Цели урока:
- ознакомление с написанием строчной буквы в;
- формирование навыка правильного соединения буквы в с другими буквами;
- развитие мелкой моторики рук, памяти, мышления, речи;
- воспитание внимания, аккуратности, бережного отношения ко всему живому, чувства товарищества.
Оборудование: Пропись № 2 (Горецкий В.Г., Федосеева Н.А. - М.: Просвещение, 2004) к “Русской азбуке” (Горецкий В.Г.); карточки с названиями станций; картинки (поезд, заяц, сказочный герой Винни-Пух; касса букв (классная и индивидуальная); образец письменной и печатной буквы в; конверт с буквами.
Ход урока
I.Организационный момент.
Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться.
II.Игровая ситуация, сообщение темы и цели урока.
Ребята, кто к нам пришел?
Он весел и незлобен
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель - Пятачок.
Для него прогулка - праздник
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник Медвежонок ... (Винни-Пух).
(На доску вывешивается картинка с героем сказки.)
Имя медвежонка состоит из двух слов. Такое имя дал ему автор английский писатель А.А. Милн, а пересказал для нас сказку Б. Заходер.
- На какую букву начинается имя медвежонка? (На букву В.)
- Что вы знаете об этой букве?
- Дайте характеристику звуку [в']. (Согласный, звонкий, мягкий.)
- Дайте характеристику звуку [в].(Согласный, звонкий, твердый.)
Винни-Пух приглашает нас отправиться в увлекательное путешествие в Страну письма, где вас научат писать строчную букву в. Как же мы туда будем добираться? (Предположения учащихся.)
Винни-Пух принес с собой конверт. В нем спрятано слово, но буквы рассыпались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, на чем мы отправимся в путешествие. Какое слово получилось? (Вагон.)
Мы отправимся в путешествие в вагоне этого поезда. (Вывешивается картинка поезда.)
Ребята, мы в вагоне. Как нас можно назвать? (Пассажирами.)
Пассажиры должны знать правила поведения во всех видах транспорта: в автобусе, поезде, трамвае. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
- Жди транспорта на посадочной площадке. При посадке соблюдай порядок, не толкай других пассажиров.
- В дороге будь вежлив, уступай место старым и малым.
- Заранее приготовься к выходу.
- Правила поведения в транспорте мы повторили, а теперь нам нужно оплатить свой проезд и - в путь. Оплатой за проезд станут наши знания.
- Сколько в слове вагон слогов? Почему?
- Назовите 1-й слог, 2-й слог.
- Какой слог ударный?
- Сколько в этом слове букв, звуков?
- Составьте схему к слову вагон. Один ученик работает у доски.
-Итак, проезд оплачен – можно отправляться.
Дети имитируют движение поезда под стихи:
Паровоз кричит:
Ду-ду! Я иду - иду - иду!
А колеса говорят:Так - так - так!
Загудел паровозИ вагончики повез:
Чок-чок, чу-чу,
Далеко я укачу.
-Ребята, пока мы едем до первой станции, давайте сделаем Винни-Пуху приятный сюрприз. В технике оригами дети складывают фигурку Винни-Пуха.
III. Основной этап урока.
1. Работа над написанием строчной буквы в.
-Мы прибыли на первую станцию “Знакомая буква”. Образец буквы вывешивается на доску.
-На что похожа печатная маленькая буква в?
1-й ученик: Словно букву в Алена держит трубку телефона.
2-й ученик: Вот ведь горе у старушки: на очках сломались дужки.
3-й ученик:
К единице три приставим... Что за букву мы составим?
Чем отличается печатная маленькая буква “в” от строчной буквы в?
В этом рисунке (голова зайчика) спрятался элемент строчной буквы в. Отыщите его.
Один из учеников выходит к доске, показывает элемент буквы в.
Из каких элементов состоит строчная буква в? (Ученик показывает элементы буквы в и проговаривает их.)
Кто сможет рассказать, как мы будем писать букву в? (Объяснение ученика: начинаем писать строчную букву в с петли немного ниже верхней линии, ведем с наклоном вверх за верхнюю линию. Не доводя до конца широкой строки, округляем петлю и ведем ручку вниз на себя. Не доведя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем небольшой овал.)
