В 21 веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятелъности и имеющие необходимые для этого научные знания. Технологическая культура - это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технология - это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.
Технологическое образование включает в себя информационно - познавательный и деятельностный компоненты.
1. Информационный компонент (технико - технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико - технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком (последовательность приемов и операций при изготовлении изделий из различных материалов, а также при переработке информации и энергии), так и в широком смысле (преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека, направленная на создание культуры как второй природы, а не только связанная с материальным производством) это представления не только о результатах научно - технического прогресса, но и о духовно - культурной среде, также созданной мыслью и руками человека - творца.
2. Деятельностный компонент - это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Преподавание Технологии осуществляется на основе программы “Технология 5-11 класс”, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ, которая имеет цикличный блочно-модульный принцип построения, это означает, что один и тот же модуль рассматривается в разные годы обучения на новом уровне сложности. Одним из таких модулей является раздел “Художественная обработка материалов”, который включает в себя следующие темы: “Вязание на спицах”, “Аппликация и вышивка”, “Макраме и фриволите”, “Машинная вышивка” и др.
Педагоги нашей школы работают над данным разделом через знакомство учащихся с декоративно - прикладным искусством (ДПИ). Такой подход, позволяет сохранить народные традиции и соединить технологическое обучение с эстетическим воспитанием учащихся, ознакомить их на практике с образцами и технологиями народно - прикладного творчества. Реализация раздела “Художественная обработка материалов” производится через метод проектов.
Наша школа в течение четырех лет работает над темой “Обучение, ориентированное на инновации - путь к совершенствованию мастерства учителя и повышению качества знаний учащихся”, а метод проектов является подтемой школы. За эти годы мы прошли сложный путь от предметных, внепредметных, воспитательных и интегрированных до социальных проектов.
Учебные проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные на уроках с реальной жизнью.
Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем ему необходимо работать.
Поскольку именно метод проектов лежит в основе развивающего обучения в образовательной области “Технология”, то хочется отметить, что именно в процессе проектирования учащимися отрабатываются практические умения и навыки, тем самым, создавая предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, что позволяет проявить свою индивидуальность.
Об этом же свидетельствует и реальная работа в школе. Ни одной выставки, олимпиады по технологии, школьной ярмарки не обходится без работ учащихся декоративно - прикладного характера. Например, городская выставка “Этот удивительный мир детства” (2003-2004 и 2004-2005 уч. годы); фестиваль “Школьная весна” (2001-2002, 2002-2003 уч. годы); “Проект - Фантазия” (творческая олимпиада для учащихся 7-х классов; 2002-2003, 2003-2004 и 2004-2005 уч. годы) и “Технология -проект - исследование” (научно-практическая конференция для учащихся 5-11 классов; 2002-2003, 2003-2004 и 2004-2005 уч. годы).и др.
У проекта есть ряд компонентов, к которым мы обращаемся по мере того, как ребенок учится проектировать и изготавливать изделия, отвечающие потребностям человека. Нет смысла делать вещи, которые никому не нужны. Это и понятно - ведь некрасивые, убогие изделия просто никто не выставляет, а если и делает это, то их обычно не замечают.
На ранней стадии работы над проектом наши ученики изучают потребности и составляют краткую формулировку задачи. Она включает описание того, что за изделие будет изготовлено, кто будет им пользоваться, и почему в нем возникла потребность. Краткие формулировки могут быть “закрытыми” - например, “Спроектировать и изготовить фартук, которым будут пользоваться члены моей семьи в кухне, и т. п.”, или -“открытыми”, где ученик сам будет решать, каков будет конечный продукт, например, “Спроектировать и сделать предмет защитной одежды для рабочего, и т. п.”
По ходу выполнения проекта наши ученики выполняют также ряд исследований. Они могут изучить подобные изделия, имеющиеся на рынке, и посмотреть, как они сделаны, какие материалы в них использованы и почему.
Они могут посмотреть на форму изделия, чтобы понять, какие проектные решения были приняты, попытаться постичь ход мысли проектировщика. Они ищут связь между формой и функцией изделия.
