Цели:
1. Формирование умения устанавливать закономерность и записывать ее в общем виде: 1·а = а
2. Подвести детей к знакомству с понятием « выпуклые многоугольники».
3. Создать на уроке атмосферу исследования, организовать поисковую деятельность, используя методы сравнения, наблюдения.
4. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
Оборудование: «Математика» 2 класс, (авторы И.И. Аргинская, Е.И Ивановская, грамзапись к физкультминуткам, схемы краткой записи к задачам, геометрические фигуры, карточки с выражениями).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Мы продолжаем путешествие по стране Знаний. Что вы можете сказать о науке «Математика»?
Дети: Точная, сложная, интересная, учит размышлять.
Учитель: Какими нужно быть, чтобы справиться с любыми трудностями?
Дети: Внимательными, упорными, наблюдательными, смекалистыми.
II. Постановка цели урока.
Учитель: Сегодня, ребята, вам предстоит сделать новые открытия, а для этого нужно быть настоящими исследователями. Кто готов проводить исследования?
- Начнем с разминки.
III. Устный счет.
Учитель: Послушайте загадку: «Полосатый Котофей пригласил к себе гостей: Чебурашку вместе с Геной, Айболита с королевой, бабку с дедкой, внучку с Жучкой, Буратино с Почемучкой. Лишь один гость заблудился, к Котофею не явился. Кто же этот гость скажите, свои знания покажите. Лишь ответы вы узнаете, имя сразу отгадаете.
- На доске даны выражения, нужно найти их значения. А затем каждое значение заменить произведением, чтобы один из множителей был равен 7.
(Дети выходят по одному к доске).
18+17= | 7 • | 6 е |
64-22= | 7 • | 1 |
75-47= | 7 • | 4 о |
25+38= | 7 • | 9 п |
50-29= | 7 • | 7 ь |
48+8= | 7 • | 5 Л |
20+29= | 7 • | 2 д |
90-76= | 7 • | 8 л |
3 о |
Учитель: Кто же это заблудился?
Дети: Леопольд.
Учитель: Вместо Котофея, Леопольд попал в гости к нам на урок.
- Как вы думаете, кто мог быть виновниками того, что он сбился с пути?
Дети: Это озорные мышата.
Учитель: Я думаю, они на этом не остановятся и, пользуясь удобным случаем, еще попытаются напроказничать.
- Вы готовы помочь Леопольду?
IV. Открытие детьми новых знаний.
1. Работа с учебником.
Учитель: А сейчас откройте учебник на с.115 и внимательно прочитайте первое задание №283.
(Дети читают задание).
- Всем понятно задание?
- Запишите в тетрадях число. Дайте ему характеристику.
Дети: Число 27 – натуральное, двузначное, состоит из 2 дес. 7 ед., нечетное, соседи числа 26 и 28.
Учитель: Выполните задание самостоятельно, записывая выражения в столбик.
(Самостоятельная работа в тетрадях).
Учитель: Кто готов записать ответы на доске?
Проверка: (1 ученик записывает ответы на доске).
1 · 2 =
1 · 3 =
1 · 4=
1 · 5=
1 · 6=
1 · 7=
Учитель: Есть другие варианты ответов?
(Дети поднимают светофоры).
- Кто сможет доказать верность равенств? Что значит 1 умножить на 2?
Дети: 1 умножить на 2 – это значит 1 взять слагаемым два раза, а 1+1=2.
Учитель: Сравните левые и правые части получившихся равенств.
- Что вы заметили? (Пауза)
- Кто готов поделиться своими наблюдениями?
Дети: Первые множители равны 1, а вторые множители и значения произведений равны.
Учитель: Как записать эту закономерность в общем виде?
Дети: 1 · а = а
(Записывают в тетрадь).
Учитель: Вы открыли новое математическое свойство. Кто сможет сформулировать правило?
Дети: Если один множитель равен 1, то значение произведения равно другому множителю.
2. Работа с таблицей умножения.
Учитель: Подумайте, нужно ли заучивать такие равенства таблицы умножения? Если нет, зачеркните их.
(Работа со справочниками).
3. Самостоятельная работа в тетрадях.
Учитель: А сейчас запишите несколько своих равенств на это свойство.
Проверка:
Учитель: Прочитайте полученные равенства.
(Дети читают по одному равенству).
Учитель: Какое новое математическое свойство вы открыли?
Дети: Это свойство умножения 1 на любое натуральное число.
Учитель: Для выполнения следующего задания вам понадобится зоркость и внимание.
Снимем напряжение глаз.
4. Физкультминутка для глаз (под музыку).
Учитель: Посмотрите на круги на доске (красный, желтый, зеленый, синий). Какую воображаемую линию вы начертили глазами?
Дети: Ломаную линию.
Учитель: Соедините все круги замкнутой кривой линией по часовой стрелке, против часовой.
- А сейчас быстро поморгайте, сильно зажмурьте глазки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
5. Работа с геометрическим материалом.
