10 класс 68 ч
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (5ч)
Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук.
Явления химические и физические. Химические и физические свойства веществ.
Химические реакции. Атомно-молекулярное учение в химии. Атомы. Атомное ядро и электронная оболочка. Химические элементы, их наименования и символы. Изотопы. Молекулы, их формулы. Абсолютные массы атомов и молекул. Атомная единица массы.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса и ее расчет. Количество вещества и его расчет. Моль - единица количества вещества. Число Авогадро.
Молярная масса и ее расчет. Простые и сложные вещества. Аллотропия простых веществ.
ТЕМА 2. СТЕХИОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ(8ч)
Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. Закон Авогадро и следствия из него. Молярный объем газа. Расчет количества газа по его объему при нормальных условиях. Относительная плотность газов и определение молярной массы веществ. Химические формулы сложных веществ. Молекулярные и ионные соединения. Формульные единицы. Молекулярные формулы. Истинные формулы. Количественный состав сложного вещества. Массовая доля элемента, ее расчет по формуле вещества.
Определение молекулярных и истинных формул веществ.
Стехиометрия - раздел химии, в котором рассматриваются массовые и объемные соотношения между реагирующими веществами.
ТЕМА З. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.
РАСЧЕТЫ ПО УРАВНЕНИЯМ РЕАКЦИЙ(15ч)
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, двойного обмена. Обменные и окислительно-восстановительные реакции.
Тепловой эффект химической реакции. Реакции экзотермические и эндотермические. Термохимические уравнения.
Реакции обратимые и необратимые. Уравнения химических реакций. Подбор стехиометрических коэффициентов в уравнениях обменных реакций.
Расчеты по уравнениям реакций. Определение количества вещества и массы реагентов и продуктов. Определение объема газообразных реагентов и продуктов
Теоретический и практический выход продукта реакции. Массовая, мольная и объемная доля вещества в смеси. Степень чистоты химических веществ.
ТЕМА 4. ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА И КАТАЛИЗ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ(15ч)
Энергетика химических реакций. Тепловой эффект и энтальпия реакций. Направление реакций, энтропия и энергия Гиббса реакции.
Критерий возможности протекания. Химическая кинетика. Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакции от природы, поверхности соприкосновения и концентрации реагирующих веществ, температуры реакции, катализаторов.
Кинетический закон действующих масс. Понятие о катализе.
Катализаторы и ингибиторы. Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Равновесный закон действующих масс. Константа равновесия. Энергетический критерий равновесия. Температура равновероятности. Сдвиг химического равновесия. Принцип Ле Шаталье. Влияние температуры, давления и концентрации.
ТЕМА 5. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И СТРОЕНИЕ АТОМА(8ч)
Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Формулировка Периодического закона. Периодическая система элементов. Элементы, предсказанные Менделеевым. Значение Периодического закона. Периоды и группы Периодической системы. Элементы с металлическими и неметаллическими свойствами, их положение в Периодической системе. Основные этапы развития представлений о строение атома. Строение электронных оболочек атомов. Энергетические уровни, подуровни, атомные s-, р- и d орбитали. Число атомных орбиталей на -s, р- и d-подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням; принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда. Неспаренные электроны, электронные пары. Электронные конфигурации элементов 1-4 периодов. Валентные электроны. Секции s -, р- и d-элементов в Периодической системе. Современная формулировка Периодического закона. Физический смысл порядкового номера. Характеристика элемента по его положению в Периодической системе и строению атома.
ТЕМА 6. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ И СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ(4ч)
Общее представление о химической связи. Частицы, участвующие в образовании химической связи. Электроотрицательность элементов в соединениях.
Типы химической связи. Ковалентная связь, ее образование. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Электронные формулы молекул. Полярность ковалентной связи. Валентность с позиции строения молекул. Степень окисления. Понятие о гибридизации атомных орбиталей; б- и л-связи. Геометрические формулы молекул. Полярные и неполярные молекулы. Ионная связь. Металлическая связь. Ионные, молекулярные и атомные кристаллические решетки. Водородная связь.
ТЕМА 7 ОБЩИЕ СВОЙСТВА РАСТВОРОВ(14ч)
Растворы. Растворители и растворенные вещества. Состав растворов. Массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества. Приготовление растворов заданного состава. Процесс растворения твердых веществ в воде. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Растворимость веществ. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества. Разбавленные и концентрированные растворы. Тепловые эффекты при растворении. Химическая теория растворов Д.И. Менделеева. Гидратация растворенного вещества - Кристаллогидраты.
