Цели:
- Систематизировать, обобщать знания и умения учащихся по применению методов решения уравнений;
- Развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать математические ситуации;
- Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели;
- Применение различных методов решения уравнений средствами коммуникации.
Вид деятельности: аналитико-систематизирующий
Объект исследования: уравнения
Предмет исследования: методы решения уравнений
Задачи урока:
- Классификация уравнений по методам;
- Выбор метода решения;
- Развитие умений анализировать, обобщать знания и умения.
Средством для получения результата урока станет создание проблемной ситуации, формирование из нее учебных задач, организация групповой деятельности учащихся по решению предъявленных заданий.
Ход урока
1. Психологический настрой на деятельность;
2. Актуализация опорных знаний.
Вычислить:
- log1/63 + log1/612
- 5log37-7log35
- 10(2 – lg5)
- 12log2log2log216
- 5(log53)½ - 3(log35)½
Доказать, что:
- log37 + log7 3 > 2
- log1/54 + log41/5 < 2
3.Учащимся предлагается провести классификацию логарифмических уравнений по методам решения.
Задание: Рядом с каждым уравнением 1-19 указать номер метода, которым можно решить данное уравнение . Обсуждение проводится фронтально.
№ | Уравнение | № метода | Методы |
1 | 2 | 4 | |
|
1. Разложение на множители; 2. Введение новой переменной; 3. Cведения к однородному уравнению; 4. Использование свойств функций, входящих в уравнение:
5. Решение уравнений, основанное на определении логарифма 6. Уравнения решаемые логарифмированием 7. Логарифмические уравнения решаемые потенцированием 8. Решение уравнени,основанное на применеии некоторых логарифмических тождеств. |
4.Давайте остановимся на уравнениях типа ХLog a f( x) = ВХ ,решая его разными методами ,а также на решении уравнения с использованием свойств функций
а ) свойства монотонности
б ) свойства ограниченности.
Ребятам на выбор предлагаются уравнения. Они разбиваются по группам и решают их.
- х2-lg x/2 = 100
- log3 (x+1) = 3 - x
- log3(1 – x) =x½
- 3х2 -2х2 = log2(x+1)- log2x
5. Участники каждой группы предоставляют результаты своей группы. Остальные ученики заслушивают, задают вопросы, предлагают свой метод решения.
Проводится сравнительный анализ и комментарий решений.
6. Самостоятельная работа с целью выявления знаний учащихся и степени усвоения ими материала.
Используя метод логарифмирования, решите уравнения:
x lg x=100x;
xlg x=1000x
Используя метод потенцирования, решите уравнения:
log2x ( x2 +x-2)=1
log-2x (2x2-x-1)=1
Используя свойства логарифмической функции решите уравнение:
3х=10-log2 x
2x=18-log2 x
7. Задание на дом
Дифференцированное задание:
- Решение уравнений из таблицы, нерассмотренных на уроке
- Составить уравнение на применение метода использование свойств функций, входящих в уравнение (монотонность, ограниченность).
- Решение задания С5 из ЕГЭ 2007г.
8. Итог урока.
Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели урока, успехи ребят и ориентирует их в домашнем задании.