Курс разработан в рамках реализации программы комплексной профессиональной подготовки учителей-предметников в области ИКТ, принятой в ГОУ Центр образования № 1678 “Восточное Дегунино” Северного округа г. Москвы в 2007/08 учебном году.
Программа данного курса создана в соавторстве с учителем информационных технологий ЦО № 1678, канд. пед. наук О.В. Туркиным, написавшим разделы 2 и 5 (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 1 и 2), задания к соответствующим разделам (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5) и осуществившим общую редакцию программы.
1. Адресат курса
Данный курс предназначен для учителей средних школ, обучающихся в системе профессиональной подготовки и/или переподготовки педагогических кадров (повышения квалификации), – преподавателей предметов гуманитарного цикла: русского и иностранного языков, отечественной и зарубежной литературы и истории, естествознания, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, материальных технологий. Кроме того, он может оказаться полезным для преподавателей, а также для студентов колледжей и ВУЗов, обучающихся на факультетах педагогических специальностей гуманитарного профиля.
Программа рассчитана на реализацию методическими центрами по информатизации учебных заведений, муниципальными и окружными методическими объединениями учителей-предметников в системе повышения квалификации.
Согласно основным направлениям Федеральной целевой программы развития образования и задачам дополнительного профессионального образования в системе подготовки ИКТ-компетентных педагогических кадров, приступая к освоению курса, слушатели должные владеть начальными навыками работы в офисных приложениях Word и Paint, а именно:
1) в среде Word:
- набор и редактирование текста документа;
- основные операции по форматированию шрифта;
- основные операции с абзацами;
- копирование, перемещение, вставка и удаление фрагментов текста;
- создание нумерованных и маркированных списков;
- параметры страницы;
- основные операции с таблицами;
- основные операции с рисунками;
2) в среде Paint:
- создание и редактирование рисунков с помощью графического редактора Paint.
2. Актуальность и концепция курса
Актуальность разработки курса продиктована задачами по созданию учителем-предметником авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для мультимедийного сопровождения занятий в классно-урочной системе и системе внеклассных занятий и мероприятий. Имеющиеся в большом количестве на образовательном рынке ЭОР, созданные известными компаниями, не всегда удовлетворяют целям, задачам или содержанию конкретного урока, методическому подходу, или профессиональной концепции, которых придерживается учитель. Кроме того, иногда бывает невозможно найти ресурс, подходящий тематически. Во всех перечисленных случаях учитель должен уметь создавать самостоятельно необходимые ему электронные ресурсы.
Учителя-предметники, освоившие начальный этап работы на персональных компьютерах (ПК), как правило, используют для создания авторских электронных материалов программную среду MS PowerPoint, изначально созданную как рабочий инструмент лектора, сопровождающий его выступление перед аудиторией, по традиции называя свои электронные ресурсы презентациями. Эти “презентации”, которые правильнее было бы называть электронными демонстрационными материалами, имеют ограниченный набор дидактических функций и, естественно, не могут конкурировать с программными продуктами, созданными профессиональными разработчиками, ни по дидактическим возможностям, ни по уровню исполнения. Максимальный уровень интерактивности в таких “презентациях” – это гиперссылки и анимация.
По этой причине создаваемые на базе MS PowerPoint авторские учебные материалы включают только информационные блоки, тогда как одной из важнейших характеристик учебных пособий и интерактивных разработок к урокам является наличие тренировочных упражнений, проверочных заданий и тестов, которые невозможно создать без специальных компонентов с функциями обработки событий (программируемых элементов управления). Кроме того, в ЭОР гуманитарного цикла необходимо включать аудио- и видеофайлы, вызов которых может производиться непосредственно из “тела” ресурса.
Данный модульный курс предлагает принципиально новое решение, не имеющее аналогов в практике профессиональной подготовки ИКТ-компетентных учителей-предметников. Оно состоит в обучении слушателей созданию качественных интерактивных электронных материалов учебного назначения на базе доступного для освоения приложения MS PowerPoint с элементами встроенного языка объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Applications (VBA). Путём размещения на поле слайда программируемых элементов управления, а также кнопок вызова аудио- и видеофайлов, прошедших подготовительные операции с помощью специальных программ редактирования медиаобъектов, слушатели курса учатся создавать программные продукты, которые способны решать интерактивные образовательные задачи, превращая тем самым традиционные, не имеющие интерактивных свойств, “презентации” в полноценные ЭОР. Кроме того, развитие информационных технологий объективно приводит к необходимости формирования операционного мышления у активных пользователей компьютерной техники. Данный курс частично решает и эту задачу.