11 класс 68ч,повторение(2ч)
ТЕМА 8. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. РЕАКЦИИ ОБМЕНА В ВОДНОМ РАСТВОРЕ. ГИДРОЛИЗ (15ч)
Теория электролитической диссоциации.(в том числе 7ч)
Неэлектролиты и электролиты Гидратация ионов. Диссоциация в воде веществ с ионными и ковалентными связями. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей в водном растворе. Кислотная, нейтральная и щелочная среда. Электролитическая диссоциация воды. Водородный и гидроксильный показатели. Степень диссоциации слабых электролитов. Расчет рН в растворах слабых кислот и оснований. Реакции обмена в водном растворе с участием электролитов. Условия необратимости реакций обмена. Ионные уравнения реакций.
Гидролиз (8ч)
Общее понятие о гидролизе. Обратимый гидролиз солей, гидролиз по катиону и гидролиз по аниону. Изменение нейтральности среды в растворах гидролизующихся солей. Степень гидролиза различных анионов и катионов. Увеличение и уменьшение степени гидролиза солей. Необратимый гидролиз бинарных соединений.
ТЕМА 9. ОКИСЛИТЕЛЬНО ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ.
ЭЛЕКТРОЛИЗ(26ч)
Окислительно-восстановительные реакции. Восстановление и окисление. Окислители и восстановители. Зависимость окислительно-востоновительных свойств веществ от положения элементов в Периодической системе.
Типичные (сильные) окислители и восстановители. Вещества, проявляющие как окислительные, так и восстановительные свойства. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межмолекулярного и внутримолекулярного окисления-востоновления, реакции дисмутации и конмутации. Электролиз.
Процессы, проходящие на катоде и аноде. Электролиз веществ в расплаве и в водном растворе.
Электролиз воды. Уравнения электрохимических реакций. Практическое значение электролиза. Окислительно-восстановительные реакции. Классификация ОВР Характеристика окислительной активности азотной кислоты. Особенности окислительной активности серной кислоты. Порядок составления уравнений ОВР методом электронного баланса .Выполнение упражнений .Порядок составления уравнений ОВР методом электронно-ионного баланса. Реакции производных марганца. в кислотной среде 14.Реакции производных марганца в нейтральной и в щелочной среде Реакции производных хрома в кислотной, нейтральной среде и щелочной среде Взаимодействие азотной кислоты с металлами и неметаллами. Реакции азотной кислоты с солями Реакции нитратов Реакции производных хлора, брома, иода. Реакции других окислителей.
ТЕМА 10. САМОПРОИЗВОЛЬНЫЕ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. (11ч)
Основные понятия и определения. Качественная оценка СИЛЫ окислителей и восстановителей. От ряда активностей окислителей- восстановителей к ряду напряжений. Гальванический элемент Гальванические элементы, применяемые в жизни Ионно-электронный метод составления уравнений окислительно-восстановительных реакций Определение направления ОВР. Стандартные потенциалы электродов при 25 С
Примеры уравнений окислительно-восстановительных процессов Решение упражнений и задач
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (14ч)
- Требования к умениям школьников на практических занятиях
- Рекомендации к составлению письменного отчёта о выполненной практической работе
- Практическая работа №1 Получение газов и изучение их свойств
- Практическая работа №2 Скорость химических реакций
- Практическая работа №3 Химическое равновесие
- Практическая работа №4 Сравнение свойств неорганических и органичееких соединений
- Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме “Гидролиз”
- Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по неорганической химии
- Практическая работа №7 Решение по экспериментальных задач по органической химии
- Практическая работа №8 Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ
- Практическая работа №9 Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон
- Практическая работа №10 Качественный анализ неорганических веществ
- Практическая работа №11 Качественный анализ органических веществ
- Практическая работа №12. Решение комбинированных задач
- Практическая работа №13 Решение комбинированных задач
- Контрольная работа (тестирование)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Основные понятия химии. Стехиометрические законы. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. Закон Авогадро и следствия из него. Молярный объем газа. Относительная плотность газов. Молекулярные формулы и истинные формулы. Количественный состав сложного вещества. Реакции соединения, разложения, замещения, двойного обмена. Обменные и окислительно-восстановительные реакции. Реакции экзотермические и эндотермические. Термохимические уравнения. Реакции обратимые и необратимые. Теоретический и практический выход продукта реакции. Массовая, мольная и объемная доля вещества в смеси. Степень чистоты химических веществ. Тепловой эффект и энтальпия реакций. Направление реакций, энтропия и энергия Гиббса реакции. Критерий возможности протекания. Скорость химических реакций. Кинетический закон действующих масс. Катализаторы и ингибиторы. Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Равновесный закон действующих масс. Константа равновесия. Энергетический критерий равновесия. Принцип Ле Шаталье. Влияние температуры, давления и концентрации на сдвиг химического равновесия. Дата и предпосылки открытия Д.