Урок-сказка в 6-м классе "Путешествие в дремучий лес пропорций"

Разделы: Математика


Цель урока: с помощью решения примеров и задач повторить и обобщить изученный материал по теме “Отношения и пропорции”;

развить навыки и умения математического и логического мышления; воспитать чувство дружбы, коллективизма и товарищества; привить интерес к предмету с использованием сказочной обстановки.

Оборудование: мультимедийный проектор, модели: болота, лодочки и домика Бабы Яги; три коробки; раздаточный материал, конверты с заданиями, плакаты с рисунками деревьев, сказочных героев, стрелки указатели, мел, доска.

Форма урока: урок-игра.

Приложение 1. (сл.1)

Ход урока

I. Организационный момент

а) объявление темы и постановка цели урока;

б) запись в тетрадь числа и темы урока.

Вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы с вами побываем в сказке. Дело в том, что Баба Яга и её подручные украли Волшебный сундучок, который так необходим нам. Потому что в нём находится то, без чего невозможно закончить урок. Именно нам поручено отыскать сундучок. А свой путь мы начнём с волшебного камня.

II. Повторение изученного материала

На стене висит плакат с нарисованным камнем, на котором дети читают надпись:

Если хочешь ты пройти,
То за камень загляни.
И когда ответ найдёшь,
В лес дремучий ты войдёшь.

Учитель вызывает одного ученика, который из-за плаката достаёт конверт с надписью:

На вопросы отвечай,
Время даром не теряй.

Ученик достаёт из конверта лист с вопросами для разминки и зачитывает их классу.

  1. Промежуток времени, длиною в 7 дней.
  2. Цифра, которая обозначает нелюбимую всеми оценку.
  3. Много депутатов.
  4. Сотая часть числа.
  5. Результат деления.
  6. Отношение двух чисел.
  7. Элементы обыкновенной дроби.
  8. Равенство двух отношений.
  9. Основное свойство пропорций.
  10. Прямая пропорциональность.
  11. Обратная пропорциональность.

Учитель. На простейшие вопросы вы ответили на “5”.

Покажите на примерах, как умеете считать.

Приложение 1. (сл.2) (Работа с тестом.

  1. Какое из данных отношений равно 11/6?

    а) 6:11;

    б) 27,5:15;

    в) 26,5:15;

    г) другой ответ.

  2. Найдите отношение 150г к 1,5 кг.

    а) 0,01;

    б) 0,1;

    в) 0,1 г;

    г) другой ответ.

  3. Какие из данных пропорций верны:

    в) 121:1,1 = 583:5,3;

    б) 14:70 = 10:50;

    а) 11:26 = 26:11;

    г) 0:15 = 0:34.

  4. Найдите неизвестный член пропорции х : 0,9 = 1,6 : 3.

    а) 4,8;

    б) 0,48;

    в) 25/12;

    г) другой ответ.

(Задания выполняются комментированием с места. При необходимости вычисления выполняются детьми в тетрадях).

После выполнения теста дети хором читают надпись на стрелке- указателе:

Смело дальше ты иди,
В лес дремучий загляни.

Учитель. В лесу сидит Леший задумчивый такой. Над чем это он думу думает? Давайте посмотрим.

(Перед Лешим лежит конверт, с игрой “математическая мозаика” см. Приложение 2)

Надпись на конверте:

Вход в свой лес я вам открою,
Коль сыграете со мною.
Надо вам уметь считать,
Умножать и вычитать.

III. Самостоятельная работа. Приложение 1. (сл.3)

(У каждого ученика на столе лежит конверт, в котором находится карта с примерами и цветными фишками, на которых даны ответы к примерам. Ученик решает пример, находит фишку с полученным результатом и кладёт её на ячейку с примером, который он решал. Если ученик выполняет всё верно, то на карте получается рисунок какого-либо сказочного или мультипликационного эпизода. Верно собранная картинка поможет учителю проверить правильность выполнения задания. Учитель сразу же оценивает см.работу и объявляет оценки).

После подведения итогов самостоятельной работы дети читают надпись на следующей стрелке-указателе:

Если по лесу пойдёшь,
То к болоту ты придёшь.

