Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие родители пришли к убеждению, что, кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания…
К.Д. Ушинский
Все мы рано или поздно становимся родителями. Но как часто нам не хватает педагогических знаний по воспитанию и развитию малыша. Своей педагогической деятельностью я ежедневно стараюсь опровергнуть мнение скептиков о том, что работа с родителями – дело бесполезное и неблагодарное. И предлагаю коллегам в методическую копилку опыт своей работы.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Очень важно для успешного воспитания – установление доверительного делового контакта, между дошкольным учреждением и родителями.
В.А.Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Встаёт вопрос, как же сделать так, чтобы чужие люди, тебе доверяли, делились своими проблемами, стали твоей опорой и помощниками в воспитании детей. Порою педагоги, проработав с родителями не один год так и не находят нужного контакта с ними.
Взаимодействие с родителями тяжёлый, кропотливый труд, требующий от педагога большого терпения и профессионализма, ведь взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность со своими взглядами, со своим собственным мнением и жизненным багажом. Конечно, здесь немаловажен опыт работы с родителями.
Для эффективного воздействия дошкольного учреждения с родителями следует учитывать их запросы. Несовпадение запроса родителей с тем, что они реально получают в дошкольного учреждении приводит к возникновению трудностей в их взаимоотношении с воспитателями. Нужно учитывать, чтобы диалог педагога с родителями не превратился в сплошное нравоучение, навязывание своих взглядов на воспитание детей. Необходим творческий подход во взаимодействии с родителями. Ведь педагог – настоящий артист в общении с “большими” и “маленькими”.
Имея десятилетний стаж в дошкольном образовательном учреждении, я постоянно ищу разнообразные пути сотрудничества с родителями. Используя знания из курса психологии, полученные в КГПУ, перед началом очередного набора детей в свою группу, я намечаю поэтапный план налаживания контакта с родителями.
1 – этап:
Накопление согласия. Задача этого этапа – снятие настороженности и тревожности родителей по отношению к педагогу и дошкольному учреждению в целом.
2 – этап:
Повышение педагогической культуры родителей, через пропаганду педагогических знаний и систему наглядной агитации.
3 – этап:
Приобщение родителей к активному участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Самое большое внимание уделяю первому этапу. Насколько успешно он пройдёт, настолько слаженно будет дальнейшее взаимодействие с родителями. Ведь первый этап – это фундамент сотрудничества с родителями на протяжении всех лет, которые мы будем вместе с ними. На протяжении этого времени общение приобретает эмоциональную окраску, когда можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь следует показать, что независимо от фактического состояния дел, педагог принимает те принципы воспитания и стиль взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель. Главное подвести собеседника к мысли, что вас связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.
На первом этапе:
1. Посещение каждой семьи (до прибытия в детский сад) педагогом с вручением письменного приглашения на организационное собрание в д/с.
Цель этого посещения:
- Индивидуальное знакомство с ребёнком и членами его семьи, с обстановкой в которой живёт малыш, беседа с родителями о привычках, особенностях его развития и поведения.
2. Проведение организационного собрания с родителями будущих воспитанников.
С целью:
- Знакомство родителей между собой и педагогическим коллективом дошкольного учреждения (заведующей, медсестрой, логопедом, психологом).
- Знакомство с работой детского сада через экскурсию и фото-, видио-, визитным материалом.
- Индивидуальное планирование посещение ребёнком детского сада в адаптационный период.
- Взаимное принятие решения по изменению дизайна групповой и приёмной комнат с учётом всех требований, правил пространственно – развивающей среды д/с.
- Решение вопроса о помощи родителей дошкольному учреждению в качестве: спонсоров, организаторов и исполнителей.
На первом этапе (его временные рамки – с мая по сентябрь) происходят дальнейшие контакты родителей и педагога через:
- Ежедневное непосредственное общение, когда родители приводят и забирают детей.
- Психологическая помощь родителям и детям в решении адаптационных проблем.
- Неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.
- Осуществление медицинского и / или психологического сопровождения узкими специалистами для отдельных семей.
Первый этап заканчивается в сентябре на родительском собрании, где был представлен видео материал о жизни их детей в условиях дошкольного учреждения. Цель этого материала: показать родителям ребёнка во всех режимных моментах детского сада, что позволяет снять настороженность и тревожность родителей за своего малыша. А это и есть решение поставленной на первом этапе задачи.
На этой же встрече с родителями начинается второй этап взаимодействия. А задача этого этапа как нам известно, является повышение педагогической культуры родителей. Решение её начинается через: знакомство родителей с “Программой воспитания и обучения” ребёнка в конкретной возрастной группе.
Дальнейшая пропаганда педагогических знаний ведётся через систему наглядной агитации:
- В группе оформлены “Уголки для родителей”, где помещается консультативные материалы по всем разделам программы.
- Ежедневно оформляется информационный стенд “Чем мы занимались сегодня”, “Закрепите дома”.
В течение года проводятся индивидуальные консультации профильных специалистов: медсестры, логопеда, психолога – по интересующим родителей вопросам. Перед каждым родительским собранием проводится анкетирование на тему: “О чём бы вы хотели поговорить, узнать на собрании? ”, “С какими специалистами хотели бы встретиться?”.
Анкетирование проводится с целью изучения педагогом запросов и проблем родителей на конкретный момент развития ребёнка. С большим успехом проходит “Неделя открытых дверей”. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием их детей.
Все мероприятия второго этапа направлены на то, чтобы помочь родителям в воспитании и обучении их детей.
Третий этап проходит через активное участие родителей в трудовых и развлекательных мероприятиях.
- Родители участвуют в оформлении группы перед праздниками, в детских утренниках.
Больше всего родителям нравятся шуточные конкурсы и спортивные семейные соревнования : “Папа + мама + я = спортивная семья”, “Папа, мама, я – весёлая семья” и т.д. Все эти мероприятия вызывают у родителей всплеск положительных эмоций. А как известно положительные эмоции помогают людям сблизится друг с другом и благотворно влияют на сотрудничество педагога и родителей.
- Мероприятия по благоустройству детского сада также проходят с участие родителей.
Родительские собрания по своей форме не должны повторяться. Одно проходит в виде конференции, второе – деловая игра, третье – “круглый стол” и т.д. На последнем в учебном году родительском собрании подводятся итоги, самым активным вручаются благодарственные письма от администрации детского сада. Совместно с родителями разрабатывается перспективный план мероприятий на следующий год.
Чем разнообразнее взаимодействие с родителями, тем всё больший интерес проявляется у них к дошкольному учреждению.
Результатом этого является то, что родители занимают активную позицию в воспитании ребёнка. Выступают оппонентами в решении различных вопросов. И самое главное становятся помощниками и опорой педагогу в общем деле воспитания детей.