Предполагаемый образовательный курс в объёме 18 часов, который изучается в 9-ом классе в школах, предполагает организацию классов оборонно-спортивного профиля.
Значительное ухудшение здоровья населения, особенно подростков 14-17 лет, ни для кого не новость. Этому “помогают” социальная ситуация, сложная экологическая обстановка и особенно – прогрессирующее распространение курения, наркомании, употребление алкоголя под влиянием мощного потока рекламы и информации от печатной и прочей продукции средств массовой информации. И наша главная задача содействие укрепления и поддержания на оптимальном уровне самого необходимого и дорогого, чем одарила каждого человека природа – его здоровья. Именно здоровье является определяющим для нормальной жизнедеятельности и достижения успехов в любой сфере человеческой деятельности. Такая ответственная роль, несомненно, возводит специальные знания и умения, необходимые для грамотного использования человеком средств физической культуры с целью укрепления здоровья и оптимизации состояния организма. Значимость, роль и место данного курса определяется так же необходимостью подготовки старшеклассников к службе в рядах Вооружённых сил России и воспитанию у них патриотизма.
Учащимся с ослабленным здоровьем, с низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности, то есть школьникам, которые наиболее нуждаются в использовании средств физической культуры дается возможность выбора соответствующего профиля с целью укрепления своего здоровья, личных физических данных.
Цель курса:
- Формирование у школьников интересов к физической культуре и спорту;
- Пропаганда и популяризация среди учащихся ЗОЖ;
- Развитие патриотических, моральных и нравственных качеств;
- Выявление способных и увлеченных учащихся для дальнейшего профильного обучения по спортивно-прикладному направлению;
Задачи курса:
- Раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества;
- Развитие физической инициативы и самостоятельности у учащихся на основе военно-прикладных видов спорта;
- Диагностика уровня знаний и навыков по основам военной службы и прикладной физической подготовке;
- Воспитание физически здорового и психологически зрелого поколения, подготовка их к государственной службе;
- Пропаганда здорового образа жизни.
Содержание программы.
1-й раздел. Введение (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи курса (1 час).
Задачи, поставленные при изучении курса. Цели курса. Пропаганда здорового образа жизни. Значение физической культуры и спорта в жизни подростка. Олимпийские чемпионы Краснодарского края.
Тема 2. Тестирование (1 часа).
Выявление уровня физического развития учащихся (низкий, средний, высокий). Тестирование: бег 30 м. (скоростные особенности), челночный бег 3х10м (координационные), прыжок в длину с места (скоростно-силовые), подтягивание, поднимание туловища (силовые), наклоны туловища вперед (гибкость), 2000м (выносливость)
Термины и понятия: физическая культура, здоровый образ жизни, чемпион, Олимпийский чемпион, уровень физического развития, скоростные физические особенности, координационные особенности, скоростно-силовые, сила, гибкость, выносливость.
2-й раздел. ОФП (4 часа).
Тема 1. Общая физическая подготовка.(4 часа)
Физическое развитие, размеры и форма тела, развитие мускулатуры. Влияние систематических занятий физической культурой на укрепление здоровья.
Выносливость, её виды и способы её развития. Режимы нагрузки.
Ловкость. Упражнения на развитие ловкость. Гимнастические и акробатические упражнения, различные единоборства (групповые или парные упражнения с сопротивлением партнера, подвижные игры с обводкой предметов и противников, перехватами мяча после отскока).
Скоростные-силовые качества и способы развития. Вводный комплекс атлетической гимнастики для подростков и юношей. Различные комплексы атлетической гимнастики. (с гантелями, штангой, перекладиной, брусьями, резиновым амортизатором). Силовые упражнения (с отягощениями).
Термины и понятия: физическое развитие, мускулатура, режимы нагрузок, ловкость, единоборства, упражнения с отягощениями.
3-й раздел. Кроссовая подготовка (2 часа).
Тема 1. Кроссовая подготовка.(2 часа)
Влияние кроссового бега на организм. Переменный бег.
Продолжительный бег умеренной интенсивности.
Термины и понятия: кроссовый бег, интенсивность бега, переменный бег, продолжительный бег.
4-й раздел. Военно-прикладные виды спорта (9 часов).
Тема 1. Единая полоса препятствий (2 часа).
Преодоление отдельных элементов единой полосы препятствий. Метание гранаты на точность из траншеи ЕПП.
Выполнение комплексного упражнения № 1 на единой полосе препятствий. Выполнение комплексного упражнения № 2 на единой полосе препятствий.
Тема 2. Устройство и предназначение ручных осколочных гранат. Метание гранат (2 часа).
Виды ручных осколочных гранат, их боевые свойства. Предназначение и применение ручных осколочных гранат.
