События воспитательной системы как форма инициирования социального взросления подростков

Разделы: Классное руководство


События воспитательной системы как форма инициирования социального взросления подростков. Технология инициирования субъектной позиции.

Презентация событий: методические разработки классного часа и родительского собрания.

Классный час “Поощрение и наказание”.

Цели: осмысление происходящих в школе и семье событий, продуктивное развитие взаимоотношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, формирование способности осознанного выбора.

Оформление: плакаты с определением понятий “поощрение”, “наказание”, “конфликт”.

Эпиграф классного часа: Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости. А. Шопенгауэр.

Участники: учащиеся, психолог школы, классный руководитель.

Предварительная работа: анкетирование учащихся, родителей.

Анкета для родителей

(отвечает мать, отец - подчеркнуть)

1. Ф.И.О.

2. Наказание

а) Часто ли вы наказываете своего ребенка?

б) За что наказываете? С какой целью?

в) Как наказываете?

г) Какой способ наказания считаете наиболее действенным?

3. Поощрение

а) Часто ли поощряете своего ребенка?

б) Как?

в) Какая форма поощрения приносит ребенку наибольшее удовлетворение?

4. Самое приятное поощрение для вас?

- для вашего ребенка?

- в детстве

- сейчас

5. Самое страшное для вас наказание?

- в детстве

- в настоящее время

Анкета для детей

  1. За что наказывают дома?
  2. Часто ли вас наказывают?
  3. Как наказывают?
  4. Какой способ наказания самый действенный для вас?
  5. Часто ли вас поощряют?
  6. Как вас поощряют?
  7. Какая форма поощрения приносит вам наибольшее удовлетворение?
  8. Самое приятное для вас поощрение
    • в детстве
    • сейчас
  9. Самое страшное для вас наказание
    • в детстве
    • сейчас

- Наш сегодняшний разговор “родился” не случайно. Очень часто мне приходится слышать от вас заявления типа “родители меня накажут”, “они меня не понимают”, “не понимают меня и учителя”. Это показывает и анализ анкет. Наш класс мы разделили на 3 группы: родители, учителя, ученики; в каждой группе есть лидер. Мы выбрали характерные ситуации вашего жизненного опыта и попробуем разрешить конфликты.

- Разбор ситуаций: все 3 группы пытаются разрешить конфликт. На обсуждение отводится 5 минут. После этого идет обмен мнениями.

Какие могут быть предложены ситуации? Мы выбрали наиболее часто встречающиеся в детских анкетах конфликты.

Ситуации для обсуждения группы 1 “родители”.

1. Вы узнали, что Ваш сын начал покуривать и нецензурно выражаться. Что, по-вашему, следует предпринять?

2. Поведение и учеба ребенка не вызывает у Вас тревоги, Утром он уходит в школу, днем с портфелем возвращается домой. От учителя Вы узнаете, что уже три дня ребенка в школе не было. Как будете действовать?

Примечание. 3 дня ребенок гулял по городу или, выждав, пока Вы уйдете, возвращался домой и читал, смотрел телевизор.

3. Ваша дочь-ученица старшего класса. Учитель сообщил, что девушка ходит в школу легкомысленно одетой, с косметикой, носит много украшений. Вид не соответствует принятой в школе деловой форме одежды. Как Вы поведете себя?

4. Ваш сын во время урока качался на стуле, не обращая внимания на замечания учителя. Как реагировать родителям в подобной ситуации?

5. Ваш ребенок плохо учится, чем вызывает Вашу тревогу. Как придется Вам действовать?

Ситуации для обсуждения группы 2 “учителя”.

1.Вы узнали, что Ваш ученик начал курить и нецензурно выражаться. Что, по-вашему, следует предпринять?

2. Вашего ученика 3 дня не было в школе. От родителей Вы узнали, что утром он уходит с портфелем в школу, а днем возвращается домой. Что следует предпринять?

3. Ваша ученица приходит в школу в одежде и макияже, не соответствующими понятию деловая форма одежды. Как вести себя в такой ситуации?

4. Ваш ученик во время урока качается на стуле, не обращает внимания на Ваши замечания. Как себя вести в подобной ситуации?

5. Ваш ученик плохо учится, чем вызывает Вашу тревогу. Как Вы будете действовать?

Ситуации для обсуждения группы 3 “ученики”.

Я начал курить и нецензурно выражаться, в моей компании так делают все. Об этом узнали родители, учителя. Как я выйду из этой ситуации?

3 дня я не был в школе. Я гулял по городу или, выждав, когда уйдут родители, возвращался домой и читал, смотрел телевизор. Что мне делать дальше?

Я ученица старшего класса. Учителя недовольны моим внешним видом, считают меня легкомысленно одетой. Как мне выйти из этой ситуации?

Я качался во время урока на стуле, не обращал внимания на замечания учителя, как мне себя вести дальше?

Я плохо учусь, чем вызываю тревогу родителей и учителей. Как мне быть?