И. Менделеевым Периодического закона. Историческая и современная формулировки Периодического закона. Энергетические уровни, подуровни, атомные s-, р- и d орбитали. Число атомных орбиталей на -s, р- и d-подуровнях. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням; принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда. Неспаренные электроны, электронные пары. Валентные электроны. Секции s -, р- и d-элементов в Периодической системе. Типы химической связи. Ковалентная связь, ее образование. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Степень окисления. Понятие о гибридизации атомных орбиталей; б- и л-связи. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллических решеток: металлическая, ионная, молекулярная, атомная. Состав растворов. Массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Растворимость веществ. Разбавленные и концентрированные растворы. Химическая теория растворов Д.И. Менделеева. Кристаллогидраты. Теория электролитической диссоциации. Неэлектролиты и электролиты. Гидратация ионов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей в водном растворе. Кислотная, нейтральная и щелочная среда. Водородный и гидроксильный показатели. Степень диссоциации слабых электролитов. Условия необратимости реакций обмена. Общее понятие о гидролизе. Обратимый гидролиз солей, гидролиз по катиону и гидролиз по аниону. Изменение нейтральности среды в растворах гидролизующихся солей. Степень гидролиза различных анионов и катионов. Окислительно-восстановительные реакции. Восстановление и окисление. Окислители и восстановители. Зависимость окислительно-востоновительных свойств веществ от положения элементов в Периодической системе. Типичные (сильные) окислители и восстановители. Классификация окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярного и внутримолекулярного окисления-востоновления, дисмутации и конмутации. Электролиз веществ в расплаве и в водном растворе. Электролиз воды. Характеристика окислительной активности азотной и серной кислот. Гальванические элементы, применение их в жизни. Определение направления ОВР. Стандартные потенциалы электродов при 25 С. Требования к умениям школьников на практических занятиях. Рекомендации к составлению письменного отчёта о выполненной практической работе.
Учащиеся должны уметь:
Уметь производить расчеты по уравнениям химических реакций, определение молярной массы веществ. Расчет количества газа по его объему при нормальных условиях. Массовая доля элемента, ее расчет по формуле вещества. Определение молекулярных и истинных формул веществ. Подбор стехиометрических коэффициентов в уравнениях обменных реакций. Определение количества вещества и массы реагентов и продуктов. Определение объема газообразных реагентов и продуктов. Уметь определять влияние температуры, давления и концентрации на равновесную систему. Характеристика элемента по его положению в Периодической системе и строению атома. Изображать электронные конфигурации элементов 1-4 периодов дуговым методом, методом электронных формул, методом квантовых ячеек. Приготовление растворов заданного состава. Расчет рН в растворах слабых кислот и оснований. Составление ионных уравнений РИО, уравнений ОВР методом электронного баланса реакций производных марганца, хрома в кислотной, нейтральной и щелочной среде. Реакций азотной кислоты с металлами и неметаллами. Реакции азотной кислоты с солями. Реакций нитратов Реакций производных хлора, брома, иода. Уметь составлять уравнения электрохимических реакций. Уметь производить опыты: получение газов и изучение их свойств; сравнение свойств неорганических и органических соединений
Владеть приемами решение экспериментальных задач по теме “Гидролиз”, по неорганической химии, по органической химии, по генетической связи между классами неорганических и органических веществ, по определению пластмасс и волокон.
Уметь осуществлять качественный анализ неорганических веществ и органических веществ.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учащихся.
- Учебное пособие. Р. А. Лидин, В. А. Молочко, Л. Л. Андреева. “Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗЫ. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты”. Москва. “Дрофа” 2005 год.
- Р. А. Лидин, Л. Ю. Алибекова “Задачи, вопросы и упражнения по химии 8-11 классы” Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2002 г.
- О.С. Габриелян и др. “Химия”, 10 класс. Учебник. Дрофа, М., 2005г.
- О.С. Габриелян и др. “Химия”, 11 класс. Учебник. Дрофа, М., 2005г
- О.С. Габриелян и др. “Готовимся к единому государственному экзамену. Химия” дрофа, М., 2004г
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. “Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы”, Дрофа, М., 1999г.
Литература для учителя
- О.С. Габриелян и др. “Настольная книга для учителя химия. 10 класс” М., дрофа, 2004г.
- О.С. Габриелян и др. “Готовимся к единому государственному экзамену. Химия” дрофа. М., 2004г
- К. Е. Кузьменко, ЦВ. Еремин “Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в ВУЗы”, др. М., 1999
- Р. А. Лидин, Л.Ю. Алибекова “Тесты по химия для обучения и текущего контроля знаний 8-11 классы” Книга для учителя. М., “Просвещение”, 2002г.