Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей задачи;
- Закрепить конструктивные умения при выполнении построений циркулем и линейкой;
- Формирование умений выделять существенные свойства фигур, четко формулировать выводы на основе наблюдений;
- Активизация деятельности учащихся, побуждая их к творческому поиску;
- Формирования навыков самообразования, самостоятельности.
Оборудование урока: ПК, проектор, чертежные инструменты.
Дидактические материалы: Энциклопедический словарь Юного математика, М. Педагогика”.1989, учебник геометрии под редакцией Атанасяна, программное обеспечение (презентация 1 PowerPoint, презентация 2).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Историческая справка
Учитель:
Восемнадцатое столетие было временем удивительных судеб.
Люди без роду, без племени, оказались вознесенными на вершину общества.
И сегодня мы будем говорить, именно о таком человеке.
Слайд №1.
Член Института Франции (так в революционные годы именовалась Академия наук), незаурядный математик стал академиком за решение нескольких довольно сложных задач по построению циркулем и линейкой. Но мы его знаем как Французского государственного деятеля, полководца, императора Франции.
Слайд №2.
Семья была небогата и многодетна, но отец стремился дать сыновьям образование.
В1784 году Наполеон поступил в Парижскую военную школу. Бонапарт обнаружил исключительные способности к математике, оставаясь в этом предмете первым, и будучи уже Французским императором он находил время заниматься ею для собственного удовольствия, чувствовал в ней красоту и объект, достойный приложения остроумия и изобретательности. Одно из свидетельств тому несколько составленных им геометрических задач. И сегодня у нас есть с вами уникальная возможность рассмотреть задачу, составленную самим Наполеоном.
III. Исследование задачи
Слайд № 3
Задача Наполеона.
Чем являются центры равносторонних треугольников, построенных внешним образом на сторонах произвольного треугольника ABC?
Учитель:
Эта задача имеет довольно изящное решение. Но сначала определим к какому типу она относится – отвечают ученики.
Учитель:
Тогда несложно сформулировать тему сегодняшнего урока? – отвечают учащиеся.
Учитель:
Тема нашего урока – “Геометрическое исследование задачи при помощи чертежных инструментов”.
Объектом исследования является задача Наполеона.
Идет беседа учителя с классом по следующим вопросам:
Учитель:
Как вы думаете, чем являются центры равносторонних треугольников? – ученики выдвигают гипотезу и составляют план проверки гипотезы.
Слайд № 4
План исследования задачи
- Построить произвольный треугольник;
- На стороне AB построить равносторонний треугольник;
- Построить центр O1 равностороннего треугольника;
- На стороне BC построить равносторонний треугольник;
- Построить центр O2 равностороннего треугольника;
- На стороне AC построить равносторонний треугольник;
- Построить центр O3 равностороннего треугольника;
- Соединить центры O1, O2, O3;
- Сравнить отрезки O1O2, O2O3, O1O3;
- Вывод.
Учащиеся выполняют построение по плану.
Слайд № 5.
Учащиеся сверяют чертежи и делают вывод о том, чем являются центры равносторонних треугольников, построенных внешним образом на сторонах произвольного треугольника.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
-
Можно ли утверждать, что ?O1O2O3
– равносторонний? – нет;
Учитель:
Да, такого исследования, которое мы провели недостаточно. Этот факт необходимо доказать.
Слайд № 5.
Идет беседа с классом по доказательству задачи.
Учитель:
-
Чем являются точки O1, O2, O3?
– центры равносторонних треугольников;
Расшифруйте фразу “Центр равностороннего
треугольника” - точка, которая является
центром вписанной и описанной окружности;
Чем является центр вписанной окружности?
– точка пересечения биссектрис.
Слайд №6.
Для доказательства выполним дополнительное построение: соединим центры O1, O2, O3 с ближайшими двумя вершинами треугольника ABC.
Беседа с классом:
- Чем являются отрезки BO2, CO2… ? – биссектрисами; радиусами описанных окружностей;
- Что мы можем сказать о радиусах окружности? – они равны;
- Каким свойствам обладает равносторонний треугольник? – все углы равны по 600;
- Что мы можем сказать про углы O2BC, O2CB? – углы равны по 300;
- Чему равен угол BO2C? - <BO2C=1800-300*2=1200:
- Что можно сказать про углы AO1B, AO3C? – они равны по 1200;
- Какая фигура помимо треугольников есть на чертеже? – шестиугольник AO1BO2CO3.
- Чему равна сумма внутренних углов n – угольника? – 1800(n-2);
- Чему равна сумма внутренних углов шестиугольника? – 1800(6-2)=7200
- Чему равна сумма <O1AO3 + <O1BO2 + <O2CO3? – 3600;
Для дальнейшего доказательства отбросим невыпуклые четырехугольники:
Слайд № 6.
Что при этом получим? - шестиугольник AO1BO2CO3.
Отрежем от четырехугольника треугольники O1AO3, O2CO3. Как показано на рисунке.
Слайд № 7.
Переместим их по плоскости, как указано на чертеже, получим четырехугольник O1DO2O3.
Беседа по чертежу:
-
Что можно сказать о O1DO2, O1O3O2? – они
равны;
Докажите, что эти треугольники равны? –
- O1D=O1O3–по построению;
- DO2=O3O - по построению;
- O1O2 – общая.
<DO1O2=<O3O1O2=600, <DO2O1=<O1O2O3=600 , значит <O1O3O2=600, значит ?O1O2O3 – равносторонний, что и требовалось доказать.
-
Можно ли утверждать, что данная задача
справедлива всегда? - Да.
Вывод по задаче делают ученики.
IV. Рефлексия. “Все в твоих руках” (Приложение “Ладонь”).
Ученики на листе бумаги обводят свою левую руку. Каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этой теме я получил прочные знания.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- Мизинец – мне было недостаточно…
V. Домашнее задание
- Проверить, будут ли центры равносторонних треугольников, построенных внутренним образом на сторонах произвольного треугольника как на основаниях, являться равносторонним треугольником (Провести геометрическое исследование).
- От природы каждый человек склонен к познанию и исследованию окружающего мира, вторая часть домашнего задания будет творческой: собрать материал, систематизировать его, оформить в виде презентации по теме: “Великие люди и математика”. Срок выполнения второй части домашнего задания до конца четверти, в каникулы пройдет конференция по данной теме.