Структура программы
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Организация учебного процесса
- Формы отслеживания результатов
- Условия эффективности реализации программы
- Обеспечение программы
- Используемая литература
Пояснительная записка
Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает руками, мало рисует, конструирует.
Большинство современных ученых видят перспективы развития творческих способностей личности в использовании игровых методик.
Можно сказать, игра – необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности.
Именно в игре ребенок – автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают.
Игра – занятие, форма общения детей, не носящая обязательного характера, приносящая чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, а также игра моделирует жизненные ситуации.
Игра для взрослого – средство заполнения досуга, а для детей – возможность освоения и познания мира.
Игра выполняет целый ряд функций, что позволяет говорить о ее разнообразии и полезности; игра-труд, досуг, праздник и т.д.
Рассмотрим основные из них:
- Функция саморегуляции ребенка в игре.
Для ребенка важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно поэтому ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат (возможность победы или достижения какой-либо цели);
- Диагностическая функция игры.
Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.
Игра – метод диагностики, т.к. она наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, количество межличностных отношений друг с другом.
- Функция коррекции в игре.
Психологи смотрят на игру как на средство проявления, раскрытия и развития психологических и нравственных качеств человека. Ученые признали игру как метод познания ребенка и как метод коррекции психического развития. Игра закрепляет приобретенные способности, помогает детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
- Развлекательная функция игры.
Объективно – это основная функция игры. Развлечь – это значит доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким либо потребностям.
Игра как развлечение – одно из самых полезных занятий: обеспечивает здоровье, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться, обеспечивает радостное самочувствие.
- Социокультурная функция.
Целенаправленно идет воздействие на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, а также идут спонтанные процессы, стихийные, влияющие на формирование ребенка.
Ребенок в игре чувствует себя и функционирует в качестве полноправного члена детского коллектива.
- Коммуникативная функция.
Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Ребенок учится действовать сообщая. Игра формирует в ребенке и сохраняет у взрослого человека такие социальные черты как обаяние, непосредственность, общительность.
Обучение детей методике игровой деятельности основывается на основных функциях и предназначениях игры.
Знания, приобретенные на занятиях по направлению “Игра-дело серьёзное”, имеют большую практическую и социальную значимость для воспитанников. Срок обучения рассчитан на 1 год.
Цель: Развитие лидерских качеств воспитанников.
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков и организаторских способностей.
- Создание условий для творческого самовыражения и самореализации при составлении игровых программ.
- Ознакомление детей с различными видами игр и методикой их проведения.
- Воспитание эстетического вкуса.
Учебно-тематический план
Раздел, название темы | Количество часов |
I. Подвижные игры | 13,5 ч |
Вводный урок Что такое подвижная игра. Виды подвижных игр. Методика организации подвижной игры. Место и роль организатора в проведении подвижной игры. Использование реквизита. |
2 ч. |
Игры с разделением на
команды “Вороны-воробьи”, “Разрывные цепи”, “Горка, тропинка…”, “Вышибалы”, “Плетень”, “Круговые салки”, “Молекулы”. |
2 ч. |
Игры без разделения на
команды “Западня”, “Теремок”, “Хвост-голова”, “Семеро одного не ждут”, “Падающая палка”, “Пойдем поиграем”. |
2 ч. |
Игры с выбором водящего Формы и выборы водящего для игры. Разнообразные салки, “Кот и мыши”, “Сторожа”, “Прятки”. |
0,5 1 ч. |
Игры-эстафеты Способы формирования команд. Эстафеты с мячом. Эстафеты с набором предметов. Эстафеты без предметов. Эстафеты с обручем. |
1 ч. |
Игры-поединки “Буква за спиной”, Перетяжка, “Слепой футбол”, “Петушиный бой”, “Толкачики”. |
1 ч. |
Учет возрастных особенностей в выборе подвижных игр. | 0,5 ч. |
Использование подвижных игр в игровых программ для младших школьников. | 0,5 ч. |
Организация практической деятельности учащихся | 3 ч. |
II. Спокойные игры | 5 ч. |
Вводный урок. Где используются такие игры. Методика организации игр. Используемый реквизит. Роль и место организатора игр при проведении игр. |
1 ч. |
Разучивание игр. “Рыба, птица, зверь”, “Музыкальный предмет”, “Цепочка имен”, “А я еду”, “Снежный ком”. |
2 ч. |
Организация практической деятельности | 2 ч. |
III. Игры-конкурсы(Аттракционы). | 6 ч. |
Вводный урок. Что такое аттракцион. Использование аттракционов в игровой практике. Методика проведения аттракционов у младших школьников. Роль и место организатора в проведении аттракционов. Приемы и способы привлечения игроков для участи в аттракционах. |
1 ч. |
Разучивание аттракционов: “Проворные мотальщики”, “Возьми приз”, “Кольцебросы”, “Воронка и ворона”, “С кеглями” (по плану практики) |
2 ч. |
•ачетное занятие | 1 ч. |