Ожидаемая эффективность внедрения данной программы базируется на востребованности в современных условиях информатизации образования инновационных подходов к подготовке ИКТ-компетентных учителей-предметников, носителей профессиональной культуры нового типа. Учителей, способных использовать ИКТ для переосмысления и творческого обновления всех сторон учебного процесса, что должно привести к изменению содержания их профессиональной деятельности и оказать существенное влияние на эффективность их работы.
3. Место курса в профессиональной подготовке учителей-предметников
Курс является естественным переходом между двумя необходимыми этапами подготовки учителей-предметников в области ИКТ:
- техническим этапом, когда решается задача освоения ИКТ на уровне активного пользователя ПК и разработчика несложных учебных материалов в виде текстов (на базе приложения MS Word), таблиц (на базе приложения MS Excel), и презентаций (на базе приложения MS PowerPoint);
- предметным этапом, который решает задачу использования дидактических возможностей ПК и применения ЭОР в учебном процессе.
Действительно, в данном курсе уделяется большое внимание техническим вопросам: формированию и развитию навыков работы на языке программирования VBA, редактированию изображений, созданию медиаобъектов, оформлению слайдов, настройке действия, сложным компонентам анимации и управлению ресурсом. С другой стороны, создаваемый слушателями программный продукт (или проект) решает конкретные дидактические задачи в определённой предметной области: это может быть электронное наглядное или учебное пособие, интерактивные демонстрационные материалы, электронный справочник, мультимедийные разработки отдельных уроков или циклов уроков, мультимедийные переложения известных учебников в полиграфическом исполнении и/или их разделов, сборники упражнений, тренажёры, викторины, тесты различных форматов с выводом правильных ответов и подсчетом очков и т.п.
Таким образом, данный модульный курс совмещает технический этап по обучению основам программирования с предметным – решением дидактических задач по созданию интерактивных авторских учебных материалов, необходимых учителю-предметнику в его профессиональной деятельности.
4. Цели и задачи курса
Цель курса. Данный курс предполагает формирование профессиональной ИКТ-компетенции учителя-предметника как разработчика интерактивных ЭОР (на базе программной среды MS PowerPoint с элементами VBA) с целью их внедрения в процесс обучения дисциплинам гуманитарного цикла.
Задачи курса. По окончании курса учитель-предметник должен овладеть следующими навыками:
1) в приложении MS PowerPoint:
- создавать и форматировать слайд вручную;
- размещать на слайде текст, таблицы, рисунки, автофигуры, диаграммы и другие объекты;
- размещать на слайде медиаобъекты – звуковые и видеообъекты;
- настраивать анимацию на слайдах и действия для объектов слайда;
- настраивать демонстрацию презентации (при автоматическом и ручном запуске);
- создавать презентации с помощью мастера автосодержания;
- создавать презентации с помощью шаблона презентаций;
2) осуществлять монтаж звуковых и видеофайлов:
- изменять формат звукового файла;
- выделять звуковую дорожку из видеофайла и записывать ее в виде звукового файла;
- редактировать (производить “нарезку” и объединение) звуковые файлы;
- производить “нарезку” видеофайлов на фрагменты и объединять несколько видеофайлов;
- стирать русскую иди иноязычную звуковую дорожку в дублированном видеофайле;
- производить замену звуковой дорожки в видеофайле;
3) редактировать изображения:
- изменять контуры, контрастность, яркость, текстуру;
- вырезать сложное изображение по заданному контуру;
- изменять цветовую гамму изображения (закрашивать и восстанавливать объекты);
4) создавать привлекательный интерфейс мультимедийных разработок на базе авторских шаблонов оформления;
5) создавать компоненты мультимедийных разработок с помощью непрограммируемых элементов управления действиями:
- управляющих кнопок для оформления гиперссылок или запуска аудио-, видеофайлов, смены слайдов и т.п.;
- всплывающих подсказок;
- полей для ввода текста с клавиатуры;
- полос прокрутки для текстов большого объема;
- неактивированных переключателей типа “флажок” и “радиокнопка”;
и умениями:
1) программировать на языке VBA:
- читать, создавать и редактировать макросы;
- создавать процедуры для обработки событий связанных со стандартными элементами управления;
- использовать свойства элементов управления для формирования интерактивных элементов на слайдах;
2) разрабатывать концепцию и дидактическую карту-план создаваемого ЭОР (проекта);
3) осуществлять электронную реализацию создаваемого проекта.
