Проект "Часовых дел мастера"

Разделы: Начальная школа


Тип проекта: исследовательско-творческий.

Планируемый результат: модели часов для дидактических игр.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе создания моделей часов.

Задачи:

1. Развивать способности к поисковой деятельности:

  • определению задач, исходя из поставленной проблемы;
  • планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
  • выбору материала и способу действия;
  • умению аргументировать свой выбор;

2. Продолжать учить детей использовать раннее полученные знания при решении познавательных и практических задач:

  • свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач;

3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

4. Развивать художественный вкус при оформлении моделей часов.

5. Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Этапы работы

1 этаппогружение в проект

На первом этапе учитель на уроке математики знакомит детей с понятием времени и единицами измерения времени и предлагает вспомнить, каким прибором измеряют время и почему стрелка в часах движется. Младшие школьники знакомятся с различными видами часов (солнечные, песочные, водяные, механические, электронные), их устройством, учатся определять время по часам. Ребята вспоминают, какие часы они встречали в жизни, и выдвигают предположения, что заставляет двигаться стрелку и как работают часы, в которых нет стрелки.

Далее учитель подводит детей к идее создания моделей часов, при этом решается вопрос для кого эти модели будут предназначены.

Для изготовления часов необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что такое время?
  • Зачем человеку необходимо определять время?
  • Как его можно измерить?
  • Что такое часы?
  • Как устроены механические часы?
  • Что такое модель часов?
  • Какие могут быть модели часов?

2 этап – разработка проекта.

На втором этапе уточняется тема проекта “Часовых дел мастера”. Главная цель определяется как изготовление моделей часов на основе индивидуальных проектов, которые могли бы использовать ребята из детского сада, будущие первоклассники, для тренировочных занятий и игр. Среда комплекса задач, реализуемых при работе над данным проектом, приоритетным для учителя являются следующие: познакомить детей с часами как прибором счета времени, их устройством, стимулировать познавательный интерес обучающихся к разнообразию видов часов, формировать понятийное мышление у младших школьников, совершенствовать детские учебные взаимодействия.

Из задач, предложенных ребятами в качестве основных, признаны такие, как научиться пользоваться научно-популярной литературой, готовить сообщения по определенному вопросу, развивать воображение.

После коллективного обмена мнениями принимается следующий план работы. Сначала в микрогруппах ученики готовят сообщения о различных видах часов, систематизируют, оформляют материал для стендов и устных сообщений. Затем члены каждой группы решают, на какую тему они будут делать модель часов (времена года, режим дня, цвета радуги, герои из сказок и т.н.), из какого материала, рисуют эскизы. После этого каждый будет самостоятельно готовить модель и осуществлять ее предпреэентацию.

Критериями оценки качества модели будет являться аккуратность, универсальность и оригинальность.

Определяются направления поиска ответов на поставленные вопросы, разбиение на группы, распределение работы между группами и определение сроков.

3 этап – выполнение проекта

Выполняется проект в соответствии с составленным планом. Члены каждой группы решают, какие часы они будут делать (материал, форма, внешний вид), рисуют эскизы, обсуждают, что можно изобразить на циферблате для развития детей подготовительной группы детского сада:

  1. Герои из сказок
  2. Времена года
  3. Режим дня
  4. Фрукты, овощи
  5. Основные цвета радуги
  6. Народные праздники
  7. Животные нашего края и т.д.

Каждый проектант работает в своем темпе, при необходимости может советоваться с одноклассниками и учителем, при желании часть работы может выполняться дома, поэтому целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией — это важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности ребенка при выполнении проекта. Можно провести родительское собрание, на котором родителям разъясняется суть метода проекта и его значимость для развития личности, рассказать об основных этапах проектной деятельности и участии родителей в ней, разработать памятки “Что такое проект?”, “Родителям, чьи дети выполняют проект”.

Памятка “Родителям, чьи дети выполняют проект”

Уважаемые родители!

Ваш ребенок приступает к выполнению проекта. Проявите заинтересованность. Постарайтесь создать радостную атмосферу сотворчества.

Узнайте у ребенка: что это за проект; для кого он предназначен, что в результате ребенок предполагает получить.

Важно:

Не берите на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта.

А вот помощь советом, информацией — это важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности ребенка при выполнении проекта.

Дети находят научно-популярную литературу, собирают, систематизируют материал, оформляют его для стендов, устных сообщений. Для активизации работы на этом этапе возможно проведение викторин, конкурсов, в процессе которых ребята будут выполнять различные задания, отгадывать и придумывать загадки, кроссворды и т.д., тем самым, систематизируя и обобщая полученные знания.

4 этаппредпрезентация

На нем происходит оценивание: отмечаются лучшие модели, оригинальные находки в оформлении, универсальность использования данной модели (часы - коробочка для кубиков, часы-загадки, часы-сказка с использованием часового механизма и др.). На этом этапе микрогруппы готовят общее представление своих моделей для презентации. Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, анализировать свою деятельность. Для этого детям предлагается план своего выступления:

1. Почему ты начал разрабатывать именно этот проект? Кому он предназначен?

2. Проводил ли ты предварительные исследования по данной проблеме? Если да, то, что ты выявил?

3. Какова основная идея твоего проекта? Были еще идеи у тебя? Почему ты их отверг?