Прежде чем начать писать букву, давайте вспомним правило посадки при письме. (Повторение правила в игровой форме.)
Давайте вместе еще раз проговорим написание буквы в и напишем ее в воздухе.
-Попробуйте написать строчную букву в, используя веревочку. Письмо буквы в в прописях.
-Напишите 5 раз букву в. Обведите в кружочек ту букву, которая, на ваш взгляд, написана правильно, и точно такую же букву пропишите до конца строчки.
-Итак, отправляемся на следующую станцию.
2.Физкультминутка.
Топай, мишка, топай, мишка. Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.
3. Мы прибыли на станцию“Слоговая”.
Прочитайте слоги: ва, ву, ей, вы, во. (Слоги написаны на доске.)
Ребята, Винни-Пух предлагает вам прочитать слоги еще раз только по-разному: 1-й слог - с радостью, 2-й - с удивлением, 3-й - спойте, 4-й произнесите с грустью, 5-й - вопросительно.
Составьте слова, используя данные слоги. (Ответы детей.)
Составьте предложение с любым из ваших слов. (Ответы учащихся.)
Давайте напишем эти слоги, но вначале посмотрите, как буква в соединяется с другими буквами.
Какой используется способ соединения буквы в с
буквами а, у, и, ы, о?
(Буква в соединяется с буквами а, о с помощью
нижнего соединения, а в остальных слогах — верхнее
соединение.)
-Напишите слоги самостоятельно.
4. Закрепление знаний и способов действий.
-Молодцы, отправляемся на следующую станцию. Дети имитируют движение поезда.
Мы прибыли на станцию “Игровая”.
Винни-Пух приготовил для нас ребусы. Что такое
ребус? (Это загадка,
зашифрованное слово, которое нужно отгадать.)
Первый ребус (корова).
Сколько в слове слогов? (3.)
Назовите 1-й слог, 2-й, 3-й.
Найдите ударный слог.
Сколько в слове букв, звуков?
Второй ребус (волк).
Ребята, что вы знаете об этом животном? (Ответы
учащихся.)
Как вы считаете, волк – полезное животное?
Почему? (Предположения учащихся.)
Сколько в слове слогов? (1.)
-Будем находить ударение? Почему?
Сколько в слове букв, звуков?
Давайте напишем это слово вместе. (Один ученик
пишет на доске, комментируя написание).
Третий ребус (тыква).
Сколько в слове слогов? (2.)
Назовите 1-й слог, 2-й?
Найдите ударный слог.
-Сколько в слове букв, звуков?
Запись слова с комментированием ученика у доски.
-Ребята, какое слово из трех (корова, волк, тыква) “лишнее”? Почему?
-Вы поработали очень хорошо, отправляемся на последнюю станцию. Дети имитируют движение поезда Л под музыку.
5. - Итак, мы прибыли на станцию “Творческая”.
Винни-Пух предлагает вам составить предложение со словом тыква. (Ответы детей.)
Медвежонок тоже составил предложение. Он хочет, чтобы вы записали его, используя кассу букв. Послушайте и посчитайте, сколько слов в предложении Тарас вырастил тыкву.
Назовите 1-е слово, 2-е, 3-е.
-Вспомните и назовите правила правописания предложения. Учащиеся составляют предложение, используя кассу букв. Один ученик работает у доски. Проверка.
-Спишите предложение письменными буквами.
-Составьте схему к предложению. Проверка.
Найдите и назовите основу предложения. (Тарас вырастил.)
Найдите в предложении слово, которое указывает
на действие Тараса, и
подчеркните двумя чертами. Проверка.
-Вот и заканчивается наше путешествие. Мы ехали, мы ехали, И с песенкой смешной Мы вместе, как сумели, Приехали домой. Нам солнышко светило, Нас ветер обвевал; В пути не скучно было. И каждый подпевал...
-И вот мы дома.
IV. Итог урока.
-Что было самым важным в нашем путешествии?