Конспект по русскому языку в 7-м классе. Подготовка к сочинению-рассуждению "Береги и охраняй природу"

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Природа всё учла и взвесила -
Не нарушайте равновесия! (
В.Шефнер)

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;
  • обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;
  • расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности;
  • воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;
  • привитие культуры общения;
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание учащихся гражданами своей малой родины.

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийная приставка
  • экран
  • цифровой фотоаппарат
  • презентация “Береги и охраняй природу”

Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Учащимся 7 класса заранее даётся задание понаблюдать, какие изменения произошли на территории микрорайона за последние годы. Иванникова Екатерина, Дирдин Виталий, учащиеся 9 “А” класса, фотографируют места отдыха, скверы, парки, пруд, находят положительные и отрицательные изменения в своём микрорайоне (ул.Талалихина, М.Калитниковская, Средняя Калитниковская, ул.Иерусалимская). На основе этих фотографий создаётся презентация.

Ход урока

I.Оргмомент

II. Цели и задачи урока

Учитель: Обратитесь, пожалуйста, к домашнему упражнению №71 и сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Чтение задания учащимися:

Опишите окрестности вашего города, села, вашей местности. Изменились ли они за последние годы? Соберите факты. Может быть, речки, озёра стали чище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще, его лучше охраняют? Убирают старые гнилые деревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные, крепкие деревья срубают, продают; подлесок вытаптывают? Что должны и могут делать школьники, чтобы сохранить родной край? Порассуждайте на эту тему.[1]

(Цели и задачи урока: повторить типы и стили речи, подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на публицистическую тему, подобрать рабочий материал, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде)

Учитель: Тема сегодняшнего урока: “Подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую тему “Береги и охраняй природу”.

В последнее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы, которая сейчас находится в опасности. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно.

Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает.

Мы сегодня с вами на уроке проведём исследование: как изменилась окружающая нас природа в последние годы. И поговорим о том, что нужно сделать, для того чтобы восстановить нарушенное. В этом нам помогут ваши наблюдения и презентация с фотоматериалами на эту тему. В подборе фотоматериала помогали мне Гусева Е.И., учитель биологии и экологии, и учащиеся 9 класса “А” Иванникова Екатерина и Дирдин Виталий.

Вся работа по подготовке к сочинению- рассуждению на этом уроке ведётся в черновиках.

Во время работы над сочинением заполняется таблица.

План работы над сочинением

Содержание работы

Рабочие

материалы

1. Выбор темы.    
2. Выбор формы сочинения    
3.Тип текста    
4.Стиль текста    
5.Особенности языка, характерные для публицистического стиля    

6. Работа над содержанием сочинения

а) Вступление (тезис) Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.  
б) Основная часть Аргументы, факты, доказательства  
Положительные изменения, которые произошли за последние годы Что радует? Какие положительные изменения произошли в природе за последние годы?  
Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы Что волнует, вызывает протест, заставляет задуматься о будущем?  
в) Заключение (вывод) Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?  

III. Изучение нового материала.

а) Выбор темы

На 5 слайдах (3-8 слайд) презентации содержатся фотографии, на которых изображён осенний загородный пейзаж, показ слайдов происходит с музыкальным сопровождением.

3 слайд (чтение четверостишия)

Природы затаенное дыханье…
Неуловимой осени приход…
И красок ослепительных сиянье
На мир в тиши минутной снизойдет.(Людмила Осокина )

(Просмотр слайдов с изображением осеннего загородного пейзажа)

8 слайд (чтение четверостишия)

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы. (И.Бунин)

- Как вы думаете, отличается ли природа, которую мы видим на этих фотографиях от той, что нас окружает? (Да, конечно. Это загородная природа. Наша задача: понаблюдать за изменениями в природе в окрестностях нашего города)

б) Выбор формы сочинения, типа и стиля текста.

Слово учителя:

Сейчас я вам хочу прочитать рассказ Юрия Коваля “Бабочка”. Но вначале несколько слов о самом авторе. (На слайде презентации фотография Ю.Коваля и краткое сообщение о нём.)

Автор рассказа “Бабочка” - известный детский писатель Юрий Иосифович Коваль

(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них собственно, он и начал писать.

