Вслед за Коньком-Горбунком: урок-игра — внеклассное чтение для 3-го и 4-го класса

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Задачи:

  1. Познакомить детей со сказкой П.П. Ершова “Конёк-Горбунок”.
  2. Прочитать вместе детьми биографию автора. Закрепить знания.
  3. Способствовать развитию речи детей.
  4. Развивать логическое мышление.

Оборудование:

  1. Криптограмма “Ершов” – 14 штук (одна на парту)
  2. Кроссворд “Герои сказки” – 14 штук.
  3. Биографии П.П. Ершова – 14 штук.
  4. Портрет П.П. Ершова.
  5. Алфавиты – 14 штук.
  6. Набор “Сказочное море-окиан” – 6 штук (по одному на группу).
  7. Текст сказки – 6 штук.
  8. Альбомные листы – 6 штук.
  9. Цветные карандаши.

Ход урока

Библиотекарь: Ребята, давайте разгадаем криптограмму.

Г Ж А Л Е
Н И Р С М
Д М У Ш Д
У О И А Н
В Л Г С Ж

Зачеркните все повторяющиеся буквы. Из оставшихся сложите слово.

Библиотекарь: Правильно. Получилась фамилия автора, написавшего сказку “Конёк-Горбунок” – Ершов.

Давайте все вместе прочитаем биографию (Приложение 1) этого автора, чтобы узнать о его жизни и творчестве.

Вопросы по тексту:

  1. В каком городе родился автор?
  2. В каком учебном заведении он учился?
  3. В каком году была написана сказка? Сколько лет было автору?
  4. В каком году Ершов закончил работу над сказкой окончательно?
  5. Что сказал А.С. Пушкин после прочтения сказки? Почему он так сказал?

Библиотекарь: А теперь давайте разгадаем кроссворд. (Приложение 2) Только он необычный. Чтобы его разгадать, необходимо с помощью алфавита расшифровать все слова.

А теперь проверим, что у нас получилось. (По ходу проверки уточнять, что это за герои, в чём заключается их роль в сказке)

Библиотекарь: В сказках всегда бывают магические, волшебные цифры. Какие это цифры? (Ответы детей)

Давайте вспомним, где в сказке встречается цифра 3?

- Три десятка кораблей, проглоченных чудо-юдо рыбой-китом.

- Два коня и Конёк-Горбунок (дети кобылицы).

- Три сына у старика-отца.

- Три путешествия Ивана:

а) За Жар-птицей,

б) За Царь-девицей,

в) За перстнем Царь-девицы.

- Три котла, в которых купался Иван.

А где встречается цифра 7?

- Путешествует Иван каждый раз 7 дней.

Библиотекарь: Послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки и скажите, о ком эти строчки?

Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты-то – сущий смех!
Чай, таких у куриц нету;
А уж сколько, парень свету.
Словно батюшкина печь.

Кто это? (ответы детей) Правильно, это Жар-птицы. Давайте нарисуем перо Жар-птицы так, как вы это себе представляете.

Библиотекарь: Есть такое понятие в русском языке, как фразеологический оборот. Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовал и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания – фразеологизмы.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Употребляет в сказке фразеологические обороты и Ершов.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

Сонные тетери.

Тетеря – просторечное название тетерева. Тетерев во время токования (брачного пения) не слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко подобраться. Отсюда пошло выражение “глухая тетеря”, “сонная тетеря”.

“Глухая тетеря” говорится о глухом, ничего не слышащем человеке.

“Сонная тетеря” – о сонном, вялом, малоподвижном.

Попробуем объяснить отрывок из сказки:

Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери
Под дождём я весь промок
С головы до самых ног!

Как сыр в масле кататься.

Сыр и масло издревле были символами благополучия и сытости. “Как сыр в масле кататься” – это значит жить в довольстве, достатке и благополучии, ни в чём себе не отказывая.

Объясним отрывок из сказки:

Царь отправился назад,
Говорит ему: “Ну, брат,
Пара нашим не даётся;
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить;
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься…”

Но есть такие фразеологические обороты, которых в сказке нет, но они очень к ней подходят. Например:

За тридевять земель.

Тридевять – старинное числительное, которое употреблялось в старину при счёте по девяткам, т.е. трижды девять – 27, выражение вошло в русский язык из сказок, где оно обозначало неведомую даль, далёкое место. Это выражение употребляется, когда говорящий хочет сказать про что-либо, находящееся очень далеко.

К кому, и по отношению к какому событию мы можем употреблять этот фразеологизм?

Как с гуся вода.

Сравнение основано на том, что гусиное оперенье, покрытое жиром, не пропускает воды, она с него скатывается. Употребляется в значении – всё нипочём, абсолютно не действует, не производит никакого впечатления.

К кому, и по отношению к какому событию мы можем употреблять этот фразеологизм?

Остались рожки да ножки.

Этот фразеологизм – строка из популярной детской песенки о козлёнке. Он значит, что совсем ничего или почти ничего не осталось от чего-то или кого-то. Говорится в шутливом тоне.

К кому, и по отношению к какому событию мы можем употреблять этот фразеологизм?

Библиотекарь: А теперь выполним такое задание

В каждом конверте набор картинок с изображением рыб и животных моря. Давайте вспомним, какими рыбами и животными заселил Ершов своё сказочное море-окиан. (Работа детей в группах. Должно получится: кит, осётр, ёрш, лещ, сом, рак, дельфин, сельдь)

А теперь проверим с помощью отрывка из книги (Приложение 3), всё ли мы сделали правильно. Какие рыбы и животные лишние, а каких не хватает? (Лишние: кашалот, белуга, акула. Не хватает карася, салаки, плотвы.)

Библиотекарь: Ребята! А.С. Пушкин как-то сказал: “Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Какой урок, или уроки мы можем извлечь из этой сказки.

Литература:

  1. Алексеев Г. Чародей из Сибири [Текст] / Г. Алексеев // Библиотекарь. – 1990. – № 2. – С. 52-53.
  2. Кошелева В. Великие сказочники [Текст] / В. Кошелева // Здоровье школьника. – 2007. – № 8. – С. 66-67.
  3. Петрова О. Игра по сказке П.П. Ершова “Конек-Горбунок” [Текст] / О. Петрова // Литература: газета Издательского дома “Первое сентября”. – № 47. – С. 21.
  4. Райкова Ю.Л. “Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив” [Текст]: игра по сказке П.П. Ершова “Конек-Горбунок” для 3-5 классов / Ю.Л. Райкова // Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 1. – С. 99-101.