Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2-м классе на тему "Урок — морское путешествие"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепление изученного: отработка вычислительных навыков, умения решать задачи изученных видов, работа с геометрическим материалом.
  2. Развитие внимания, воображения, логического мышления; связь с окружающим миром.
  3. Воспитать аккуратность, бережливость к окружающему миру, морским животным.

Оборудование:

Для учителя: учебник, оформить доску к уроку (смотри конспект); карточки и листочки к ним, рисунки с изображением кораллов, кита и дельфина, осьминога, морской звезды, моллюска жемчужницы, пальмы, бутылки, закупоренной пробкой, плакат с заданием “Недостающая фигура” (смотри конспект) — задание от капитана Врунгеля; для проведения физкультминутки вырезать 8 рыбок из зеленой бумаги, 6 крабиков, 9 рыбок-петушков, 4 медузы;

Для учеников: рабочая тетрадь, учебник, ручка, простой карандаш, линейка, карточки со знаками “+”, “—”.

Ход урока

I. Оргмомент, объявление темы урока

У. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Каждый из вас — капитан, ведущий свое судно через море. Но море это не простое, а математическое. На каждом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают все, что произошло за время путешествия. Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, который будете вести вы. Некоторые капитаны отправятся в путь по собственному маршруту, а затем к нам присоединятся”.

(4 ученика приступают к работе с карточками.)

У. Итак, вы готовы? Отправляемся в путь! 7 футов под килем — счастливого пути, как говорят настоящие моряки”.

II. Устный счет

1) Решение примеров.

У. Но что это? (На доске рисунок с изображением кораллов). Это коралловые рифы, наткнувшись на которые ваш корабль может дать течь и затонуть. Будьте очень внимательны, чтобы этого не произошло.

На доске записаны следующие примеры:

15 – 8 10 – 6 + 9 19 – (4 + 6)
34 – 30 17 – 10 + 30 (87 – 80) + 8
40 + 7 4 + 8 – 5 (18 – 9) + 3

2) Составление и решение задач по краткой записи.

У. Вот мы и в открытом море. А кто это плещется, ныряет там впереди, выпускает фонтан воды? (На доске — картинка с изображением кита). Да это же синие киты — животные, которые охраняются человеком. А кто это невдалеке от них? (Картинка с изображением дельфинов). Дельфины — животные, которые много раз помогали тонущим людям спастись. Рассмотрите их внимательно в бинокль и составьте задачу по краткой записи на доске:

Киты — 8

Дельфины — ? на 2 >

Дети составляют задачу, решают ее устно, объясняют решение.

8 + 2 = 10 (д.)

Ответ: 10 дельфинов.

Затем учитель предлагает изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями. Дети составляют задачу. Выясняется, как изменится краткая запись. Учитель вносит изменения в краткую запись на доске:

Дети объясняют решение.

  1. 8 + 2 = 10 (д.)
  2. 10 + 8 = 18 (ж.)

Ответ: 18 животных.

III. Работа над пройденным материалом

1) Решение задачи и составление к ней обратной.

У. А сейчас мы совершим экскурсию в подводный мир. Наденем акваланги и отправимся в путь. Все готовы? Погружаемся в воду. Давайте узнаем, кто живет на самом дне моря. Кого вы видите? Кто это? (Картинки с изображением осьминога, каракатицы, морской звезды). Это осьминоги с восемью щупальцами, каракатицы и морские звезды. Познакомимся с ними поближе — решим задачу о них:

“Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 50 морских обитателей. 20 из них были осьминоги, а остальные – морские звёзды. Сколько морских звезд заметили аквалангисты?”

Выясняется, о чем говорится в задаче, какие слова нужно взять для составления краткой записи к задаче. При повторном чтении задачи учителем один ученик составляет краткую запись на доске. Проверка составления краткой записи. Самостоятельное решение задачи. Сверка ответов в задаче. Ученик, работавший у доски, объясняет решение задачи, читает выражение и ответ.

В тетрадях и на доске следующая запись:

50 – 20 = 30

Ответ: 30 морских звёзд.

У. А кто составит задачу обратную данной?

Дети составляют, объясняют решение задачи и записывают в рабочую тетрадь.

2) Решение простых задач (устно).

У. Я хочу познакомить вас еще с одним морским животным — это жемчужница. Чтобы до нее добраться, нужно пройти по математической лестнице — определить, каким действием решается простая задача.

Учитель читает задачу, дети показывают карточки со знаками: “ + ”,

“ — ”, объясняют выбор знака.

  1. На кусте пиона распустилось 17 цветов. 9 цветов срезали. Сколько цветов осталось? (-), (17-9);
  2. На лугу паслось 10 коров и 8 телят. Сколько всего животных было на лугу? ( + ), (10 + 8);
  3. Кате 10 лет, а её братику 4 года. На сколько лет Катя старше братика?
    (-), (10 – 4).
  4. У дома росло 7 деревьев, а кустов на 8 больше. Сколько кустов росло у дома? ( + ), (7 + 8);

На доске получается следующий рисунок (учитель должен отмечать на лесенке знаки действий):

(Наверху рисунок жемчужницы)

У. Вот это и есть жемчужница. Называют её так потому, что если песчинка попадет внутрь раковины, затем она покрывается слоем перламутра, и образуется жемчужина, из которой можно сделать украшение. Ради жемчужин люди и ловят этих животных.

IV. Физкультминутка

У. Настало время отдохнуть. Выполняем подводную физкультминутку:

(На доску приклеены 4 медузы, 8 рыбок из зеленой бумаги, 6 крабиков, 9 рыбок-петушков, дети выполняют упражнение и хором считают вырезанные фигурки: раз, два, ...).

На носочки встали — до медуз достали;

Сколько сделаем наклонов — столько рыбок здесь зеленых;

Приседаем столько раз, сколько крабиков у нас;

Столько сделаем прыжков — столько рыбок-петушков.

V. Работа над пройденным материалом

1) Решение неравенств— с.46, №23 (самостоятельно).

У. Закончилась наша подводная экскурсия. Поднимаемся на корабль, снимаем акваланг, а чтобы немного прийти в себя от подводного плавания, решим неравенства — №23, с. 46.

Дети самостоятельно решают примеры. Коллективная проверка.

2) Работа с геометрическим материалом.

У. Отправляемся дальше. Что же у нас впереди? (Чертеж на доске — треугольник и рисунок пальмы). Это необитаемый остров. Возможно, что именно на таком острове когда-то проживал Робинзон Крузо. Скажите, а на какую геометрическую фигуру похож остров? (Треугольник). Что такое “треугольник”? Какова длина каждой стороны треугольника? Найдите периметр треугольника.

Дети находят периметр треугольника. Коллективная проверка.

VI. Задача на смекалку. Задание “Недостающая фигура”

У. Ну что же нам пора возвращаться обратно. А что это плывет вдоль правого борта моего корабля? (Рисунок — бутылка, закупоренная пробкой). Да это же бутылка с посланием. Давайте выловим её и посмотрим, что там внутри.

(В бутылке задание от капитана Врунгеля. “Недостающая фигура” — нарисовать на плакате:

Учитель прикрепляет недостающую фигуру, затем переворачивает ее. На обороте сообщение от капитана Врунгеля: “Ребята, в этом путешествии вы проявили себя как мужественные, смелые, смекалистые и неунывающие люди. Вы достойны носить звание капитанов кораблей. Поздравляю вас!” Дети возвращаются в порт.

VII. Итоги урока

Домашнее задание: с. 46, №24.