Философия образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Образ жизни любой развивающейся личности подчинён прежде всего тем целям, которые она перед собой ставит. Образ жизни тесно связан с профессией, ибо она чаще всего является стержневой основой любой жизни, подчиняя и соподчиняя её себе. Это особенно касается людей, у которых профессия и призвание души сливаются воедино. Это соединение и становится жизненной доминантой. Философией, как сказали бы учёные. А что такое философия вообще? Во-первых, это наука, во-вторых, это принципы, лежащие в основе чего-либо, той же науки, например; и, в-третьих, просто рассуждения на тему.

Задумывается ли самый талантливый педагог, идя на урок, что он реализует определённую философию? Скорее всего, нет. Вряд ли его занимает в этот момент мысль о том, что сказал по тому или иному поводу Выготский, Пиаже, Дистервег.

Настоящий учитель идёт к детям с мыслью о том, что и как он должен сегодня показать, чему научить, к чему сподвигнуть своих учеников. И при этом ничуть не предполагает, что своими действиями реализует одну из образовательных философий.

В основу моей педагогической философии легло высказывание немецкого педагога XIX века А.Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить”. Сегодня необходим переход от образования как “передачи ученику знаний” к продуктивному образованию, когда приращение знаний ученика происходит в процессе создания им собственных образовательных продуктов – гипотез, исследований, сочинений, правил, живописных картин, компьютерных программ.

А реализация личностного потенциала требует выстраивания самим учеником траектории своего развития - духовно-нравственного, интеллектуального, валеологического, психического - для подготовки к жизнедеятельности в сложном и противоречивом окружающем мире.

Современный мир становится всё более подвижным: профессии видоизменяются, умирают, рождаются. Это задает принципиально новые требования к мобильности выпускников школы: им необходимо ориентироваться в постоянно меняющемся мире профессий, быть готовым кардинально изменить сферу своей деятельности 5-7 раз в течение жизни. Успешность каждого человека в такой ситуации во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализации личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. Но где и при каких условиях такое умение может появиться?

Школа-это и есть первая и главная ступень образования человека, формирования его как личности. И кто, как не педагог, может помочь этому формированию, может почувствовать тот момент, когда его ученик готов к этому сотрудничеству. Слово “сотрудничество” ключевое в моей педагогической философии. Знания, умения и навыки – не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности под руководством учителя.

А учитель, согласно профессору Чошанову, не урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно-ориентированной, исследовательской учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Через учителя, наставника, идёт прямое творческое развитие ученика. Он концентрирует и фиксирует мотивационные и творческие импульсы своего подопечного превращая их в действенную энергию. А наилучшим примером создания мотивации при планировании урока является использование проблем из реальной окружающей жизни учащихся, когда ученики видят, что проблема не выдумана.

Современному обществу, где сущность профессиональной деятельности определяет конкуренция, предпочтительно мастерство, создающее новые идеи и новые нестандартные принципы деятельности. Поэтому моя задача сегодня – сподвигнуть своих учеников к умению размышлять. Это уже позиция тьютора, который призван помогать своему подопечному создавать собственную образовательную программу. К сожалению, опыт тьюторства, введенный еще в XII в. в Великобритании, пока не очень приживается в наших образовательных учреждениях, но при этом каждый творческий учитель, на мой взгляд, в той или иной мере выполняет функции тьютора, т.е. оказывает помощь ученикам в подготовке к олимпиадам, научным конференциям, предлагает тематику и материал для написания рефератов по предмету и все это для того, чтобы “зацепить” ученика, пробудить у него интерес к изучению данного предмета.

Современная трактовка функций тьютора предполагает уважение свободы выбора и действий ученика в рамках заинтересовавшей его проблемы, а роль учителя сводится к функции консультанта. “Помогать, но не делать вместо…”. В данном случае мотивация ученика гораздо выше, т.к. он сам является и инициатором, и организатором своей деятельности.

Всякий раз, подбирая формы, методы обучения, я спрашиваю себя: что именно, какой образовательный продукт будет создан учениками на занятии? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть посилен и интересен ученикам, должен быть соотнесен с их индивидуальными возможностями и склонностями.

Выбирая методы, не стоит исходить из того, что поскольку проблемно-поисковые методы эффективны для развития мышления, то все уроки необходимо делать только проблемными. Каждый урок не может быть проблемным, но каждый урок может обеспечивать личностное образовательное приращение ученика.

Формирование мышления – важная, но не единственная задача обучения, поэтому на мой взгляд необходимы методы, развивающие эмоциональную, нравственную, духовную сферы.

А чтобы развить способности, нужны задатки, которые есть у каждого. И если они умело развиваются, из них вырастают способности. А в процессе правильного развития и успешной деятельности способный человек переходит на более высокий уровень развития. И тогда речь, бесспорно, идёт о таланте. Здесь я повторю одну прописную истину, ставшую для меня определённым руководством в моей педагогической деятельности и заявленную в моей визитной карточке: высшая радость учителя, когда его ученики превзошли своего наставника.

А закончить я хочу высказыванием известного педагога П.П.Блонского:

“Мы не должны желать заранее определять грядущую жизнь ребенка: это и незаконное желание по отношению к чужой жизни, это и неосуществимо, ибо всякое живое существо развивается по своим внутренним законам… Мы должны вместо этого воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению”.

Использованы материалы книги А.В.Хуторского “Методика личностно-ориентированного обучения” М.Владос, 2005.