Цель урока: с помощью решения примеров и задач повторить и обобщить изученный материал по теме “Отношения и пропорции”;
развить навыки и умения математического и логического мышления; воспитать чувство дружбы, коллективизма и товарищества; привить интерес к предмету с использованием сказочной обстановки.
Оборудование: мультимедийный проектор, модели: болота, лодочки и домика Бабы Яги; три коробки; раздаточный материал, конверты с заданиями, плакаты с рисунками деревьев, сказочных героев, стрелки указатели, мел, доска.
Форма урока: урок-игра.
Приложение 1. (сл.1)
Ход урока
I. Организационный момент
а) объявление темы и постановка цели урока;
б) запись в тетрадь числа и темы урока.
Вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы с вами побываем в сказке. Дело в том, что Баба Яга и её подручные украли Волшебный сундучок, который так необходим нам. Потому что в нём находится то, без чего невозможно закончить урок. Именно нам поручено отыскать сундучок. А свой путь мы начнём с волшебного камня.
II. Повторение изученного материала
На стене висит плакат с нарисованным камнем, на котором дети читают надпись:
Если хочешь ты пройти,
То за камень загляни.
И когда ответ найдёшь,
В лес дремучий ты войдёшь.
Учитель вызывает одного ученика, который из-за плаката достаёт конверт с надписью:
На вопросы отвечай,
Время даром не теряй.
Ученик достаёт из конверта лист с вопросами для разминки и зачитывает их классу.
- Промежуток времени, длиною в 7 дней.
- Цифра, которая обозначает нелюбимую всеми оценку.
- Много депутатов.
- Сотая часть числа.
- Результат деления.
- Отношение двух чисел.
- Элементы обыкновенной дроби.
- Равенство двух отношений.
- Основное свойство пропорций.
- Прямая пропорциональность.
- Обратная пропорциональность.
Учитель. На простейшие вопросы вы ответили на “5”.
Покажите на примерах, как умеете считать.
Приложение 1. (сл.2) (Работа с тестом.
- Какое из данных отношений равно 11/6?
а) 6:11;
б) 27,5:15;
в) 26,5:15;
г) другой ответ.
- Найдите отношение 150г к 1,5 кг.
а) 0,01;
б) 0,1;
в) 0,1 г;
г) другой ответ.
- Какие из данных пропорций верны:
в) 121:1,1 = 583:5,3;
б) 14:70 = 10:50;
а) 11:26 = 26:11;
г) 0:15 = 0:34.
- Найдите неизвестный член пропорции х : 0,9 = 1,6 : 3.
а) 4,8;
б) 0,48;
в) 25/12;
г) другой ответ.
(Задания выполняются комментированием с места. При необходимости вычисления выполняются детьми в тетрадях).
После выполнения теста дети хором читают надпись на стрелке- указателе:
Смело дальше ты иди,
В лес дремучий загляни.
Учитель. В лесу сидит Леший задумчивый такой. Над чем это он думу думает? Давайте посмотрим.
(Перед Лешим лежит конверт, с игрой “математическая мозаика” см. Приложение 2)
Надпись на конверте:
Вход в свой лес я вам открою,
Коль сыграете со мною.
Надо вам уметь считать,
Умножать и вычитать.
III. Самостоятельная работа. Приложение 1. (сл.3)
(У каждого ученика на столе лежит конверт, в котором находится карта с примерами и цветными фишками, на которых даны ответы к примерам. Ученик решает пример, находит фишку с полученным результатом и кладёт её на ячейку с примером, который он решал. Если ученик выполняет всё верно, то на карте получается рисунок какого-либо сказочного или мультипликационного эпизода. Верно собранная картинка поможет учителю проверить правильность выполнения задания. Учитель сразу же оценивает см.работу и объявляет оценки).
После подведения итогов самостоятельной работы дети читают надпись на следующей стрелке-указателе:
Если по лесу пойдёшь,
То к болоту ты придёшь.
У болота сидит Кикимора с конвертом, в котором находится очередное задание. На конверте надпись:
Коли, верно, всё решите,
Помогу я вам пройти,
Переправлю вас на лодке –
И счастливого пути!