У болота сидит Кикимора с конвертом, в котором находится очередное задание. На конверте надпись:

Коли, верно, всё решите,
Помогу я вам пройти,
Переправлю вас на лодке –
И счастливого пути!

IV. Работа у доски. Приложение 1. (сл.4)

Задача 1. Ежегодно Леший устраивает субботник по озеленению леса. На нём были посажены ёлки. Принялись 95% посаженных ёлок. Сколько ёлок посадили, если принялось 57 ёлок?

Задача 2. Баба-Яга варит волшебное зелье: на 100 г дёгтя надо взять 60 г слёз Кикиморы. Сколько слёз Кикиморы надо взять на 650 г дёгтя?

(Задания выполняются у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в тетрадях). После выполнения задания лодочка переправляется на другой берег. В это время дети поют:

Приложение 1. (сл.5)

Мы на лодочке плывём,
Дружно песенку поём.
Только к берегу придём –
Сразу сундучок найдём.

V. Физкультминутка. “На полянке”

Учитель.

Тихо все, ребята, встанем,
Плечи дружно мы расправим.
Руки весело поднимем,
Разведём их в стороны
И посмотрим, ровно ли,
Опустили разом вниз
Тихо, тихо все садись.”

Учитель.

Песенку мы с вами спели,
На полянке посидели
И пора пришла опять
Сундучок идти искать.
От полянки нас тропинка
Прямо к дому приведёт.
Это Бабы Яги избушка
Нас она давно здесь ждёт.

(Рядом с домиком стоит конверт с очередным заданием.) На конверте надпись:

Богатырю.

Самый сильный, ловкий, смелый
Выходи со мной на бой.
Покажи своё уменье
И сразись с Бабой Ягой.

VI. Индивидуальная работа у доски сильных учащихся.

Учитель.

А остальным чтоб не скучать,
Предлагаю заморочки Бабки Ёшки разгадать.

VII. Работа с классом. Нестандартные задачи.

Посмотрите на рисунки, определите, что должно быть изображено в пустых клетках.

(Два рисунка в виде таблиц, прикреплены к магнитной доске. В пустых клетках необходимо нарисовать нужный рисунок.)

2) На магнитной доске находятся квадрат, круг и треугольник. Фигуры расположены лицевой частью к доске. Одна из фигур красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. Определите цвет каждой фигуры, если известно, что квадрат не красный. И ещё: с одной стороны от синей фигуры, лежит жёлтая, а с другой стороны – красная.

Ответ:

3) Учитель. Рассмотрим решение задачи, которую выполнял ученик у доски, и запишем её в тетрадь. Приложение1. сл.6.

Задача 3. Кощей нанял работника на год и обещал ему дать 51 $. Но тот, проработав 4 месяца, захотел уйти. При расчёте он получил 5$ и кафтан. Сколько стоит кафтан?

4) Учитель. Решим ещё одну заморочку от Бабки Ёшки.

Имеется три коробки. Известно, что в одной из них лежит конфета, в другой – яблоко, а в третьей – неизвестно. Определите, в какой коробке лежит конфета, если подскажу вам, что она лежит в одной из этих двух коробок:

А ни в одной из этих нет яблока:

После того как дети отгадают нахождение конфеты и яблока, учитель задаёт вопрос о том, что может находиться в последней коробке. Дети наперебой кричат, что это Волшебный сундучок.

Учитель. Совершенно верно ребята. Наши труды не были напрасны. Мы отыскали с вами заветный сундучок. Как мы уже знаем, в сундучке находится то, без чего нельзя закончить урок. Давайте посмотрим, что же он скрывает? ( В сундучке оказываются оценки: 2, 3, 4, 5.)

К счастью двойки и тройки нам сегодня не понадобятся.

Приложение 1. (сл.7)

VIII. Итог урока. Учитель подводит итоги урока и награждает детей оценками из сундучка, после чего оценки выставляются в дневники и журнал.

IX. Домашнее задание (по усмотрению учителя).

Литература.

1. Тесты по математике 5-11 классы. Составители: Максимовская М. А., Пчелинцев Ф. А., Чулков П. В.

2. Задачи на смекалку. И.Ф.Шарыгин. А.В.Шевкин.

3. Занимательная математика. Автор-составитель Т.Д.Гаврилова.

Приложение 2