Цели:
1.Создать условия для ознакомления учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах.
2.Создать условия для формирования умения писать Ь после шипящих в именах существительных и кратких прилагательных
3.Создать условия для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности учащихся.
4.Создать условия для воспитания культуры учебного труда и коммуникативных способностей.
Используемый учебник: Русский язык.:Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. В 2-х частях.-2-е изд., с уточ..-М.:Вентана-Граф,2004г.
Ход урока
І. Орг. момент.
ІІ. Орфографическая минутка.
- Начнём урок русского языка с орфографической минутки. Запишем слова
под диктовку, выделим орфограммы:
Воробьи, пальто, якорь, молодёжь, соловьи, помощь.
* Самопроверка. (слова вынести на доску)
- Сверьте с доской. У кого все слова записаны так, как на доске, поднимите руку.
- Прочитайте слова ещё раз и скажите, что в них общего?
( • имена существительные;
• с безударной гласной в корне слова;
• пишутся с мягким знаком; )
- Какую роль выполняет “ Ь ” в словах?
• Ь – разделитель;
• Ь – смягчитель;
• Ь – указывает на существительное жен. рода 3 склонения;
- А как вы напишите следующие слова: ключ…, хорош…, могуч…, чертёж…?
Объясните.
Вывод. Расскажите, что мы знаем о правописании Ь после шипящих на конце слов?
- А как вы думаете, пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?
- Тема нашего урока сегодня звучит так:
“Мягкий знак после шипящих в глаголах”.
- Попробуем сформулировать цели урока.
У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;
Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;
О – объяснять написание слов;
К – корректировать ответы товарищей;
ІІІ. Работа над новым материалом.
- Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов, предлагаю обратиться к рубрике “Давай подумаем” на с.82.
• Внимательно прочитайте предложения.
- Скажите, это просто предложения или что-то иное? (пословицы)
- Кому не понятен смысл пословиц? (по необходимости объяснить)
1). Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2). За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
3). Тише едешь – дальше будешь.
4). Без теста пирога не испечёшь.
5). Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
- Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются?
(Глаголы)
- В каких формах стоят? (в нач. ф.; в личн. ф.; в ф. повелит. накл.)
- Что интересного вы заметили в написании глаголов? (на конце глаголов после шипящих пишется Ь)
- Сравним наши выводы с выводом девочки Жени. (На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь)
- Совпали ли выводы? ( да )
• Чтение вывода по учебнику хором. (Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь)
- А сейчас закрепим наши теоретические знания на практике.
• Упр. 1 – внимательно прочитайте задание. Как вы его поняли?
(записать глаголы в три столбика: нач.ф. гл. 2л. ед.ч. гл. повел. накл.)
(4-5 слов разобрать коллективно, остальные записать самостоятельно; можно работать в парах)
• Проверка.
- Прочитать слова 1-го столбика, 2-го столбика, 3-го столбика.
- Встаньте, кто выполнил задание правильно.
• Ф ? минутка. Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы приседаете 1раз, если Ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, (желаю) удач.
• Работа по карточкам.
“Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч… .
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…”
- Прочитайте отрывок.
- Из какого произведения эти строки? Кто автор?
- Вставь, если нужно Ь в слова. (дети работают самостоятельно)
• Проверка.
- Назовите слова, в которых написали Ь, и докажите, что он необходим.
- А почему в словах могуч и туч Ь писать не нужно?
• Письмо под диктовку с комментированием.
Поспешишь – людей насмешишь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Что посеешь, то и пожнёшь.
• Упражнение с использованием сигнальных карточек. (слова записаны на доске; дети показывают Ь, учитель вписывает в слова)
Стри…, доч…, поёш…, мыш…, скрипач…, гореч…, трубач…, стрич…, играеш…, сторож…, печ…, спряч…, береч…
• Вывод.
- Дети, кто понял, когда же пишется Ь после шипящих на конце слов?
- Сейчас я проверю.
• Задание на карточках. (соедини линией, когда пишется Ь)
• Сравните с таблицей! (на доску вывешивается таблица)
• Обратимся к целям урока и сделаем вывод.
- Что нового мы узнали о правописании глаголов?
- Чему учились?
- Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях в тетради восклицательный знак ( ! ). Если были затруднения или что-то непонятно – поставьте знак вопроса ( ? )
Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
• Дом. задание. С.82 –правило, с. 83 – упр. 5, 2.