Гипотеза курса. Ожидается, что по окончании курса слушатели смогут самостоятельно разрабатывать интерактивные учебно-методические программные средства для мультимедийной поддержки проводимых ими уроков и внеклассных занятий по гуманитарным дисциплинам
5. Принципы построения курса. Построение курса осуществлялось на базе и с учетом следующих принципов:
Исходные требования к построению курса | Научно-методическая реализация принципов построения курса |
Задание “начальных условий” – анализ объективной ситуации, вызвавшей необходимость создания курса (среды предметной деятельности, ее компонентов, их потребностей и притязаний, способов и характера их взаимодействия между собой и с предметной средой и т.п.). | См. п. 2. Актуальность и концепция курса. Объективная ситуация: противоречие между фактом оснащения предметных кабинетов ЦО № 1678 и других образовательных учреждений округа мультимедийной техникой в рамках создания информационной образовательной среды учебного заведения и неготовностью учителей к внедрению ИКТ в свою предметную область. |
Конкретизация и психологическая характеристика адресата курса как одного из компонентов среды предметной деятельности. | Контингент адресатов курса – учителя ИЯ, русского языка и литературы, материальных технологий и естествознания (кол-во: 15 чел., возраст: 25-55 лет.). Низкий уровень ИКТ-компетенции, низкая мотивация, неуверенность в своих силах освоить ИКТ, низкий уровень развития операционного мышления. |
Возможности и готовность создателей курса принять “начальные условия”. | Подготовительная работа: проведение предметных семинаров и мастер-классов авторами курса, работа с психологом, дискуссии по проблемам освоения ИКТ учителями-предметниками; опыт проведения авторами аналогичных курсов со студентами МГППУ и учителями-предметниками других средних учебных заведений в рамках дистанционных формы обучения на уровне Российской Федерации. |
Определение места проведения курса и оснащение учебного процесса необходимым оборудованием. | См. п. 8. Материальное обеспечение процесса обучения. |
Формулировка целей курса и постановка конкретных задач. | См. п. 4. Цели курса. Задачи курса. |
Формулировка гипотезы курса (прогнозирование ожиданий и достижений в случае выполнения намеченных целей и решения конкретных задач). | См. п. 4. Гипотеза курса. |
Отбор содержания курса с учетом объективных требований и конкретных пожеланий адресата курса. | См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Содержание программы. Отбор содержания курса производился на основе анализа запросов потенциальных слушателей по желаемому уровню компетенций, достигнутых в результате прохождения курса. Кроме того, учитывались объективные факторы – отсутствие курсов, решающих подобные задачи, в системе профессиональной подготовки учителей-предметников. |
Создание модели курса с опорой на тематическое планирование. | См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебно-тематический план. |
Разработка форм учебного взаимодействия основных компонентов курса – преподавателя и слушателей курса (адресата), форм и методов учебных занятий, типов учебных заданий, содержания и форм контроля. | Пожелания адресата курса: доступность изложения материала, превалирование практической части (семинара-практикума) над теоретической (лекциями), обучение через проектную деятельность (создание авторских ЭОР в процессе прохождения курса), учебные задания д.б. связаны с реализацией авторских проектов, формы промежуточного контроля – практическая проверка полученных навыков на ПК, итогового контроля – защита проектов (презентация авторских ЭОР). |
Возможная корректировка курса в целом или отдельных его компонентов по результатам первичной апробации или в связи с изменением характеристик отдельных компонентов курса, перспективы дальнейшего развития курса. | Планируется корректировка содержания курса после его апробации на первой группе слушателей. Перспектива дальнейшего развития курса – расширение практической части за счёт увеличения времени самостоятельной работы слушателей в компьютерном классе и усложнения интерактивных компонентов создаваемых ресурсов. В качестве последнего этапа курса планируется включение учебно-методического блока, целью которого будет методическая разработка практического применения созданного ресурса и проведение слушателями открытых уроков с использованием созданных ресурсов. |
6. Структура курса. Соотношение теоретической и практической частей курса
Нормативный срок освоения курса – 36 академических часов работы в компьютерном классе с внеклассной поддержкой в виде самостоятельной работы слушателей. Курс состоит из двух разделов – вводного, теоретического (6 час.), и основного, практического (30 час.).