Практическое применение аттракционов в работе с младшими школьниками. | 2 ч. |
IV. Игры с залом | 4,5 ч. |
Вводный урок. Место и формы проведения игр с эстрады. Роль организатора. |
0,5 ч. |
Разучивание игр-кричалок, игр на внимание, “Обсерватория”, с разделением зала на группы; “Скользко”, “Любимое блюдо” и т.п. | 2 ч. |
Практическое применение игр этого типа в игровых программах для младших школьников. | 2 ч. |
V. Игровые переменки. | 1,5 ч. |
Вводный урок. Особенности организации игровых переменок. Методика организации и проведения игровых переменок. Методика составления игровых программ для игровой переменки с учетом возрастных особенностей. |
0,5 ч. |
Разучивание игр: в кругу; на внимание; эстафеты; аттракционы. |
1 ч. |
Организация практики на базах школ района (сбор отзывов с мест) | |
VI. Музыкальные игры | 2,5 ч. |
Вводный урок. Место проведения игр. Методика проведения игр. Использование фонограмм. Использование текстов. |
0,5 ч. |
Разучивание игр: “Барыня”, “Музыкальный алфавит”, “Споем алфавит”, “Если нравится тебе”, “Кукушка”, “Жили у бабуси”, “Продолжи песню”, “Попади в такт”, “Прерванная песня”, “Кольцовки песен”. | 2 ч. |
VII. Составление игровых программ для младших школьников | 3 ч. |
Вводный урок. Что такое игровые программы. Принцип составления игровых программ. |
1ч. |
Составление, разработка игровых программ для детей младшего школьного возраста (по микрогруппам). | 1 ч. |
Практическое занятие (по микрогруппам). | 1 ч. |
VIII. Зачетное занятие по курсу “Игра” | 1 ч. |
Прогнозируемый результат
По окончании обучения воспитанники
должны знать:
- содержание игр разных направлений;
- теоретические аспекты по игре.
должны уметь:
- грамотно организовать и провести игры, разные по характеру, с младшими воспитанниками;
- четко объяснять правила игры;
- комментировать ход игры;
- выбрать водящего;
- использовать необходимый реквизит;
- подобрать музыкальное оформление;
- подвести итог игры;
- отметить или наградить победителей;
- заполнить играми паузы во время игровой программы;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- владеть аудиторией играющих .
Формы отслеживания результатов
Организация практики в рамках учебной программы.
- Массовые дела в Центре.
- Взаимодействие со школами района.
Организация учебного процесса
Набор детей осуществляется по результатам диагностики с 10 лет. Особое внимание на занятиях по играм уделяется индивидуальной работе с каждым воспитанником, т.к. в практическую деятельность включены все. С отдельными воспитанниками индивидуальная работа рассчитана на более углубленное обучение игровой деятельности.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе в подготовке игровых программ, проведении их в СРЦН, в школе.
Во время занятий по играм и игровым формам каждый воспитанник ведет свою рабочую тетрадь (конспекты), где записаны все игры, с которыми он знакомится на занятиях. Следовательно, по окончанию курса “Игра-это серьезно”, каждый воспитанник имеет личную “энциклопедию” игр.
Все, что наработали дети на занятиях, они могут воплотить практически с любой детской аудиторией.
В объединении коллектива большое значение играет работа по микрогруппам. Именно такая работа позволяет детям лучше узнать друг друга и легче контактировать при проведении любых практических дел.
Условия эффективности реализации программы
Для более эффективной реализации данной программы необходимо:
- возраст детей, занимающихся в коллективе не моложе 10 лет, так как более младшие дети не способны на организацию больших групп детей, они находятся в менее активной позиции,
- смена видов деятельности: теория и практика;
- использование новинок литературы;
- использование практики для учащихся;
- обеспечение программы дидактическими материалом (методическими разработками, реквизитом, фонограммами, костюмами);
- организация индивидуальной подготовки.
Обеспечение программы
1. Дидактическое:
- методические, сценарные разработки;
- изготовление и приобретение реквизита для игр, конкурсов, аттракционов;
- оформление помещения к игровым программам согласно тематике;
- разработка и изготовление поощрительных жетонов к играм;
- оформление раскладушек с фотоматериалом о проделанных делах.
2. Материально-техническое:
- наличие аудитории для занятий и проведения игровых программ;
- наличие видеозаписей учебных занятий и массовых мероприятий с целью их анализа вместе с детьми;
- наличие магнитофона;
- наличие микрофонов, радиомикрофонов;
- пополнение костюмерного склада;
- приобретение нового, современного реквизита;
- пополнение призового фонда;
- финансирование (частичное) выездов с детьми с целью обмена опытом.
- подготовка помещений к занятиям;
- подготовка костюмов к выступлениям.
3. Повышение профессионального уровня:
- посещение семинаров по профилю;
- посещение занятий с целью обмена опытом;
ЛИТЕРАТУРА:
- Афанасьев С., Тимонин А., Тимонина Л. Малые формы работы. - “Вариант” г. Кострома.
- Афинина Н.Л. Уроки прекрасного. – М., 1983.
- Бекар Б. Воспитание искусством. – М., 1981.
- Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1971г.
- Диалоги о воспитании. – М., 1985.
- Ильина Т.В., Ушакова М.В., Шинкевич И.Е. Педагогическое программирование в учреждении дополнительного образования. – Ярославль, 1996.
- Илюхин В.У. Творчество – у истоков гражданственности. – М., 1989.
- Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. – М., 1993