Неделя математики и информатики

Разделы: Внеклассная работа


Традиционно каждый год в декабре  в нашей школе проводится неделя «Математики». В этом учебном году ребята смогли проявить себя не только по математике, но и по информатике, так как первый год в школе прошла неделя «Математики и информатики».
Во время недели учащиеся начальной школы участвовали в олимпиаде по математике.
Среди 5–7 классов проводилась игра «Математическое поле чудес» на тему: «История возникновения и развития математики». Учащиеся 10–11 классов представили команды знатоков (5 человек). Они участвовали в игре «Что? Где? Когда?», девизом которой стали слова Н.И.Лобачевского: «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда–нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».
Настоящим праздником для учеников 3 класса была защита учениками 11а класса творческих работ по информатике (программирование). Старшеклассники составили программу тестирования по математике для учеников 3 класса. После выполнения теста ребята сразу знали результат своих знаний. Математику знают (из 14 учащихся): превосходно – 6, отлично – 5, очень хорошо – 2, хорошо – 1. Одиннадцатиклассникам и третьеклассникам такая форма работы очень понравилась. Первые удовлетворены, что их работа не пропала даром, вторые с удовольствием побывали в компьютерном кабинете и получили небольшие азы в работе на компьютерах, а также продемонстрировали прекрасные знания по математике. А еще примечательна эта встреча тем, что «учителями» для третьеклассников были дети, у которых первый учитель тот же, что и у них.                                      
Хотелось бы верить, что неделя «Математики и информатики» не оставила равнодушными учащихся нашей школы и они с интересом будут изучать эти предметы.

Игра «Поле чудес»

Тема: «История возникновения и развития математики»

Участники – учащиеся 5–7-х классов.
Жюри – ученики 11-го класса.

ХОД ИГРЫ

Задание 1-й тройке

Когда и кем были «заново»  изобретены десятичные дроби?

(Фламандским инженером и ученым Симоном Стевином в середине XVI века)

Игра со зрителями

Что означает латинское слово «градус»?

(«Ступень», или «шаг»)

Задание -й тройке

Кто изложил в России учение о десятичных дробях?

(Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 г. В учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная»)

Игра со зрителями

 В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах?

(Более 3 тыс. лет назад в Вавилоне)

Задание 3-й тройке:

Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 г. Немецким физиком и математиком Готфилдом Вильгельмом Лейбницем?

(Арифмометр)

Игра со зрителями.

В долине какой реки в Древнем Египте было сосредоточено земледелие?  (Нил)

Финальная игра:

Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия».

(Землемерие. Гео – земля, метрио – измеряю)

Суперигра

Как называется наука об измерении земли?

(Геодезия)

Игра «Что? Где? Когда?»

Участники – учащиеся 10–11-х классов.

ХОД ИГРЫ

Вопросы:

1. Индейцы называли «сунья», арбские математики «сифр». Как мы называем его сейчас?

(Нуль)

2. Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В.Ломоносов, называвший его «Вратами учености». Именно в нем первые на русском языке введены понятия «частное», «произведение», «делитель». Назовите учебник и его авторов.

(«Арифметика» Л.Ф.Магницкого)

3. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?

(О биссектрисе)

4. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она?

(С.В.Ковалевская)

5. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?

(Архимед)

6. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

(Радиус)

7. В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике?

(Кубик)

8. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это?

(Гипотенуза)

9. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей?

(Нуль)

10. Воины римского консула Марцелло были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту. Что в черном ящике?

(Винт Архимеда, используется в мясорубке)

11. Мы в отличие от египтян, римлян и словян, пользуемся позиционной системой счисления, в которой всего 10 цифр, – «ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их.

(Это разряды, их всего 3 – единицы, десятки, сотни.)