Знакомство с дымковской игрушкой

Разделы: МХК и ИЗО


Учебная программа “Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанная Б.М. Неменским, даёт учителю возможность строить некоторые уроки с использованием местного краеведческого материала. Все темы и компоненты программы развиваются по спирали, чем старше класс - тем шире виток спирали. Объясняется это тем, что дети, обучаясь по данной программе, возвращаются несколько раз к одним и тем же проблемам, но уже на более высоком уровне, благодаря накопленному опыту.

Учитывая психологию детского восприятия, в программе решение проблем сделано доступным и актуальным для любого школьного возраста. А возвращение к ним на каждом новом витке способствует накоплению эмоционального опыта общения с искусством.

Опыт ребенка формируется в той среде, где он живет. Художественное краеведение помогает учащемуся осознать истоки искусства своего народа. “Вятка - всему богатству матка!” - гласит народная пословица. Культура Вятки очень богата: это и художники братья Васнецовы, художник и писатель Е.И. Чарушин, певец Ф.И. Шаляпин и кукарские кружева, вятская гармоника, вятская матрёшка... А какие дымковские игрушки делают народные мастера на забаву и потеху ребятишкам!

Наши вятские поэты любят дымковскую игрушку и посвящают ей стихи.

Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы...
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
В ней молодость — изюминка!
В ней удаль и размах...
Сияет охра с суриком
На всей земле в домах.
Сияет охра с суриком,
Чтоб всем светло не сумрачно
И злость и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымково
Растают навсегда!
(В.Фофанов)

За несколько лет работы у меня сложилась определенная система работы по знакомству детей с дымковской игрушкой. Знакомство с дымковской игрушкой начинается за несколько дней до первого урока, когда выставляются в классе образцы или иллюстрации. <Рисунок1>, <Рисунок 2>. Именно это создает у учащихся определенный уровень "насмотренности", т.е. необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической работе. Самые первые впечатления они получают от игрушек-свистулек. Они ближе всего детям, потому что отвечают их потребностям в игре. И самой первой работой в 1 классе является изображение "птички" в объёме по мотивам дымковской игрушки “Изображать можно в объёме”. А "птичка" у дымковских мастериц - это не утка, а утушка, не петух, а петушок, не индюк, а индюшок.

Рис. 1

Рис. 2

Делим брусок пластилина на 6 неравных частей, выкатываем между ладонями 6 шариков, из них формируем 6 конусов-морковок, 3 из которых уплощаем до лепешки, прижимаем самую большую по краям большим и указательным пальцами - получается узор, это хвост. Соединяем все детали, шлифуем сырыми руками - работаем пальчиками. Предлагается творческое задание: изменить некоторые детали, чтобы получилась утушка. <Рисунок 2>

Готовых утушек и индюшат выводим на прогулку:

“Инди-инди-индюшок, ты похож на сундучок”.
(Л.Дьяконов)

“Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
(Т.А. Маврина)

Во 2 классе знакомимся с элементами росписи дымковской игрушки через конструирование ее из бумаги “Выразительные возможности бумаги”. Посредством наблюдений вычленяются элементы дымковской росписи, идет знакомство с традициями этого ремесла:

1) игрушка белого цвета;

2) копытца и хвостик чернятся;

3) главный цвет-то, что закрашено полностью, и он обязательно повторяется;

4) наносится на самые видные места сусальное золото. Работа идет по такому плану:

1. Работа с шаблонами (обводка, выкройка). Дети сами выбирают, какую фигурку им выполнить, таким образом соблюдается необходимое условие творчества: свобода выбора (хотя и относительная).

2. Роспись - самостоятельный выбор элементов росписи. Образцы представлены на доске. <Рисунок 3>.

3. Сборка.

Рис. 3

В конце урока у детей появляется радость от сознания того, что у них получилась модель игрушки, похожая на настоящую. <Рисунок 4>. Несколько уроков посвящается приемам лепки дымковской игрушки (если позволяет время). Чтобы она была больше похожа на настоящую, берем пластилин белого цвета, а орнамент налепливаем сверху, используя пластилин разных цветов. Налепливаем, но не прижимаем, чтобы легко снять потом. На этих уроках продолжается работа по знакомству с элементами дымковского узора.

Рис. 4

В 3 классе переходим уже к более сложной работе - лепка барельефов по мотивам дымковской игрушки “Твои игрушки”. Знакомимся с тем, что такое барельеф. Чтобы детям было понятнее, предлагаем представить фигурку так, как будто пополам распилили и положили.

Процесс работы над барельефом складывается из следующих этапов:

1) Вырезается выкройка-шаблон, фигурку дети выбирают сами из предложенных учителем: конюшок, олешек, козлик, петушок и, сложнее, водоноска и барыня.

2) Берут пластилин, накладывают на середину шаблона и пальцами от середины раздвигают по всей поверхности, срезают по контуру стекой, “дошлифовывают” до гладкости, смачивая пальцы водой. Черный, ярко-красный и синий пластилин не брать. Достаточно 2-х см толщины.

3) Раскладывают поделки на общем подносе, покрывают сухим крахмалом и оставляют на 3 дня, затем стряхивают крахмал, покрывают фигурку белой гуашью или водоэмульсионной краской и раскрашивают.

Последний этап работы - приклеивают фигурки на пенопласт или бархатную бумагу, можно на цветной картон. <Рисунок 5>. Здесь детям предоставляется еще больше возможности для творчества.

