Урок математики во 2-м классе по теме: "Умножение 1 на число. Выпуклые многоугольники"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Формирование умения устанавливать закономерность и записывать ее в общем виде: 1·а = а
2. Подвести детей к знакомству с понятием « выпуклые многоугольники».
3. Создать на уроке атмосферу исследования, организовать поисковую деятельность, используя методы сравнения, наблюдения.
4. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.

Оборудование: «Математика» 2 класс, (авторы И.И. Аргинская, Е.И Ивановская, грамзапись к физкультминуткам, схемы краткой записи к задачам, геометрические фигуры, карточки с выражениями).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Мы продолжаем путешествие по стране Знаний. Что вы можете сказать о науке «Математика»?

Дети: Точная, сложная, интересная, учит размышлять.

Учитель: Какими нужно быть, чтобы справиться с любыми трудностями?

Дети: Внимательными, упорными, наблюдательными, смекалистыми.

II. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня, ребята, вам предстоит сделать новые открытия, а для этого нужно быть настоящими исследователями. Кто готов проводить исследования?

- Начнем с разминки.

III. Устный счет.

Учитель: Послушайте загадку: «Полосатый Котофей пригласил к себе гостей: Чебурашку вместе с Геной, Айболита с королевой, бабку с дедкой, внучку с Жучкой, Буратино с Почемучкой. Лишь один гость заблудился, к Котофею не явился. Кто же этот гость скажите, свои знания покажите. Лишь ответы вы узнаете, имя сразу отгадаете.

- На доске даны выражения, нужно найти их значения. А затем каждое значение заменить произведением, чтобы один из множителей был равен 7.

(Дети выходят по одному к доске).

18+17= 7 • 6 е
64-22= 7 • 1
75-47= 7 • 4 о
25+38= 7 • 9 п
50-29= 7 • 7 ь
48+8= 7 • 5 Л
20+29= 7 • 2 д
90-76= 7 • 8 л
3 о

Учитель: Кто же это заблудился?

Дети: Леопольд.

Учитель: Вместо Котофея, Леопольд попал в гости к нам на урок.

- Как вы думаете, кто мог быть виновниками того, что он сбился с пути?

Дети: Это озорные мышата.

Учитель: Я думаю, они на этом не остановятся и, пользуясь удобным случаем, еще попытаются напроказничать.

- Вы готовы помочь Леопольду?

IV. Открытие детьми новых знаний.

1. Работа с учебником.

Учитель: А сейчас откройте учебник на с.115 и внимательно прочитайте первое задание №283.

(Дети читают задание).

- Всем понятно задание?

- Запишите в тетрадях число. Дайте ему характеристику.

Дети: Число 27 – натуральное, двузначное, состоит из 2 дес. 7 ед., нечетное, соседи числа 26 и 28.

Учитель: Выполните задание самостоятельно, записывая выражения в столбик.

(Самостоятельная работа в тетрадях).

Учитель: Кто готов записать ответы на доске?

Проверка: (1 ученик записывает ответы на доске).

1 · 2 =
1 · 3 =
1 · 4=
1 · 5=
1 · 6=
1 · 7=

Учитель: Есть другие варианты ответов?

(Дети поднимают светофоры).

- Кто сможет доказать верность равенств? Что значит 1 умножить на 2?

Дети: 1 умножить на 2 – это значит 1 взять слагаемым два раза, а 1+1=2.

Учитель: Сравните левые и правые части получившихся равенств.

- Что вы заметили? (Пауза)

- Кто готов поделиться своими наблюдениями?

Дети: Первые множители равны 1, а вторые множители и значения произведений равны.

Учитель: Как записать эту закономерность в общем виде?

Дети: 1 · а = а

(Записывают в тетрадь).

Учитель: Вы открыли новое математическое свойство. Кто сможет сформулировать правило?

Дети: Если один множитель равен 1, то значение произведения равно другому множителю.

2. Работа с таблицей умножения.

Учитель: Подумайте, нужно ли заучивать такие равенства таблицы умножения? Если нет, зачеркните их.

(Работа со справочниками).

3. Самостоятельная работа в тетрадях.

Учитель: А сейчас запишите несколько своих равенств на это свойство.

Проверка:

Учитель: Прочитайте полученные равенства.

(Дети читают по одному равенству).

Учитель: Какое новое математическое свойство вы открыли?

Дети: Это свойство умножения 1 на любое натуральное число.

Учитель: Для выполнения следующего задания вам понадобится зоркость и внимание.

Снимем напряжение глаз.

4. Физкультминутка для глаз (под музыку).

Учитель: Посмотрите на круги на доске (красный, желтый, зеленый, синий). Какую воображаемую линию вы начертили глазами?

Дети: Ломаную линию.

Учитель: Соедините все круги замкнутой кривой линией по часовой стрелке, против часовой.

- А  сейчас быстро поморгайте, сильно зажмурьте глазки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

5. Работа с геометрическим материалом.

