Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать ученика, чтобы он мог занять достойное место в обществе. Одним из направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса. Найти такие формы и методы обучения, которые развивают мыслительные способности учащихся и интерес к учёбе, самостоятельности, творчеству. Требование наших дней - это воспитание самостоятельности, активности учащихся.
Игра - один из видов активной деятельности. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деяртельность интеллектуально-пассивных детей. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно, поэтому то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается.
Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов и закрепление знаний.
Допустим, ученику в короткий срок нужно запомнить большое количество фактов. На таком уроке помогают командные математические соревнования. Например: урок геометрии в 8 классе.
Тема: Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Надо на уроках запомнить и уметь применять синус, косинус, тангенс для углов
На первом уроке даются понятия, таблицы и учитель объявляет, что на следующем уроке опрос по этому материалу будет проводиться в форме соревнования.
Заранее готовится карточки с вопросами.
Правила соревнования просты: все учащиеся разделяются на команды, от каждой команды к доске поочередно выходит представитель, который берет карточку и отвечает на вопрос. На обдумывание ответа и его запись на доске дается не более 5 секунд. Когда все участники игры заканчивают свои выступления, подводятся итоги, определяются суммы баллов полученных каждой командой. Команда, набравшая больше баллов, объявляется победительницей и награждается призовым баллом, который она по своему усмотрению прибавляет к оценке одного из своих участников. Такая игра заставляет учеников внимательно слушать объяснения учителя. Кроме того, нет проблемы с накоплением оценок и удобны для учителя - они не требуют дополнительных работ и времени для подготовки. Французский писатель Анатоль Франс писал “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Описываемый урок-КВН проходил в 6 классе.
Тема: Сложение и вычитание дробей с различными знаменателями.
Цели:
- обобщение знаний об обыкновенных дробях и действий над ними;
- закрепление умений сложения и вычитания обыкновенных дробей;
- воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, развитие самостоятельности.
Оборудование:
- таблица и карточки с примерами,
- перфокарты,
- учебники.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Сообщение учащимся цели урока.
Для достижении цели класс делится на две команды. Выбирают капитанов команд.
2. Актуализация полученных знаний.
1. Устно отвечают на вопросы.
1-я команда: Правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
2-я команда: Правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
П. Устные задачи; “Кто первым?”
a)
В этом ряде есть “Лишняя” дробрь. Какая и как она называется?
( | 6 5 |
- неправильная) |
б) на доске примеры. Каждый ученик из команды быстро выходит к доске и пишет ответ примера. (Приложение)
За каждый верный ответ команда получает 1 балл, за каждый неправильный ответ 1 балл теряет.
Делается итог по заданиям.
III. Систематизация знаний учащихся.
Решение задач с целью применения арифметических действий.
Задачи с учебника.1- команде №377, 2- команде № 378 (математика 6 класс. Н. Велинкин, В. Жохов, А. Чесноков, С. Шварцбурд).
Решают самостоятельно, проверка коллективная. За правильное и быстрое решение команде прибавляется “5” баллов.
Самостоятельная работа.
Выполните действие. Расположите ответы в порядке убывания и прочитайте слово.
Вариант 1 (Приложение)
Вариант 2 (Приложение)
Первым прочитавшему слово команде прибавляется балл.
Послесловие
А сейчас послушаем о жизни Евклида. О жизни Евклид мы знаем очень мало. Евклид был приглашен в Александрию царем Птолемеем 1 для организации математической школы и преподавал там математику (это было в период между 365 и 300 г.г. до н.э.) Он написал ряд сочинений по математике, оптике. Главное сочинение Евклида- труд по геометрии “Начала”.
Как сообщает историк и философ Прокл (V в), однажды царь Птолемей спросил Евклида, нельзя ли найти более короткий путь к изучению геометрии. Ученый ответил: “В геометрии нет царского пути”.
Соревнование капитанов
“Кто быстрей забирается на вершину”
На столе разложены листки с ответами. На доске лестница с примерами. Капитаны решают примеры, находят листки с ответами. (Приложение)
Прикрепляют ответы над примерами. За каждое правильное решение примера дается по 1 баллу.
Пока капитаны забираются по лестнице, остальные члены команды собирают лепестки “ромашки”. Отвечают устно. Лепестки ромашки берут поочередно. За каждый верный ответ дается 1 балл.
Подведение итогов. Посчитаем баллы. Определяем победившую команду. Оценки ставим коллективно.
В таких играх завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.