Программа "Игра — это серьезно"

Разделы: Внеклассная работа


Структура программы

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Организация учебного процесса
  4. Формы отслеживания результатов
  5. Условия эффективности реализации программы
  6. Обеспечение программы
  7. Используемая литература

Пояснительная записка

Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает руками, мало рисует, конструирует.

Большинство современных ученых видят перспективы развития творческих способностей личности в использовании игровых методик.

Можно сказать, игра – необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности.

Именно в игре ребенок – автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают.

Игра – занятие, форма общения детей, не носящая обязательного характера, приносящая чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, а также игра моделирует жизненные ситуации.

Игра для взрослого – средство заполнения досуга, а для детей – возможность освоения и познания мира.

Игра выполняет целый ряд функций, что позволяет говорить о ее разнообразии и полезности; игра-труд, досуг, праздник и т.д.

Рассмотрим основные из них:

  • Функция саморегуляции ребенка в игре.

Для ребенка важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно поэтому ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат (возможность победы или достижения какой-либо цели);

  • Диагностическая функция игры.

Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.

Игра – метод диагностики, т.к. она наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, количество межличностных отношений друг с другом.

  • Функция коррекции в игре.

Психологи смотрят на игру как на средство проявления, раскрытия и развития психологических и нравственных качеств человека. Ученые признали игру как метод познания ребенка и как метод коррекции психического развития. Игра закрепляет приобретенные способности, помогает детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

  • Развлекательная функция игры.

Объективно – это основная функция игры. Развлечь – это значит доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким либо потребностям.

Игра как развлечение – одно из самых полезных занятий: обеспечивает здоровье, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться, обеспечивает радостное самочувствие.

  • Социокультурная функция.

Целенаправленно идет воздействие на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, а также идут спонтанные процессы, стихийные, влияющие на формирование ребенка.

Ребенок в игре чувствует себя и функционирует в качестве полноправного члена детского коллектива.

  • Коммуникативная функция.

Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Ребенок учится действовать сообщая. Игра формирует в ребенке и сохраняет у взрослого человека такие социальные черты как обаяние, непосредственность, общительность.

Обучение детей методике игровой деятельности основывается на основных функциях и предназначениях игры.

Знания, приобретенные на занятиях по направлению “Игра-дело серьёзное”, имеют большую практическую и социальную значимость для воспитанников. Срок обучения рассчитан на 1 год.

Цель: Развитие лидерских качеств воспитанников.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков и организаторских способностей.
  • Создание условий для творческого самовыражения и самореализации при составлении игровых программ.
  • Ознакомление детей с различными видами игр и методикой их проведения.
  • Воспитание эстетического вкуса.

Учебно-тематический план

Раздел, название темы Количество часов
I. Подвижные игры 13,5 ч
Вводный урок

Что такое подвижная игра.

Виды подвижных игр.

Методика организации подвижной игры.

Место и роль организатора в проведении подвижной игры.

Использование реквизита.

2 ч.
Игры с разделением на команды

“Вороны-воробьи”, “Разрывные цепи”, “Горка, тропинка…”, “Вышибалы”, “Плетень”, “Круговые салки”, “Молекулы”.

2 ч.
Игры без разделения на команды

“Западня”, “Теремок”, “Хвост-голова”, “Семеро одного не ждут”, “Падающая палка”, “Пойдем поиграем”.

2 ч.
Игры с выбором водящего

Формы и выборы водящего для игры.

Разнообразные салки, “Кот и мыши”, “Сторожа”, “Прятки”.

0,5

1 ч.

Игры-эстафеты

Способы формирования команд.

Эстафеты с мячом.

Эстафеты с набором предметов.

Эстафеты без предметов.

Эстафеты с обручем.

1 ч.
Игры-поединки

“Буква за спиной”, Перетяжка, “Слепой футбол”, “Петушиный бой”, “Толкачики”.

1 ч.
Учет возрастных особенностей в выборе подвижных игр. 0,5 ч.
Использование подвижных игр в игровых программ для младших школьников. 0,5 ч.
Организация практической деятельности учащихся 3 ч.
II. Спокойные игры 5 ч.
Вводный урок.

Где используются такие игры.

Методика организации игр.

Используемый реквизит.

Роль и место организатора игр при проведении игр.

1 ч.
Разучивание игр.

“Рыба, птица, зверь”, “Музыкальный предмет”, “Цепочка имен”, “А я еду”, “Снежный ком”.

2 ч.
Организация практической деятельности 2 ч.
III. Игры-конкурсы(Аттракционы). 6 ч.
Вводный урок.

Что такое аттракцион.

Использование аттракционов в игровой практике.

Методика проведения аттракционов у младших школьников.

Роль и место организатора в проведении аттракционов.

Приемы и способы привлечения игроков для участи в аттракционах.

1 ч.
Разучивание аттракционов:

“Проворные мотальщики”, “Возьми приз”, “Кольцебросы”, “Воронка и ворона”, “С кеглями” (по плану практики)

2 ч.
ачетное занятие 1 ч.
Практическое применение аттракционов в работе с младшими школьниками. 2 ч.
IV. Игры с залом 4,5 ч.
Вводный урок.

Место и формы проведения игр с эстрады.

Роль организатора.