4. Какие использовал материалы? Достаточно ли было тебе знаний и умений или пришлось чему-то научиться? Кто тебе помогал?

5. По каким этапам выполнял проект? Расскажи об этом кратко.

6. Какие комментарии ты получил от людей, для которых выполнялся проект, или от посторонних людей?

5 этап – презентация результатов своего творчества

Сама презентация проходит в виде путешествия “По реке времени”, на которое приглашаются гости — воспитанники детского сада №31, воспитатели, родители, друзья, учителя. Все изготовленные модели часов проектанты дарят ребятам из детского сада.

6 этап – рефлексия

После завершения непосредственного выполнения проекта дети делятся своими впечатлениями с одноклассниками и учителем, обсуждают результаты, удачи, неудачи, высказывают свои размышления.

В целом по наблюдениям учителя, отзывам детей и родителей, данный проект нашел значительный отклик у ребят, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактическо - развивающих задач.

Презентация “По реке времени”

(звучат фанфары)

Ведущий. Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в этом зале.

Сегодня мы поговорим о времени, совершим небольшое путешествие “По реке времени”. В путешествие мы возьмем гостей: наших друзей-воспитанников детского сада “Фиалка” и их воспитательницу Екатерину Владимировну, педагогов нашего города и наших спонсоров – родителей 2 Б.

Итак, я объявляю начало презентации “Часовых дел мастера”!

(звучат фанфары)

Часы. Как много они значат в нашей жизни. Трудно представить, что когда-то у человека часов вообще не было. Древние люди просыпались когда солнце всходило. Их будили на рассвете голоса птиц. Прошли века, пока человек заметил, что можно узнавать время по солнцу. Люди изобрели солнечные часы.

Я объявляю 1 номинацию “Времена года”. Ее представляют Жалеева Л., Мухаметова Н., Лебольд Т., Марков С. (ребята рассказывают о своих работах)

Ученик.

Время мчится незаметно,-
Второклассник я теперь.
Нравится искать ответы
И решать проблемы мне.
Как писать красиво буквы?
Как все мерки сосчитать?
Как раскрасить счастьем утро?
Как свой ум не растерять?
100 вопросов - 100 ответов
Созревают каждый час.
Я живу на свете белом
Я большой уже сейчас.

Ведущий. Мы продолжаем путешествие. Солнечные часы действовали только в солнечную погоду. Тогда люди изобрели песочные часы. Песок пересыпался из верхнего сосуда в нижний. Иногда песок заменяли водой. Вот откуда пошло выражение “Много воды утекло”.

Итак, 2 номинация “Радуга -дуга”. Эту номинацию представляют Вамбрикова С., Бурнейко С.

Ведущий. А для всех звучат частушки.

Припев. Тик-так ходики
Пролетают годики
Мы частушки вам споем
Как мы время бережем.

1. В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять заснул.

2. Вот лентяй, так уж лентяй!
Эй! Храпеть домой давай.
Просыпайся и ступай
И ребятам не мешай.

Припев.

3. Петя в школу опоздал,
Он на поле мяч гонял.
За часами не следил,
Все уроки пропустил.

4. Ах, минута, ах, минута,
Это много или нет?
За минуту очень ловко
Можно скушать 5 конфет.

Припев.

5. Свои книжки и тетрадки
Всегда на место Макс кладет.
Ведь известно всем на свете-
Порядок время бережет.

6. Успеваем мы не мало,
Только б времени хыватало
Тот кто бережет минутки
Много сделает за сутки.

Припев. Тик-так ходики
Пролетают годики
Хочешь с временем дружить
Научись им дорожить.

Ведущий. Наше путешествие в мир часов продолжается. В 18 веке появились механические часы. В них использовалось гениальное изобретение человека – колесо. Некоторые часы делались с боем. Отсюда пошло выражение “битый час”, т.е. прошел целый час.

А у нас заявлена следующая номинация “В гостях у сказки”. Я приглашаю на сцену ТрополиноваА., Смирнову К., Овчинникова В.

Ученик.

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть,
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок
За парту в школе сесть.
Часы даны не для красы,
Диктуют время нам часы.
Диктуют так: тик-так.

Ведущий. Главные часы нашей страны находятся в Москве. Это Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля. А 31 декабря в 12 часов ночи бой курантов извещает нас о том, что наступил Новый год.

Следующая номинация “Народные традиции”. Ее представляют Шамова К. и ее мама Валентина Николаевна.

Ведущий. А для вех гостей звучит песня “Пять минут”

Ведущий. Сегодня часы - наши верные спутники. Представьте, что все они вдруг остановились – непонятно, как бы мы стали жить, ходить на работу?

Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту, ведь за нее так много можно сделать.

У нас заявлена следующая номинация “Делу – время, потехе – час”. Ее представляют Кашперский С., Плиско В., Самойлов И.

Ведущий. Для гостей танцевальная группа исполнит танец “Старинные часы”

Ведущий. Слово предоставляется родителям.

Ведущий. Слово предоставляется ребятам детского сада.

Ведущий. Наша презентация заканчивается, но часы идут и жизнь продолжается. В детстве и юности она кажется бесконечной и многие откладывают свои дела на потом. И однажды обнаруживается, что жизнь прошла, а ничего не сделано. Поэтому всегда цените время, берегите его.

А сейчас, гости и ребята-проектанты приглашаются за сладкий стол!