- Учитель: Рассмотрите задание № 284.
- Что здесь изображено?
Дети: Это фигуры, замкнутые ломаные линии, многоугольники.
Учитель: Нашему гостю очень понравилось заниматься математикой, и Леопольд разделил эти многоугольники на 2 группы, но озорные мышата все перемешали.
- Кто догадается, как их можно разделить на 2 группы?
(Дети размышляют).
- Кто готов поделиться своими мыслями?
(Возникла проблема).
- Учитель: Попробуем решить эту проблему другим путем. У каждого на листах чертежи двух многоугольников. Продолжим все стороны каждого многоугольника за вершины.
(Два ученика работают на доске, остальные на листочках).
- Что вы заметили?
Дети: На 1 чертеже линии не пересекают многоугольник, выходят наружу, а на 2 – некоторые линии пересекают многоугольник.
Учитель: Четырехугольник АВСЕ называют - выпуклым.
- Дайте определение выпуклым многоугольникам.
(Дети высказываются).
Вывод: Многоугольники, у которых все углы обращены наружу, называют выпуклыми.
Учитель: Как бы вы назвали четырехугольник РКМО?
Дети: Это вогнутый четырехугольник.
Учитель: Четырехугольник РКМО называют невыпуклым, т.к. у него один угол вогнутый, впадает внутрь фигуры.
6. Работа в тетрадях..
Учитель: Найдите в № 284 выпуклые и невыпуклые многоугольники. Запишите номера каждой группы.
Проверка: 1 ученик делит многоугольники на 2 группы у доски.
- Начертите выпуклый и невыпуклый многоугольники.
(Самостоятельная работа).
Учитель: Вы провели большое исследование.
- Что нового о многоугольниках вы открыли для себя? С какими математическими понятиями познакомились?
Дети: Многоугольники бывают выпуклые и невыпуклые.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы снова помогли Леопольду.
- Скажите, а какой по характеру Леопольд?
Дети: Он очень добрый и никогда не унывает.
Учитель: Как вы думаете, он сердится на мышат за их проделки?
(Дети высказываются).
Учитель: Он просто не обращает внимания на все неприятности, которые доставляют ему мышата, т.к. знает, что добро всегда побеждает и надеется, что они когда-нибудь это поймут и перестанут ему досаждать. А сейчас я предлагаю отдохнуть вместе с Леопольдом.
7. Физкультминутка (под музыку к песне «Если добрый ты» из мультфильма про кота Леопольда).
V. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задачи.
Учитель: Леопольд очень любит выращивать цветы, ухаживать за ними. Но и тут мышата не оставили его в покое.
- Прочитайте текст в № 285.
- Можно его назвать задачей?
Дети: это задача, т.к. есть условие и вопрос.
- В тексте есть данные числа и искомое.
Учитель: Составим краткую запись к задаче.
На доске запись:
Было -
Срезали -
Осталось -
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
(Записывают данные на доске).
- Решите задачу самостоятельно.
(1 ученик решает на закрытой доске).
Проверка:
Учитель: Сравните эту задачу с задачами из задания № 281.
- Между ними есть сходство?
Дети: В задачах одинаковый сюжет, повторяются некоторые данные числа.
Учитель: В чем различие?
Дети: Задачи различаются вопросами. То, что было искомым в одной задаче, стало данным в другой, а данное число стало искомым.
Учитель: Сравните решения всех задач.
Дети: Равенства связаны друг с другом, т.к. числа повторяются.
Меняются знаки действий и ответы.
Учитель: Как их можно назвать?
Дети: Это обратные задачи.
Учитель: Объясните свой ответ.
Дети: Задачи можно назвать обратными, если у них одинаковый сюжет, повторяются одинаковые числа, только изменяется вопрос.
2. Равенства-загадки.
- Учитель: Рядом с вами Леопольд стал настоящим математиком. Он нашел значения выражений. А проказники мышата некоторые цифры стерли и поставили вместо них снежинки. Помогите восстановить равенства.
Работа в тетрадях №286. (1 ученик работает на закрытой доске).
Проверка:
Учитель: Сравните решения. У кого другие числа?
3. Игра «Расшифруй слово».
- Учитель: Молодцы, ребята! А в завершении Леопольд предлагает вам разгадать зашифрованное слово. (В каждой части круга и ромба по одной букве из слова «Спасибо!». Дети находят данные детали в фигурах и получают слово).
- Прочитайте полученное слово. (Дети читают хором: «Спасибо!»).
Учитель: Спасибо!- говорит вам Леопольд за помощь. А я вам говорю: « Спасибо за урок!»
(Учитель отмечает самых активных исследователей).
VI. Итог урока.
Учитель: Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
Дети: Открыли новое математическое свойство: Если один множитель равен 1, то значение произведения равно другому множителю.
- Узнали, что многоугольники бывают выпуклые и невыпуклые.
VII. Домашнее задание.
Учитель: Дома начертите выпуклые и невыпуклые многоугольники и попробуйте составить свои равенства-загадки.