0,5 ч.
Разучивание игр-кричалок, игр на внимание, “Обсерватория”, с разделением зала на группы; “Скользко”, “Любимое блюдо” и т.п. 2 ч.
Практическое применение игр этого типа в игровых программах для младших школьников. 2 ч.
V. Игровые переменки. 1,5 ч.
Вводный урок.

Особенности организации игровых переменок.

Методика организации и проведения игровых переменок.

Методика составления игровых программ для игровой переменки с учетом возрастных особенностей.

0,5 ч.
Разучивание игр:

в кругу;

на внимание;

эстафеты;

аттракционы.

1 ч.
Организация практики на базах школ района (сбор отзывов с мест)  
VI. Музыкальные игры 2,5 ч.
Вводный урок.

Место проведения игр.

Методика проведения игр.

Использование фонограмм.

Использование текстов.

0,5 ч.
Разучивание игр: “Барыня”, “Музыкальный алфавит”, “Споем алфавит”, “Если нравится тебе”, “Кукушка”, “Жили у бабуси”, “Продолжи песню”, “Попади в такт”, “Прерванная песня”, “Кольцовки песен”. 2 ч.
VII. Составление игровых программ для младших школьников 3 ч.
Вводный урок.

Что такое игровые программы.

Принцип составления игровых программ.

1ч.
Составление, разработка игровых программ для детей младшего школьного возраста (по микрогруппам). 1 ч.
Практическое занятие (по микрогруппам). 1 ч.
VIII. Зачетное занятие по курсу “Игра” 1 ч.

Прогнозируемый результат

По окончании обучения воспитанники

должны знать:

  • содержание игр разных направлений;
  • теоретические аспекты по игре.

должны уметь:

  • грамотно организовать и провести игры, разные по характеру, с младшими воспитанниками;
  • четко объяснять правила игры;
  • комментировать ход игры;
  • выбрать водящего;
  • использовать необходимый реквизит;
  • подобрать музыкальное оформление;
  • подвести итог игры;
  • отметить или наградить победителей;
  • заполнить играми паузы во время игровой программы;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • владеть аудиторией играющих .

Формы отслеживания результатов

Организация практики в рамках учебной программы.

  • Массовые дела в Центре.
  • Взаимодействие со школами района.

Организация учебного процесса

Набор детей осуществляется по результатам диагностики с 10 лет. Особое внимание на занятиях по играм уделяется индивидуальной работе с каждым воспитанником, т.к. в практическую деятельность включены все. С отдельными воспитанниками индивидуальная работа рассчитана на более углубленное обучение игровой деятельности.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе в подготовке игровых программ, проведении их в СРЦН, в школе.

Во время занятий по играм и игровым формам каждый воспитанник ведет свою рабочую тетрадь (конспекты), где записаны все игры, с которыми он знакомится на занятиях. Следовательно, по окончанию курса “Игра-это серьезно”, каждый воспитанник имеет личную “энциклопедию” игр.

Все, что наработали дети на занятиях, они могут воплотить практически с любой детской аудиторией.

В объединении коллектива большое значение играет работа по микрогруппам. Именно такая работа позволяет детям лучше узнать друг друга и легче контактировать при проведении любых практических дел.

Условия эффективности реализации программы

Для более эффективной реализации данной программы необходимо:

  • возраст детей, занимающихся в коллективе не моложе 10 лет, так как более младшие дети не способны на организацию больших групп детей, они находятся в менее активной позиции,
  • смена видов деятельности: теория и практика;
  • использование новинок литературы;
  • использование практики для учащихся;
  • обеспечение программы дидактическими материалом (методическими разработками, реквизитом, фонограммами, костюмами);
  • организация индивидуальной подготовки.

Обеспечение программы

1. Дидактическое:

  • методические, сценарные разработки;
  • изготовление и приобретение реквизита для игр, конкурсов, аттракционов;
  • оформление помещения к игровым программам согласно тематике;
  • разработка и изготовление поощрительных жетонов к играм;
  • оформление раскладушек с фотоматериалом о проделанных делах.

2. Материально-техническое:

  • наличие аудитории для занятий и проведения игровых программ;
  • наличие видеозаписей учебных занятий и массовых мероприятий с целью их анализа вместе с детьми;
  • наличие магнитофона;
  • наличие микрофонов, радиомикрофонов;
  • пополнение костюмерного склада;
  • приобретение нового, современного реквизита;
  • пополнение призового фонда;
  • финансирование (частичное) выездов с детьми с целью обмена опытом.
  • подготовка помещений к занятиям;
  • подготовка костюмов к выступлениям.

3. Повышение профессионального уровня:

  • посещение семинаров по профилю;
  • посещение занятий с целью обмена опытом;

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Афанасьев С., Тимонин А., Тимонина Л. Малые формы работы. - “Вариант” г. Кострома.
  2. Афинина Н.Л. Уроки прекрасного. – М., 1983.
  3. Бекар Б. Воспитание искусством. – М., 1981.
  4. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1971г.
  5. Диалоги о воспитании. – М., 1985.
  6. Ильина Т.В., Ушакова М.В., Шинкевич И.Е. Педагогическое программирование в учреждении дополнительного образования. – Ярославль, 1996.
  7. Илюхин В.У. Творчество – у истоков гражданственности. – М., 1989.
  8. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. – М., 1993