- Учитель: Рассмотрите задание № 284.

- Что здесь изображено?

Дети: Это фигуры, замкнутые ломаные линии, многоугольники.

Учитель: Нашему гостю очень понравилось заниматься математикой, и Леопольд разделил эти многоугольники на 2 группы, но озорные мышата все перемешали.

- Кто догадается, как их можно разделить на 2 группы?

(Дети размышляют).

- Кто готов поделиться своими мыслями?

(Возникла проблема).

- Учитель: Попробуем решить эту проблему другим путем. У каждого на листах чертежи двух многоугольников. Продолжим все стороны каждого многоугольника за вершины.

(Два ученика работают на доске, остальные на листочках).

- Что вы заметили?

Дети: На 1 чертеже линии не пересекают многоугольник, выходят наружу, а на 2 – некоторые линии пересекают многоугольник.

Учитель: Четырехугольник АВСЕ называют - выпуклым.

- Дайте определение выпуклым многоугольникам.

(Дети высказываются).

Вывод: Многоугольники, у которых все углы обращены наружу, называют выпуклыми.

Учитель: Как бы вы назвали четырехугольник РКМО?

Дети: Это вогнутый четырехугольник.

Учитель: Четырехугольник РКМО называют невыпуклым, т.к. у него один угол вогнутый, впадает внутрь фигуры.

6. Работа в тетрадях..

Учитель: Найдите в № 284 выпуклые и невыпуклые многоугольники. Запишите номера каждой группы.

Проверка: 1 ученик делит многоугольники на 2 группы у доски.

- Начертите выпуклый и невыпуклый многоугольники.

(Самостоятельная работа).

Учитель: Вы провели большое исследование.

- Что нового о многоугольниках вы открыли для себя? С какими математическими понятиями познакомились?

Дети: Многоугольники бывают выпуклые и невыпуклые.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы снова помогли Леопольду.

- Скажите, а какой по характеру Леопольд?

Дети: Он очень добрый и никогда не унывает.

Учитель: Как вы думаете, он сердится на мышат за их проделки?

(Дети высказываются).

Учитель: Он просто не обращает внимания на все неприятности, которые доставляют ему мышата, т.к. знает, что добро всегда побеждает и надеется, что они когда-нибудь это поймут и перестанут ему досаждать. А сейчас я предлагаю отдохнуть вместе с Леопольдом.

7. Физкультминутка (под музыку к песне «Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда).

V. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задачи.

Учитель: Леопольд очень любит выращивать цветы, ухаживать за ними. Но и тут мышата не оставили его в покое.

- Прочитайте текст в № 285.

- Можно его назвать задачей?

Дети: это задача, т.к. есть условие и вопрос.

- В тексте есть данные числа и искомое.

Учитель: Составим краткую запись к задаче.

На доске запись:

Было -
Срезали -
Осталось -

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

(Записывают данные на доске).

- Решите задачу самостоятельно.

(1 ученик решает на закрытой доске).

Проверка:

Учитель: Сравните эту задачу с задачами из задания № 281.

- Между ними есть сходство?

Дети: В задачах одинаковый сюжет, повторяются некоторые данные числа.

Учитель: В чем различие?

Дети: Задачи различаются вопросами. То, что было искомым в одной задаче, стало данным в другой, а данное число стало искомым.

Учитель: Сравните решения всех задач.

Дети: Равенства связаны друг с другом, т.к. числа повторяются.

Меняются знаки действий и ответы.

Учитель: Как их можно назвать?

Дети: Это обратные задачи.

Учитель: Объясните свой ответ.

Дети: Задачи можно назвать обратными, если у них одинаковый сюжет, повторяются одинаковые числа, только изменяется вопрос.

2. Равенства-загадки.

- Учитель: Рядом с вами Леопольд стал настоящим математиком. Он нашел значения выражений. А проказники мышата некоторые цифры стерли и поставили вместо них снежинки. Помогите восстановить равенства.

Работа в тетрадях №286. (1 ученик работает на закрытой доске).

Проверка:

Учитель: Сравните решения. У кого другие числа?

3. Игра «Расшифруй слово».

- Учитель: Молодцы, ребята! А в завершении Леопольд предлагает вам разгадать зашифрованное слово. (В каждой части круга и ромба по одной букве из слова «Спасибо!». Дети находят данные детали в фигурах и получают слово).

- Прочитайте полученное слово. (Дети читают хором: «Спасибо!»).

Учитель: Спасибо!- говорит вам Леопольд за помощь. А я вам говорю: « Спасибо за урок!»

(Учитель отмечает самых активных исследователей).

VI. Итог урока.

Учитель: Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

Дети: Открыли новое математическое свойство: Если один множитель равен 1, то значение произведения равно другому множителю.

- Узнали, что многоугольники бывают выпуклые и невыпуклые.

VII. Домашнее задание.

Учитель: Дома начертите выпуклые и невыпуклые многоугольники и попробуйте составить свои равенства-загадки.