Первый блок теоретического раздела (3 час.) посвящен рассмотрению психолого-педагогических аспектов внедрения ИКТ в учебный процесс, проблем, связанных с профессиональной адаптацией учителей-предметников к работе в условиях информатизации, и вопросам их целевой подготовки в области ИКТ. Во втором блоке теоретического раздела (3 час.) уделяется внимание общим вопросам внедрения ИКТ в учебный процесс, использованию ЭОР на уроках и внеклассных занятиях, обсуждаются концепция и содержание курса, а также основные принципы и правила создания ЭОР.
Практический раздел курса состоит из пяти тематических блоков, или тем, (по 2, 4, 6, 6 и 10 час., соответственно) и итогового занятия (2 час.) по технической и методической защите разработанного программного продукта.
Занятия первого блока посвящены предварительной методической разработке итогового программного продукта: замыслу проекта, постановке методической задачи и составлению плана-карты проекта на основе отобранного слушателями учебного материала.
Второй и третий блоки решают подготовительные задачи технического характера. Во втором блоке курса предусмотрено обучение слушателей подготовительным операциям по созданию нестандартных шаблонов оформления слайдов, введению элементов анимации повышенного уровня сложности, редактированию изображений. Третий блок посвящен обучению подготовительным операциям по монтажу аудио- и видеофайлов, необходимым для дальнейшего их включения в программный продукт.
Четвёртый блок преследует цели ознакомления слушателей с требованиями эргономичности ЭОР, настройке действия с помощью управляющих кнопок, созданию всплывающих подсказок, текстового поля, полосы прокрутки, а также типам и свойствам элементов управления.
В пятом блоке слушатели получают навыки программирования на языке VBA с целью реализации интерактивных свойств элементов управления: макросов, полей для ввода текста, переключателей, командных кнопок, раскрывающихся списков и создания на их основе упражнений, проверочных заданий, викторин, тестов и т.п. как необходимых составляющих ЭОР.
Курс завершается защитой итогового проекта – разработанного слушателями программного продукта по своему предмету согласно начальному замыслу – и обсуждением полученных результатов.
7. Формы контроля
В данном курсе предусмотрены два вида контроля – промежуточный, по окончании каждого блока практической части курса, кроме первого, и итоговый – по окончании освоения всего курса.
Цель промежуточного контроля – проверка полученных слушателями навыков в освоении пошаговых подготовительных процедур (Темы 2-4), а также навыков программирования на языке VBA (Тема 5). Форма контрольных заданий – решение практических задач с пошаговым пояснением проделанных операций. Примерные задания для промежуточного контроля приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 5.
Цель итогового контроля – оценка полученных слушателями навыков и умений по созданию программных продуктов учебного назначения с элементами анимации, интерактивного управления ресурсом, разнообразными заданиями и упражнениями, тестами различных форматов, вызовом необходимых аудио- и видеоматериалов непосредственно из электронного “тела” продукта. Требования к итоговому контролю и критерии оценки проектных работ слушателей приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 6.
8. Материальное обеспечение процесса обучения
Курс проводится в компьютерном классе ГОУ Центра образования № 1678 “Восточное Дегунино”. На время обучения слушатели обеспечиваются:
1) персональным компьютером;
2) комплектом приложений по монтажу аудио- и видеофайлов и обработке изображений;
3) авторскими методическими разработками по тематике курса;
4) раздаточными материалами;
5) словарём специальных терминов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3);
6) программой курса;
7) библиотечкой справочной и методической литературы (список методической литературы см. в ПРИЛОЖЕНИИ 4);
8) примерами авторских ЭОР на электронных носителях.
По окончании курса слушателям выдается сертификат МИОО государственного образца о повышении квалификации на 36 академических часов.