Подготовка учащихся выпускных классов на уроке литературы к итоговой аттестации с учетом их индивидуальных возможностей

Разделы: Общепедагогические технологии


В 2000 – 2001 учебные года впервые в истории российской школы (а также советского и постсоветского периода) учащиеся экспериментальных школ – в том числе и в Республике Башкортостан на итоговом экзамене писали не только сочинение, но и изложение с творческим заданием.
Сочинение – самая творческая форма работы ученика, к тому же универсальная. Создавая свой текст, он демонстрирует читательскую квалификацию, речевую компетентность, аналитические способности и эрудицию. Не случайно эта форма прошла испытание временем, и ее можно назвать классической.
Изложение как новую форму итоговой аттестации по русскому зыку и литературе многие поддерживают. Она предлагает не только пересказ текста, но и его осмысление, оценку по предлагаемым творческим заданиям и вопросам. Такой вид работы с художественным текстом или литературно-критической (публицистической) статьей частично «возвышает» изложение до сочинения, поскольку опять-таки ученик должен создать текст, содержание и форма которого творчески разрабатываются самим учеником.
Сочинение и изложение – комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • Коммуникативные умения, т.е. умение раскрыть тему высказывания, передавать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, находить для него соответствующую композиционную и языковую форму,
  • Языковые навыки  или соблюдение в речи норм литературного языка;
  • Навыки правописания – орфографические и пунктуационные.

Конечно, и урок литературы, и урок русского языка подготавливают учащихся к итоговой аттестации. На мой взгляд, одним из важнейших этапов в этой работе являются  уроки  по  развитию речи,   а также   фрагменты этих уроков используются на любых  типахуроков (уроков повторения и систематизации, уроков контроля знаний, уроков формирования знаний и т.д.).
На уроках необходимо много уделять внимания значению слова, так как именно в старших классах во время монологического высказывания особенно сильно  заметен бедный словарный запас учащихся.
Для текущего контроля учащихся в своей работе я использую разнообразные формы опроса  – индивидуальный, фронтальный, выборочный, коллективный, уплотненный, как по новому материалу, так и по изученному ранее. Наиболее эффективными я считаю те формы опроса, которые делают неформальным контроль знаний, умений и навыков учащихся. К такому опросу я отношу индивидуальный, так как только при такой форме можно наиболее качественно оценить труд каждого ученика.  Также такой вид опроса повышает личную ответственность школьника за результаты своего ответа.
Учитывая индивидуальные особенности учеников, все виды работы я дифференцирую по категориям сложности. Например, для слабых учащихся на уроке литературы формирую задания следующим образом:

  • Составить хронологическую таблицу по творчеству И. Бунина;
  • Подробно  пересказать  главу пять  из  повести  А. И.   Куприна  «Гранатовый браслет»;
  • Выписать из пьесы М. Горького «На дне» высказывания о Луке и т.д.

Свою работу по развитию речи я распределяю на теоретическую и практическую.
В теоретической работе я добиваюсь знания  терминов и определений, которые необходимы для работы с материалом. В практической же учащиеся учатся применять полученный материал, выполняя специальные упражнения, а также использовать его в речевой практике.
Подбор предложений я провожу с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Если это групповая работа, то в составе группы один из учеников «сильный» —  он выполняет роль учителя. Но таких учащихся я готовлю заранее.
Также дают лучший результат и вызывают  большой  интерес у учащихся следующие упражнения:

  • Упражнения на орфографическую зоркость

      Сколько допущено ошибок: Циган купил кросовки (варианты ответов: A – 3 ошибки; Б – 2 ошибки; В – 1 ошибка)

  • Знакомство с написанием и значением новых слов;
  • Упражнения на исправление речевых ошибок и недочетов в предложении (Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого) и т.д.

Помоему мнению,  работа должна вестись в двух направлениях:

  • Со   стороны   учителя,   осуществляющего   ряд   тренировочно-обучающих сочинений и изложений.
  • Со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, обогащающих свой словарный запас.