Также они используют и другой тип исследования - изучение покупательского спроса, попытка понять, что действительно нужно людям. Они исследуют и наилучший способ резки, оформления и отделки материала. Подобные исследования в ходе выполнения проекта они повторяют много раз.
По мере того, как ученик движется от простого понимания проблемы к конкретному решению, которое будет опробовано в реальной жизни, постоянно происходит процесс анализа, оценки и синтеза.
На определенной стадии выполнения проекта ученик продумывает, каким критериям должно отвечать конечное изделие, если мы хотим, чтобы оно у нас получилось удачным.
Этот список требований учитывает интересы потребителя, цель, суть изделия, его размер, материал, цену, а также требования, касающиеся эргономики, способов производства, отделки и т. п.
Для младшего школьника это просто список пунктов, которые необходимо учесть; более взрослые ученики разрабатывают настоящую проектную спецификацию. В основе любого творческого проекта у нас лежит выработка большого количества возможных идей и решений. Они часто имеют вид набросков, и мы называем их первоначальными идеями.
Здесь необходимо отметить, что учеников необходимо поощрять к тому, чтобы они делали это быстро, на этом этапе не тратя времени на красивые подробные рисунки. Мы экспериментируем с картоном, бумагой и смотрим, что из этого получится.
Также они могут поработать с разными материалами и инструментами, чтоб выяснить, что получается, а что слишком сложно и в смысле времени, и в смысле оборудования.
Компонент, связанный с первоначальными идеями, развивает творческое дивергентное мышление.
Когда у ученика появляется достаточное количество идей, он их оценивает для выбора какой - либо комбинации. Хороший набор критериев поможет ему в этом. Конечно, прежде, чем придти к окончательному решению, ученик советуется с учителем. Это время развития аналитического конвергентного мышления.
Теперь пришло время детальной проработки идеи до самого момента изготовления. Здесь опять могут понадобиться некоторые исследования, чтобы понять, что реально осуществимо. Иногда принятию решения могут помочь макеты. На этом этапе уже необходим подробный рабочий чертеж или образец.
Больше всего времени у нас уходит на реальное планирование и изготовление предмета. Обычно ученик сталкивается с проблемами, которые невозможно было предусмотреть, и здесь требуются дальнейшие эксперименты и решения, чтобы решить эти проблемы.
Последний этап - оценка изделия. Обычно ученик проводит две оценки.
В первом случае сам ученик оценивает изделие и предлагает способы его усовершенствования. Это делается обычно при помощи аннотированных чертежей. Во втором происходит самооценка, где ученик через проект анализирует процесс. Обычно на этой стадии происходит мощное накопление знаний, когда ученик понимает, что и как можно было сделать лучше.
В процессе работы над проектом у учащихся образуется рабочее портфолио, в которое они вкладывают результаты своих исследований и анализа, записывают свои идеи и решения др.
Я предлагаю учащимся вести понедельные записи всего, что они сделали, фиксировать, с какими проблемами они столкнулись и как их преодолели, и планировать работу на следующую неделю. Я настаиваю на том, чтобы они ни в коем случае НЕ писали бы длинных сочинений, а просто делали бы небольшие наброски с аннотациями. Иначе они тратят слишком много времени на письменную работу. Кроме того, я считаю, что язык проектирования - аннотированные наброски. Нам нужно поощрять развитие визуального мышления у наших учеников.
Смысл метода проектов состоит в том, что при помощи проектов мы учим учеников думать и делать мир лучше - ведь они проектируют и изготавливают предметы, которые по - настоящему нужны реальным людям.
Например:
- “Лоскутная мозаика” (изготовление в данной технике прихваток, одеяла, диванной подушечки, скатерти и т. д.);
- “Ручная вышивка” (салфетки, скатерти, декоративные картины и панно, декорирование швейных изделий и др.);
- “Вязание” (варежки, шарфики, пуловеры, жакеты, топы и др.);
- “Аппликация на пенопласте” (декоративные панно);
- “Плетение на рамке” (салфетки, скатерти, пончо и т.д.) и др.
Таким образом, народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примере изделий декоративно - прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.