Программное содержание:
- Дать детям знания о том, как раньше определяли время.
- Вызвать интерес к понятию “время”.
- Закрепить представление об изменении продолжительности дня и ночи в течении осенне- зимнего периода.
- Развивать умение рассуждать, логически мыслить.
- Воспитывать чувство дружбы и взаимоуважения.
Предварительная работа: Беседы на тему: “Мой любимый день” (месяц, время года). Работа с познавательной литературой. Изготовление с детьми “реки времени”.
Методические приемы: игровой, показ, пояснение, беседа по вопросам, рассматривание схем, алгоритмов, художественное слово, музыкальное сопровождение, психологическая разгрузка, развивающие игры, поощрение, опыт.
Развивающая среда: две корзинки, “следы”; осенние листочки, алгоритмы пословиц; схемы “Вслед за солнышком”; “Река времени”. Для опыта: свеча, колокольчик.
На каждого ребенка: дидактические игры “Круглый год”; “Дерево суток”.
Ход занятия
- Ребята, хотите вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие во времени?
- Ой, кто это здесь наследил? Ведь мы еще не заходили?
- Давайте отправимся по этим следам и посмотрим, куда они нас приведут.
- Посмотрите, следов больше нет, а что это? (листочки)
- Интересно, кто бы мог нам их оставить?
(Наверно осень их здесь оставила.)
- Давайте соберем их и сложим их в эти корзинки.
Вот эта корзинка для мальчиков, а эта для девочек. Но прежде чем положить листок в корзинку вы должны, назвать какой это листок, с какого дерева.
Посмотрите здесь еще что-то нарисовано для нас.
(Алгоритмы пословиц об осени и схема “Вслед за солнышком”)
- Мы попали с вами в осень, зиму, весну и лето. Это путь длиной в целый год.
- На столах задание для вас, сложите – круглый год.
Дидактическая игра “Круглый год”.
- Сколько времен года?
- Сколько месяцев в году?
- Все они живут дружно и приходят к нам каждый в свое время.
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Даша назови осенние месяцы?
- Помните, мы с вами говорили, что 21 сентября – это важный осенний день.
Что происходит в этот день?
- День равен ночи.
- “ Круглый год” уберите, и возьмите “Дерево суток”.
- Что такое сутки?
- Сколько часов в сутках?
- Вспомните, сколько светлых и сколько темных плодов было на нашем дереве? (21 сентября на нашем дереве было – 12 темных и 12 светлых яблок).
- Начиная с этого дня, светлое время суток с каждым днем укорачивается, тьма наступает на свет.
Вместе с детьми выясняем, сколько темных и сколько светлых яблочек осталось на нашем дереве сейчас.
- Сколько светлых яблочек осталось на нашем дереве?
- А сколько темных?
- Темных стало намного больше, чем светлых. И скоро наступит 22 декабря – это самый короткий день в году. Сколько на дереве останется всего светлых яблочек? Правильно, семь.
Но, как и в сказке, добро всегда побеждает зло, так и в природе тьма никогда не сможет победить свет. С 25 декабря светлое время дня начнет увеличиваться. Сначала на “воробьиный скок”- на 2 минуты, а затем все больше и больше.
- А как мы с вами определяем время?
- А какие сейчас часы?
- Вы правильно сказали, что часы измеряют время.
Время было всегда! Не было нас людей, а время было и бежало вперед. Проходит осень, приходит зима. И эта зима – новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. И день сегодня совсем не тот, что был вчера. Время не возвращается. Время идет только вперед.
Физминутка
За секундою минутка
Пробежали быстро сутки
Чтоб с природой в мире жить,
Надо с временем дружить,
Ну, а время – как река,
Проплывает сквозь века.
А у нас есть “ Река времени”. Хотите отправиться по ней в прошлое и узнать, как же раньше определяли время?
Психологическая разгрузка
Предлагаю детям разместится поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат опавших листьев, восхищаемся красотой осеннего леса, поднимаемся вверх под пушистые облака. Облака пушистые, мягкие как вата. Дует легкий ветерок, и мы опускаемся ниже и ниже. И переносимся в прошлое.
Путешествие по “Реке времени”
- Часы не всегда были такими, какими мы их привыкли видеть. Какими же они были?
Еще в глубокой древности человек подметил: солнце по небу идет, а тень от дерева за ним по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. У них не было стрелок, вместо них тень от колышка. Солнце по небу идет, а тень – за солнцем, как бы движется по циферблату и показывает время. Когда такие часы не работали?
- Говорят “время течет”. Когда-то время действительно текло. Где? В водяных часах. Из одного сосуда в другой по каплям переливалась вода. Такие часы работали и днем и ночью. А что вы знаете о песочных часах?
- Еще в очень давние времена пользовались огненными часами. Свечу с меткой поджигали, и она горела день и ночь и показывала время.
- А еще свеча служила будильником. Как?
Если дети не смогут ответить на этот вопрос, то помогаю.
- В определенном месте в свечу вставляли иголку, к которой привязывали тяжелый предмет, когда огонь добирался до иголки, предмет падал и будил тех, кто спит.
Вместе с детьми проводим опыт: в свечу вставляем иголку с колокольчиком, свечу зажигаем. Когда колокольчик упадет – это будет сигналом, что путешествие “во времени” закончилось.
- Занятие заканчивается, когда звенит “огненный” будильник.