Механическое движение
Тип урока: урок обобщение и закрепление изученного материала.
- Продолжительность урока: 1 академический час.
- Учителя: физики (ведущий учитель), информатики.
Цель урока:
- Формирование на конкретном учебном материале представлений о природе как организованной и развивающейся системе.
- Обобщить изученный материал, проверить знания умения и навыки.
- Формирование общеучебных и интеллектуальных умений (решать задачи, обобщать изученный материал, анализировать, объяснять явления и процессы, работать с компьютерами)
- Развитие творческой личности: логического мышления, памяти, речи, воображения, наблюдательности. навыки культурного поведения.
Ожидаемый результат:
- Создание у учащихся действительно целостной картины окружающего мира, как организованной и развивающейся системы
- Развитие у учащихся волевой сферы, настойчивости в достижении поставленной цели. Пробудить интерес к предмету.
Оборудование и материалы к уроку:
- магнитофон, телевизор, компьютеры.
Введение
В школе большинство ребят, начиная изучать новый предмет, т.е. его содержание, не видят его связи с уже изученным материалом. И поэтому учителю необходимо заострять внимание на единстве окружающих явлений, и показывать связь и взаимную применяемость знаний на своём предмете.
Достаточная бессистемность и разрозненность знаний, не умение обобщить изученный материал, взятый из всех изучаемых дисциплин, влияет на психическое развитие ребят, и как следствие, на успеваемость - особенно, когда мотив “ учиться, потому что так нужно” перестает быть доминирующим, а иного смысла в образовании учащиеся не видят. С другой стороны, 11-12 лет – благодатный возраст для восприятия и усвоения всего нового. Формирование личности и сознания достаточно индивидуально, но все же подчиняется общим законам. В частности, об общем интеллектуальном развитии можно судить по тому, насколько сформулированы психические функции: восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Основными критериями при этом являются: способность к обобщениям, свободная грамотная речь, умение видеть проблему или суть явления в целом, а не с одной стороны. Возникает следующая проблема: дифференцированное изучение естественных наук в средней школе средствами отдельных предметов не позволяет сформулировать у учащихся представления о природе, комплексному подходу в решении общих задач по нескольким предметам, затрудняет выработку практических умений школьников. Преодоление этой проблемы с помощью межпредметных связей между дисциплинами в полной мере возможно, потому что, реализуя их на уроках отдельных предметов, учитель главным образом преследует цель создания лучших условий для формирования у учащихся конкретных знаний по предмету. Межпредметные связи служат важным средством объединяющим знания школьников. Интегрированные уроки несут в себе также обязательное развитие творческой активности учащихся.
В содержании курса физики есть ряд тем, на базе которых можно наиболее эффективно провести интегрированные уроки. Такие уроки позволяют сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, необходимости при разработке любого направления научно – технического прогресса. Они позволяют по-новому взглянуть на повседневные и обыденные явления и процессы, увидеть необычное в столь знакомом и привычном. Вместе с тем, они дают возможность учесть интересы каждого ученика и его наклонности, что способствует максимальному развитию инициативы и творчества ребят, повышают мотивацию на образование через успешность и привлекательность деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время. Готовясь к интегрированному уроку, ученик получает возможность проявить свои способности не только по физике, но и по другим предметам, использует интересный, нетрадиционный материал, а также, получает возможность приобрести учебно-исследовательские умения, необходимые для адаптации к среднему и высшему профессиональному образованию.
Интегрированные уроки наиболее соответствует особенностям юношеского возраста, способствует осуществлению условий в образовательном процессе для формирования у школьников коммуникативных умений (вести диалог, дискуссию, публично выступать по теме).
Ход урока
(Звучит спокойная музыка)
Учитель:
Здравствуйте ребята, сегодня мы проводим урок в необычной форме, мы, используем возможности компьютеров, чтобы обобщить и закрепить наши знания по теме «Механическое движение». Урок будет состоять из двух частей: первая- повторение и обобщение знаний, затем вторая - практическая часть, письменное решение задач и тестирование на компьютерах.
(Презентация темы, которую может подготовить ученик с помощью учителя. Сам ученик демонстрирует свою работу, комментирует её, выполняя роль учителя)
Примерная презентация и тест прилагаются
Учитель:
При изучении этой темы мы приобретаем навыки оформления физических задач, это очень важный момент, так как правильно оформленная задача – это огромный шаг правильному её решению.
Задаются текстовые задачи, определяются критерии оценки.
Оцениваться эта работа будет так: три задачи верно оформленных и решённых - «5»; три задачи верно оформленных и решённых с недочётами - «4»; две задачи верно оформленных и решённых с недочётами «3»; остальное - «2»
Учитель:
Теперь я прошу вас преступить к тестированию, вам будет предложено 5 вопросов на знание основных определений темы, вам необходимо будет выбрать правильный ответ, результаты будут даны сразу: 5 ответов «5», 6 ответов - «4», 7 ответов – «3», большее количество ответов – «2».
(тестирование)
Учитель:
Цель нашего урока достигнута, мы закрепили изученный материал. Посмотрели на самостоятельную работу вашего одноклассника. Увидели, что занятия физикой можно сделать интересными и творческими. Спасибо за урок