Метание гранат Ф-1, РГ-5 из-за укрытия, из траншеи на точность, метание ручных осколочных гранат на дальность.
Тема 3. Стрельба из ПВ (1 час).
Правила техники безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Прицеливание и стрельба из пневматической винтовки из положения лежа с упора и без упора.
Тема 4. Устройство автомата Калашникова (3 часа).
Тактико-технические и боевые данные автомата Калашникова. Прицельная дальность стрельбы, скорострельность стрельбы. Вес автомата, емкость магазина. Особенности стрельбы из автомата Калашникова по воздушным целям и стрельба в горах.
Основные узлы и детали автомата Калашникова и их работа. Прицельное устройство. Назначение и работа возвратного механизма.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Порядок разборки и порядок сборки АК-74. Снаряжение магазина. Порядок разборки и сборки магазина.
Тема 5. Силовые упражнения, поднятие гири 16 кг (1 час)
Правила техники безопасности при поднятии гири. Техника выполнения упражнений. Рывок, толчок гири 16 кг.
Термины и понятия: единая полоса препятствий, ручные осколочные гранаты Ф-1, РГ-5, траншея, укрытие, прицеливание, прицельная дальность, воздушная цель, возвратный механизм, магазин, патронник, ствольная коробка, затворная рама, затвор, шомпол, прицельное устройство, стопорной планки, пружина и подаватель
5-й раздел. Сдача нормативов на спортивные разряды. (1час)
Тема 1. Сдача нормативов(1 час)
Сдача нормативов на спортивные разряды по гиревому спорту. Сдача нормативов по неполной разборке и сборке АК-74, по преодолению единой полосы препятствий.
№ п/п | Название тем | Кол-во часов | ||
теоретич. | практич. | всего | ||
1. | Раздел № 1 Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса |
1 1 |
1
|
2 1 |
Тестирование. | 1 | 1 | ||
2. | Раздел № 2 ОФП Физическая форма и способы её поддержания. |
1 1 |
3 | 4 1 |
Выносливость, её виды и способы её развития. | 1 | 1 | ||
Ловкость. Развитие ловкости. | 1 | 1 | ||
Скоростные-силовые качества и способы развития. | 1 | 1 | ||
3. | Раздел № 3 Кроссовая подготовка Кроссовая подготовка |
-- | 2 2 |
2 2 |
4 | Раздел № 4 Военно-прикладные виды
спорта Единая полоса препятствий. |
2
|
7 2 |
9 2 |
Устройство и предназначение ручных осколочных гранат. Метание гранат Ф-1, РГ-5. | 1 | 1 | 2 | |
Стрельба из ПВ. | 1 | 1 | ||
Устройство автомата Калашникова. | 1 | 2 | 3 | |
Силовые упражнения, поднятие гири 16 кг. | 1 | 1 | ||
5. | Раздел № 5 Сдача нормативов на
спортивные разряды. Сдача нормативов на спортивные разряды |
1 1 |
1 1 |
|
Всего часов | 4 | 14 | 18 |
Контроль качества образования.
Ученик получает зачет при условии:
- Одно выступление на предложенную или выбранную самостоятельно тему.
- Дополнительные работы (доклады, рефераты, исследовательская работа)
- Выполнение тестов.
- Сдача нормативов на спортивные разряды.
Методическое обеспечение программы.
Работа по данной программе строится на основе добровольности, занимательности, доступности, индивидуального подхода. По форме занятия – групповые и индивидуальные.
Оборудование и инвентарь:
- СD-диски по теме.
- Спортивный инвентарь.
- Автомат АК-74.
- Гранаты для метания, учебные осколочные гранаты Ф-1, РГ-5
- Гири 16 кг.
- Полоса препятствий.
Используемая литература:
- Подписка журнала “Физическая культура в школе”.
- Подписка журнала “ОБЖ.. Основы безопасности жизнедеятельности”
- Интернет.
- Физическая культура. 9-й класс. Подготовка к экзамену. Саратов: “Лицей”, 2001г.
- Ю.А.Янсон “Физическая культура в школе”.Ростов н/Д: “Феникс”, 2004г.
- Т.И.Магомедова, Л.Н.Канищева. “Формирование здорового образа жизни” 5-11кл. Волгоград: “Учитель”, 2007г.
- Ю.А.Орешкин “К здоровью через физкультуру” Москва, 1990г.
- Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Ю.А.Янсон. Ростов-на-Дону “Феникс” 2004г.
- Настольная книга учителя физкультуры. Г.И.Погодаев. Москва “Физкультура и спорт” 2000г.
- Чудеса физкультуры. Е.Лагутина. Москва “Физкультура и спорт” 1968г