В 1966 году опубликовал первую повесть для детей "Сказка о том, как строился дом". За этой книгой последовали такие известные произведения, как "Приключения Васи Куролесова" (1971),"Кепка с карасями" (1974), "Недопесок Наполеон Третий" (1975), "Самая легкая лодка в мире" (1984) и др. В годы перестройки были опубликованы христианские произведения Коваля (сам автор называл их "эмалями") - прежде всего, "Вход в Иерусалим" (1991). В 1995 г. увидела свет последняя книга Коваля - роман "Суер-Выер", за которую писателю год спустя (посмертно) присудили литературную премию "Странник".

Подумайте над темой рассказа.

Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём - бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

- Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

- Вдвоём веселей, - согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката. [2]

- Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)

(Тема необычна: общение рассказчика, человека с бабочкой.)

- Почему это возможно?

- Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)[2]

(Человек и окружающая природа – единое целое, которое должно находиться в гармоническом единстве.)

- Тип текста? (Повествование)

- Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)

- Каким стилем речи вы будете пользоваться при написании сочинения? (Публицистическим)

- В чём сходство этих двух стилей? (Задача и художественного, и публицистического стиля – воздействовать на чувства читателя, убедить их в чём-то)

- В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мы будем обращаться?

(Любить и охранять природу, быть с ней в единстве.)

- Назовите особенности публицистического стиля, цели стиля, его употребление, а также особенности языка, характерные для публицистического стиля.

(В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль.

Для этого стиля характерны такие средства языка, которые позволяют усилить её воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, слова в переносном значении и др. Широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни.)

- Какую форму сочинения можно использовать при написании сочинения? Тип текста?

(Тип текста – рассуждение, форма сочинения может быть разная: статья в газету, обращение к телезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)

План сочинения-рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства. Аргументы.

3. Заключение. (Вывод).

г) Работа над содержанием сочинения с использованием презентации.

Слово учителя: Сейчас вы увидите фотографии нашего микрорайона. Для многих это знакомые и дорогие места с детства. И ваша задача: очень внимательно просмотреть их, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время, а также рассказать о своих личных наблюдениях.

(Просмотр слайдов с фотографиями: школа №464, ул.Иерусалимская, сквер около школы, сквер около учебной парикмахерской и детского сада, сквер около Калитниковского кладбища, Калитниковский пруд)

- Что понравилось вам? Какие изменения в положительную сторону вы отметили?

(Просмотр слайдов с фотографиями с отрицательными явлениями)

- За что вам было стыдно? Что хотелось бы изменить? Что мои помощники-фотографы упустили из вида?

(В процессе работы у учащихся появляются следующие записи в таблице)

Работа над содержанием сочинения

а) Вступление (тезис) Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.

В начале сочинения могут употребляться обращения:

Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели! Жители Москвы! Москвичи! Дорогие школьники!

Любишь ли ты...?

Знаешь ли ты, как..?

Посмотри, как...

Человек - это часть природы.

Человек и природа – это единое целое…

В последнее время много говорят об охране природы.

Что оставим в наследство будущим потомкам?...и др.

  Переход от тезиса к доказательствам В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…и т.п. [2]
б) Основная часть Аргументы, факты, доказательства.  
Положительные изменения, которые произошли за последние годы Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует? Забота правительства, общественности; благоустройство скверов, парков; озеленение; очищение прудов;

уборка; благоустройство мест для отдыха и детских площадок и т.д.

  Переход -Но…

-Однако наблюдается и другая картина...

Вопрос

– Но так ли всё хорошо?

-Но всё ли, действительно, хорошо?

-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.

Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы Что волнует, вызывает протест? Мусор;

вытоптанная трава;

старые деревья;

сломанные кустарники;

выкорчеванные деревья;

большие асфальтированные площадки;

сломанные скамейки;

мойка машин у водоёма;

загазованность;

нахождение скверов недалеко от трассы и т.д.

  Переход от доказательств к выводу Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод… и т.д. [2]
в) Заключение Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы) Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить!

Береги и охраняй природу!

Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.

IV. Работа учащихся в черновиках.

V. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек)

Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.

2. Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? (использование сигнальных карточек)

Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.

3. Какая форма работы вам понравилась больше?

4. Какой вывод мы можем сделать в конце нашего урока?

Мы должны жить в гармонии с природой, беречь, охранять её. Помнить о том, что наша жизнь напрямую связана с природой.

VI. Домашнее задание: переписать сочинение в чистовик.

Использованная литература:

  1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. -27-е изд. – М.: Просвещение, АО “Московские учебники”, 2005. – 221 с.
  2. Никитина Е.И. “Русская речь”: Развитие речи. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 160 с.