Деятельность учителя характеризуется постоянным совершенствованием учебного процесса, поиском новых приёмов обучения языку и использованием их в сочетании с традиционными методами.
Достижение результата на уроке возможно только при условии развития творческой активности учащихся, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач. О прочности знаний можно судить после того, как учитель видит заинтересованность детей в процессе урока, а также поддерживает творческую активность у учащихся как во время урока, так и в процессе подготовки к нему.
Особенность изучения русского языка в 7 классе в том, что дети знакомятся с новыми частями речи (причастием и деепричастием), изучение которых составляет значительную часть программы в данном классе и служит основой для изучения русского языка в 8 – 9 классах. Изучение этих частей речи вызывает определённые трудности у детей.
Я предлагаю разработку нетрадиционного урока по обобщению знаний, полученных при изучении темы “Причастие, как часть речи”.
Вид урока: игра
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Технология: элементы групповой и игровой технологий
Цель:
- Cовершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Причастие, как часть речи”;повторение знаков препинания при причастном обороте;
- Повторение теоретических понятий по теме “Причастие”;
- Воспитание интереса к урокам русского языка;
- Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию.
За неделю учащиеся получают задание :
- Разбиться на группы (команды) (по желанию, интересам, личной симпатии и т.д.) по 5-6 человек и выбрать в каждой команде капитана, который будет
- Руководить и предварительной подготовкой
- Подготовиться к конкурсам
а) теоретический конкурс
б) пунктуационный конкурс
в) орфографический конкурс
г) вопросы “на засыпку”
д) творческий конкурс
Оборудование урока.
Парты расставлены на пять команд, стол жюри, доска, подготовленная к работе; подготовленные таблицы, схемы.
Каждый конкурс оценивается по 5-балльной системе.
Победители получают оценку “5”
Ход урока
Объявляется 1-й конкурс “Теоретический”
Первая команда даёт задание второй, вторая – третьей, третья – четвёртой, четвёртая – пятой, пятая – первой (и так в каждом конкурсе)
Задание (1-ая команда даёт задание 2-ой)
1. Укажите морфологические признаки, унаследованные причастием от глагола и прилагательного.
Вспомнить каким причастиям принадлежат данные суффиксы.
-ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-) |
-вш-, -ш-. |
Задание 2-ой команде даёт 3-я команда
Каким причастиям принадлежат данные суффиксы
-ем-(ом-), -им- | -енн-(-ённ-), -нн-, -т- |
Расскажите об образовании действительных и страдательных причастий .
Задание 3-ей команде даёт 4-ая команда
Расскажите о правописании не- с причастиями
Задание 4-ой команде даёт 5-ая команда
Расскажите о правописании одной или двух -н- в причастиях.
Задание 5-ой команде даёт 1-ая команда.
Расскажите о морфологических признаках причастия и о знаках препинания при причастном обороте.
Конкурс №2 “Пунктуационный”
Расставить знаки препинания в предложениях.
- Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.
- Шуба скроенная по совету друзей никогда не будет мала.
- Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд.
- Человек закаляющийся с детских лет всегда бодр и здорв.
- Не замеченный противником батальон зашёл в тыл.
Конкурс №3 “Орфографический”
1. Вставить пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий.
Умира..ие звёзды, бодр..ий морской воздух, запах распуска..щейся зелени, брезж..щий свет звёзд, сверка..ий снег, улыба..ееся детское лицо, утоля..ее боль лекарство, стро.ийся дом, приближа..аяся ночь, плыву..ие облака, веду..ая к садам дорожка.
2. Запишите в два столбика причастия с суффиксами –ем- , -им-
Муч..ый жаждой, рекоменду..ая книга, сжига..ое топливо, уважа.. ый всеми, умножа..ое число, видый простым глазом, колеблый ветром, взвешива..ый товар, забива..ый в стену гвоздь.
3. Вставь пропущенные буквы.
Выслуш…ый приказ, отпущ…ый товар, задерж…ая книга, успоко…ые родители, разве…ые сомнения, выброш…ый мусор, засе…ые поля, заостр…ые копья, встревож…ая мать, измуч…ое животное, замеч…ая опечатка, выпущ…ая птица, раскле…ые объявления, навьюч…ые волосы, растер…ый вид, обещ…ый подарок, сдерж…ый шёпот.
4. Вставь пропущенные буквы. Выпиши причастия и прилагательные в две колонки. Ищи подсказку.
Смущён…ый юноша, бешен…ый пёс, квалифицирован…ый рабочий, кован…ая решётка, выполнен…ая работа, журавлин…ый крик, единствен…ое доказательство, кожан…ые перчатки, окон..ые рамы, жарен…ая на сковородке рыба, сушён…ые грибы, смышлён…ый парень, ранен…ый в бою солдат, незван…ый гость, отработан…ые дни, сушён…ые на солнце грибы, вспахан…ые поля.
5. Раскрыть скобки.
(Не)изгладимое впечатление, задача (не)решена, (не)пролазный орешник, никогда (не)упрекавший, (не)замеченный противником, (не)выполненное задание, волосы (не)причёсаны, ещё (не)созревшая пшеница,(не)тронутая природа, трава (не)скошена, (не)освещённая комната, (не)летящая, а сидящая птица, (не)пробудный сон.
Конкурс №4. “Вопросы “на засыпку”
1. Установи, в каком случае предан является кратким страдательным причастием и в каком – прилагательным.
Преданность вечно была в характере русского люда.
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу;
Каждый, кто честен, умён, предан, суду.
2. В роли какой части речи выступают причастия?
Мы в грядущее смело глядим.
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Утопающий и за соломинку хватается.
В нашем классе нет отсутствующих.
Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее.
3. Попробуй образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, вести, вычитать, предлагать, зависеть.
4. В стихотворении А. Пушкина “К морю” есть такое четверостишие:
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим.
Что означает слово томим, как и от чего оно образовалось?
5. Какое двойное лексическое значение имеют данные слова: выдвинут, обманут, покинут, проникнут, тронут?
Конкурс №5. “Творческий”
Придумать грамматическую сказку:
- “О послушном Причастии, так похожем при склонении на Прилагательное”
- “О сложных взаимоотношениях Причастия с Зависимым и Определяемым словами”
- “О том, как Причастный оборот от Запятых спасался”
- “О жизни Действительного и Страдательного Причастий, таких прохожих по характеру”
- “О том, как Причастия решили похудеть и что из этого получилось”
В конце урока жюри подводит итоги, учитель выставляет оценки.
В качестве домашнего задания даётся подготовка к контрольной работе.