В заключение психолог школы рассказывает о способах выхода из конфликтных ситуаций. В конце классного часа:

- Получили ли вы какой-то опыт в разрешении своих школьных, семейных проблем, конфликтных ситуаций?

Разговор с учащимися может быть продолжен и реализован в ходе родительского собрания, где разбираются те же ситуации.

Родительское собрание “Поощрение и наказание”.

Цели: осмысление происходящих в школе и семье событий, продуктивное развитие взаимоотношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуации, формирование способности осознанного выбора.

Оформление: плакаты с определением понятий “конфликт”, “поощрение”, “наказание”.

Эпиграф родительского собрания: Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости. А. Шопенгауэр.

Участники: родители класса, психолог школы, классный руководитель.

Предварительная работа: анкетирование родителей, детей.

- Очень часто после родительского собрания или индивидуальной беседы можно услышать родительское, с досадой сказанное: “Ну что мне с ним (с ней) делать? Бить что ли?” Результаты анализа тоже свидетельствуют о некоей беспомощности многих родителей в разрешении конфликтных ситуаций. (Сообщение результатов анкетирования).

-Сегодня мы попробуем определить способы выхода из ситуаций конфликта в семье.

Как вы считаете, почему возникают конфликты между “отцами” и “детьми”?

Как вы считаете, помогают ли конфликты в жизни или нет?

Всегда ли вы достойно выходите из конфликтных ситуаций?

- Аудитория родителей поделена на 3 группы: учителя, родители, ученики. В каждой группе есть лидер. Обсуждение ситуации длится 3-5 минут. Затем происходит обмен мнениями.

Ситуации для обсуждения группы 1 “родители”.

1. Вы узнали, что Ваш сын начал покуривать и нецензурно выражаться. Что, по-вашему, следует предпринять?

2. Поведение и учеба ребенка не вызывает у Вас тревоги, Утром он уходит в школу, днем с портфелем возвращается домой. От учителя Вы узнаете, что уже три дня ребенка в школе не было. Как будете действовать?

Примечание. 3 дня ребенок гулял по городу или, выждав, пока Вы уйдете, возвращался домой и читал, смотрел телевизор.

3. Ваша дочь - ученица старшего класса. Учитель сообщил, что девушка ходит в школу легкомысленно одетой, с косметикой, носит много украшений. Вид не соответствует принятой в школе деловой форме одежды. Как Вы поведете себя?

4. Ваш сын во время урока качался на стуле, не обращая внимания на замечания учителя. Как реагировать родителям в подобной ситуации?

5. Ваш ребенок плохо учится, чем вызывает Вашу тревогу. Как придется Вам действовать?

Ситуации для обсуждения группы 2 “учителя”.

1.Вы узнали, что Ваш ученик начал курить и нецензурно выражаться. Что, по-вашему, следует предпринять?

2. Вашего ученика 3 дня не было в школе. От родителей Вы узнали, что утром он уходит с портфелем в школу, а днем возвращается домой. Что следует предпринять?

3. Ваша ученица приходит в школу в одежде и макияже, не соответствующими понятию деловая форма одежды. Как вести себя в такой ситуации?

4. Ваш ученик во время урока качается на стуле, не обращает внимания на Ваши замечания. Как себя вести в подобной ситуации?

5. Ваш ученик плохо учится, чем вызывает Вашу тревогу. Как Вы будете действовать?

Ситуации для обсуждения группы 3 “ученики”.

1. Я начал курить и нецензурно выражаться, в моей компании так делают все. Об этом узнали родители, учителя. Как я выйду из этой ситуации?

2. 3 дня я не был в школе. Я гулял по городу или, выждав, когда уйдут родители, возвращался домой и читал, смотрел телевизор. Что мне делать дальше?

3. Я ученица старшего класса. Учителя недовольны моим внешним видом, считают меня легкомысленно одетой. Как мне выйти из этой ситуации?

4. Я качался во время урока на стуле, не обращал внимания на замечания учителя, как мне себя вести дальше?

5. Я плохо учусь, чем вызываю тревогу родителей и учителей. Как мне быть?

Очень часто к предложенным ситуациям родители предлагают обсудить и их собственные проблемы.

В заключение школьный психолог рассказывает о способах выхода из конфликтных ситуаций. Задается вопрос: Получили вы какой-то опыт в разрешении своих семейных проблем, конфликтных ситуаций?

Вместо заключения.

Образ жизни - это способ бытия в среде, а значит, одновременно и способ деятельности, общения и отношения, равно как способ познания, преобразования, присвоения и приспособления к среде, а если касаться результатов, то и способ формирования и развития личности ребенка. Условие событийности предполагает организацию полипозиционного пространства взаимодействия субъектов воспитательной системы. При этом образуется общность как система позиционных связей и отношений людей, вышедших из статусного взаимодействия, где место и способы действия не заданы, а впервые должны быть выстроены самим человеком.