IV. Работа у доски. Приложение 1. (сл.4)
Задача 1. Ежегодно Леший устраивает субботник по озеленению леса. На нём были посажены ёлки. Принялись 95% посаженных ёлок. Сколько ёлок посадили, если принялось 57 ёлок?
Задача 2. Баба-Яга варит волшебное зелье: на 100 г дёгтя надо взять 60 г слёз Кикиморы. Сколько слёз Кикиморы надо взять на 650 г дёгтя?
(Задания выполняются у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в тетрадях). После выполнения задания лодочка переправляется на другой берег. В это время дети поют:
Приложение 1. (сл.5)
Мы на лодочке плывём,
Дружно песенку поём.
Только к берегу придём –
Сразу сундучок найдём.
V. Физкультминутка. “На полянке”
Учитель.
Тихо все, ребята, встанем,
Плечи дружно мы расправим.
Руки весело поднимем,
Разведём их в стороны
И посмотрим, ровно ли,
Опустили разом вниз
Тихо, тихо все садись.”
Учитель.
Песенку мы с вами спели,
На полянке посидели
И пора пришла опять
Сундучок идти искать.
От полянки нас тропинка
Прямо к дому приведёт.
Это Бабы Яги избушка
Нас она давно здесь ждёт.
(Рядом с домиком стоит конверт с очередным заданием.) На конверте надпись:
Богатырю.
Самый сильный, ловкий, смелый
Выходи со мной на бой.
Покажи своё уменье
И сразись с Бабой Ягой.
VI. Индивидуальная работа у доски сильных учащихся.
Учитель. …
А остальным чтоб не скучать,
Предлагаю заморочки Бабки Ёшки разгадать.
VII. Работа с классом. Нестандартные задачи.
Посмотрите на рисунки, определите, что должно быть изображено в пустых клетках.
(Два рисунка в виде таблиц, прикреплены к магнитной доске. В пустых клетках необходимо нарисовать нужный рисунок.)
2) На магнитной доске находятся квадрат, круг и треугольник. Фигуры расположены лицевой частью к доске. Одна из фигур красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. Определите цвет каждой фигуры, если известно, что квадрат не красный. И ещё: с одной стороны от синей фигуры, лежит жёлтая, а с другой стороны – красная.
Ответ:
3) Учитель. Рассмотрим решение задачи, которую выполнял ученик у доски, и запишем её в тетрадь. Приложение1. сл.6.
Задача 3. Кощей нанял работника на год и обещал ему дать 51 $. Но тот, проработав 4 месяца, захотел уйти. При расчёте он получил 5$ и кафтан. Сколько стоит кафтан?
4) Учитель. Решим ещё одну заморочку от Бабки Ёшки.
Имеется три коробки. Известно, что в одной из них лежит конфета, в другой – яблоко, а в третьей – неизвестно. Определите, в какой коробке лежит конфета, если подскажу вам, что она лежит в одной из этих двух коробок:
А ни в одной из этих нет яблока:
После того как дети отгадают нахождение конфеты и яблока, учитель задаёт вопрос о том, что может находиться в последней коробке. Дети наперебой кричат, что это Волшебный сундучок.
Учитель. Совершенно верно ребята. Наши труды не были напрасны. Мы отыскали с вами заветный сундучок. Как мы уже знаем, в сундучке находится то, без чего нельзя закончить урок. Давайте посмотрим, что же он скрывает? ( В сундучке оказываются оценки: 2, 3, 4, 5.)
К счастью двойки и тройки нам сегодня не понадобятся.
Приложение 1. (сл.7)
VIII. Итог урока. Учитель подводит итоги урока и награждает детей оценками из сундучка, после чего оценки выставляются в дневники и журнал.
IX. Домашнее задание (по усмотрению учителя).
Литература.
1. Тесты по математике 5-11 классы. Составители: Максимовская М. А., Пчелинцев Ф. А., Чулков П. В.
2. Задачи на смекалку. И.Ф.Шарыгин. А.В.Шевкин.
3. Занимательная математика. Автор-составитель Т.Д.Гаврилова.