Рис. 5

“У меня есть дружок -
Златогривый конюшок,
Эх, свистну, гикну, прокачусь
И обратно ворочусь”.
(Л. Дьяконов)

Изготовление рельефных барельефов и по ним - папье-маше. Эта работа выполняется после уроков, в группе продленного дня. Она требует от детей большого объема знаний и самостоятельности. Здесь требуется и знание приемов лепки дымковской игрушки, и элементов, и порядка росписи…

На всем протяжении обучения работа ведется от простого к сложному, на всех этапах даются творческие задания, которые также со временем усложняются.

Наследие дымковской игрушки - та почва, прикосновение к которой вливает свежие силы для творческих поисков.

В конце 1 четверти 4 класса подводится итог всей работы по мотивам дымковской игрушки на теме “Народные праздники”. <Рисунок 6>. “Ярмарки-свистуньи”, время проведения которого приближается к исторической дате празднования вятской Свистопляски, на котором, как положено на ярмарке, и гости, и ряженые, и медведь, и коробейники, и частушки под перебор русской гармони, и, конечно, глиняные свистульки.

Рис. 6

Хороша игрушка расписная!
Вся поёт бесхитростно светла,
Видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!
(В. Фофанов)

Самые большие трудности пришлось испытать на самом первом этапе: заготовке глины и подготовке ее к работе.

“Глина - материал живой и благородный, она не гниет и не окисляется. С самых древних времен глина сопровождает людей по сию пору. Из нее лепят и строят, ею лечат. Ее даже... едят. Чукчи и коряки добавляют белую глину в оленье молоко и бульон называют ее “земляным жиром”. Чего только не делают из глины! Громадный кувшин и маленькую свистульку, тонкий фарфор и грубый кирпич, плитку для ванной и изящные бусы”. (Данкевич Е.В., Лакова О.В. “Знакомьтесь, глина”)

Глину очень приятно трогать, она послушно откликается на все движения рук, но только в том случае, если она правильно подготовлена к работе.

Если вам удалось достать глину. Начинайте лепку с самого простого: с деталей. Лепите с детьми шарики, конусы, цилиндры, колбаски, полоски, жгутики, учитесь собирать полоски в “гармошку”, а жгутики - в “косичку”. Когда у детей станут получаться отдельные элементы, приступайте к лепке той самой птички, что лепили из пластилина. Дети смотрят, что делают руки учителя, и все за ним повторяют, одновременно делая открытия: “А глина-то совсем не так лепится, как пластилин!” Чтобы изделие получилось, глину надо почувствовать, понять своими пальчиками, что очень трудно детям, которые никогда с глиной не работали. Но интерес побеждает, да еще и задание творческое: птичку можно изменить, слепить, какую хочется (помогут в выборе иллюстрации), украсить ее по своему выбору. Вот и глину на пластичность проверили и сделали вывод: лучше всех белая глина, но, к сожалению, ее в нашей местности нет, на втором месте по пластичности коричневая, и чуть похуже синяя, в крайнем случае, можно лепить и из красной. Готовые работы выставляйте на стол учителя, сравнивайте, советуйте, подхваливайте. Следующий этап работы: сушка. Пока изделие не высохло, оно боится сквозняков и батарей. Сушить поделки лучше всего в закрытом шкафу. Игрушка сохнет, глина светлеет. Обжигать работы можно только тогда, когда они хорошо высохнут. Обжиг происходит в муфельной печи и длится до тех пор, пока глина не покраснеет от накала. Остальные операции: побелка, роспись изделия детям уже знакомы с уроков ИЗО, и они справляются с ними довольно успешно. Ученикам нравится лепить разные фигурки, барельефы. Технология их лепки схожа: шар – лепешка - украсить деталями.

Несколько занятий посвятите лепке фигурок животных: медведя, конюшка, барашка, коровки, мышки, котика, и т.д.

Различия в их лепке заключаются в вылепливании отдельных деталей: ушей, мордочки, лап, рогов и т.п. Но в основе любой из них - либо цилиндр, либо удлиненный конус, либо усеченные конусы, либо конус, уплощенный в лепешку, в зависимости от животного.

Ни одной фигурки, похожей на другую, все разные, как и их хозяева.

Кто-то сделал индюка Распущенные бока.
У кого-то глина стала
Вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу,
Сразу стало веселей –
Мастера и мастерицы
Появились в слободе!
(Л. Дьяконов)

Работая в течение ряда лет над этой темой, делаю следующие выводы:

1) у детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа; об этом говорят книги, иллюстрации, которые они отыскивают и приносят в класс;

2) развивается художественный вкус, что отражается и на выполнении работ по изобразительному искусству;

3) развиваются творческие способности учащихся: если первые работы выполнялись под руководством учителя и доля самостоятельной работы была очень мала, то последние работы детей в художественной части были выполнены полностью самостоятельно;

4) приобретаются трудовые умения и навыки, расширяются знания: дети знают, что такое барельеф, папье-маше, приемы лепки дымковской игрушки, знают основные элементы узора дымки, цвета, которые берутся для выполнения узора, основные принципы раскрашивания дымки, приобретают практические умения по работе с глиной и исследовательские навыки.

Кроме этого, как и в любой работе по лепке, развивается мелкая мускулатура кистей рук.

Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей.

И закончить хочется словами А.И. Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение: “Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!”

Рис. 7