых, т.е. в среднем от 100 до 160 граммов в сутки. (Полевой воробей)
- Какую птицу, обитающую в нашем лесу, называют нетленной? объясните почему? (Клест)
- Эти птицы – самые крупные хищники, встречаются очень редко, рыбоядны. В настоящее время относятся к редким видам и занесены в Красную книгу России и Хабаровского края? (Орлан белохвост и орлан белоплечий)
Вопросы для 2 команды:
- О сообразительности этих птиц рассказывают легенды, птицы выдающиеся, они находят выход из положений, в которых не только другие птицы, но и многие млекопитающие стали бы в тупик, они решают трудные задачи и не раз поражали людей. Птицы в основном хищники и падальщики. Уничтожают множество грызунов – вредителей, очищают леса от трупов умерших животных. Массивные, крупные птицы с большими черными клювами и сами совершенно черные. (Ворон)
- Еще один интересный обитатель хвойного леса, это самая маленькая птица, размером чуть больше майского жука, по образу жизни похожая на синиц? (Королек)
- Это редкая и своеобразная птица выбирает для себя сырые и захламленные уголки елово-пихтовой тайги. При приближении человека она не улетает, а затаивается, дорого обходиться ее доверчивость, она стала краснокнижным видом? (Дикуша)
Вопросы для 3 команды:
- Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку? (Каменный глухарь)
- Эта птица – северянка, замечательно умеющая подрожать голосам других птиц? (Кукушка)
- Среди водоемов и пойм – обычный объект охоты, по размерам она немного меньше домашней утки. На земле вблизи воды она строит из травы, устилая своим пухом гнездо, а в нем 8 – 11 яиц? (Кряква)
Вопросы для 4 команды:
- На вейниковых лугах Амура устраивает гнезда самый крупный представитель из птиц, рост достигает 1,5 метра и более, краснокнижный вид? (японский журавль)
- Что объединяет этих птиц: даурский журавль, дальневосточный аист, черный аист, белый журавль, иглоногая сова, скопа и др.? (Более 20 видов дальневосточных птиц оказались в Красной книге)
- Кочующая птица, наш красавец. Самец выглядит настоящим франтом: голова черная с синим блеском, спинка голубовато – серая, надхвостье и подхвостье белое, брюшная сторона розовато – красная. Не гнездится в суровую зиму, но веселит наше сердце, особенно когда услышишь его негромкую, скромную, но весьма приятную песенку. Да и сама птица хороша! (Cнегирь)
Рекламная пауза: «Птицы Красной книги Хабаровского края»
Второй тур
Вопросы для 1 команды:
- Вестник весны на Нижнем Амуре. Внешне он крупнее воробья, чаще всего держится на земле, как поодиночке, так и парами, а ранней весной и в конце лета – стайками, поет чаще всего, находясь в воздухе. Спина птицы глинисто – черная с темными крупными пестринками, а нижняя сторона беловатая, грудь глинистая с мелкими продольными пестринками, по краям хвоста белые полоски. Песня – звонкие и далеко слышимые трели. (Полевой жаворонок)
- Птица совершенно белой окраски, довольно крупная с широкими крыльями. Ноги черные, как и клюв, но у основания клюва выделяется желтая полоса. Такого же цвета желтое кольцо хорошо заметно вокруг глаз. Гнезда устраивает только на деревьях
- Самая яркая и самая красивая из уток. В Хабаровском крае охраняется в заказниках «Бобровый», «Большехехцирском» и др. Внесена в Красные книги.
Вопросы для 2 команды:
- Птица из семейства утиных – редкая и своеобразная птица, одна из древнейших на Земле. Мало изученный и загадочный вид. Внесен во все существующие Красные книги. (Чешуйчатый крохаль)
- В особо суровую дальневосточную зиму наблюдалась массовая гибель птиц, порою даже до 90%. В чем основная причина их гибели?
- Утки не строят постоянного гнезда, а яйца откладывают прямо на кучу плавающих растений. Гниющие растения и солнце выполняют функцию настоящего инкубатора, да еще и плавающего? (Серощекая поганка)
Вопросы для 3 команды:
- Как называется наука о птицах? (Орнитология)
- Чешуйчатый крохаль, мандаринка, дикуша – это наши (эндемики), объясните термин. (Виды, которых больше нигде нет.)
- Одна из красивейших птиц наших лесов, золотисто – желтая, с черными крыльями, красавица только одна из плеяды ярко раскрашенных тропических птиц. Добывая пищу себе и птенцам, она уничтожает гусениц, в том числе и мохнатых, которых другие птицы не едят? (Иволга)
- Птица тесно связана с жилищем человека и гнездится в строениях. По своей биологии похож с полевым воробьем? (Домовый воробей)
Рекламная пауза: «Охрана живого в Хабаровском крае».
Третий тур
Вопросы для первой команды:
- Назовите самую большую и самую маленькую утку Хабаровского края? (Чирок трескун, горбоносый турпан)
- Известный дальневосточный орнитолог, автор книги « В стране птиц»? (Всеволод Дмитриевич Яхонтов)
- Все виды журавлей, обитающих в нашем крае, взяты под охрану и как редкие занесены в Красную книгу РСФСР, Хабаровского края. Перечислите их название. (Даурский журавль, черный журавль, японский журавль)
Вопросы для второй команды:
- Дальневосточные охотоведы заметили, что рябчики, попав в когти ястреба, сбрасывают перья. Чем объяснить такую особенность организма птицы, которая в спокойной ситуации перья не роняет?
- Серая однотонная окраска с чуть рыжеватым или оливковым налетом, туловище продолговатое, клюв довольно длинный, хвост тоже. Прилетают к нам со второй половины мая, а через 2 – 3 дня по опушкам слышится характерное пощелкивание и песня. (Толстоклювая камышевка)
- Это умная осторожная птица издавна на Руси считалась предвестником беды. Не раз русские художники использовали образ этой птицы в своих произведениях, чтобы подчеркнуть трагизм, безысходность ситуации? (Вворона)
Итог игры, награждение
Ведущий: время нашей игры подошло к концу. Мы убедились, что у команд качественные знания по птицам Нижнего Амура. Уверена, что каждый из Вас, в ходе игры узнал много нового, интересного о птицах Нижнего Амура. Будем же беречь птиц своего Нижнего Амура! До свидания! До новых встреч!