Цели урока:
- образовательная:
Оборудование: компьютеры для просмотра презентации (Приложение 1), внешние носители информации, стенд «Техника безопасности в кабинете информатики», буклеты (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 3).
Тип урока: интегрированный урок «информатика +история».
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашней работы. Диалог-опрос.
- Обобщение и систематизация знаний о носителях информации.
- Практическая работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Приветствие. Организационный момент. Создание рабочей атмосферы.
2. Ответы на вопросы учащихся по домашней работе. Разрешение возможных трудностей при выполнении домашней работы. (Проверить правильность выполнения задания в рабочей тетради № 4 стр. 5).
Диалог-опрос о памяти человека. Использовать понятия внутренней (оперативной) памяти и внешней памяти. Здесь уместно провести аналогию с компьютером, вспомнив его виды памяти. (§ 1.3 стр. 14-15).
При изучении материала о носителях информации (§ 1.4 стр. 17-19)следует попытаться «включить» знания школьников, полученные ими на уроках истории. (Задание в рабочей тетради №5 Проект «История письменности» - начать его выполнение). Необходимо также уделить особое внимание современным носителям информации (§ 3,2 стр. 113-115), так как это расширит знания школьников об устройстве компьютера. Именно здесь предполагается просмотр презентации (Приложение 1).
Практическая работа выполняется по карточкам (рассчитана на 5 минут). (Приложение3).
Подведение итогов урока целесообразно подвести учителю, еще раз обозначив основные понятия, изученные на уроке. Обратить внимание учащихся на Терминологический словарик (стр. 187 учебника). Выставить оценки, оценить работу класса в целом. Раздать буклеты (Приложение 2).
Ознакомить с домашним заданием.
Внимание учителям! Подробную разработку урока необходимо смотреть в таблице.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы | Средства | Формы |
1 | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих | Ученики приветствуют учителя | Беседа | Речь | Индивид., фронтальная |
2 | Учитель проводит фронтальный опрос класса, разрешение возможных
трудностей при выполнении домашней работы. (Проверить правильность выполнения
задания в рабочей тетради № 4 стр. 5). Вопросы классу: 1. Как человек хранит информацию различных видов? Приведите примеры. 2. Много ли информации человек может сохранить «в уме»? Почему? 3. Какая информация называется оперативной и почему? Приведите пример оперативной информации, которой вы владеете. 4. Какую память можно назвать долговременной? Назовите внешние хранилища информации. Давайте теперь вместе попробуем ответить на вопрос: «Достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти». |
Отвечают на вопросы учителя
1. В «уме», записная книжка и т.д. 2. Нет, не много, информация быстро забывается, нужно постоянно повторять, закреплять память. 3. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводиться достаточно быстро. 4. Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью. |
Опрос, диалог | Речь, учебник, рабочая тетрадь | Индивид., фронтальная |
3 | Ребята, а теперь приступим непосредственно к теме урока:
«Носители информации». Материал на данную тему можно найти на стр 17 §1.4,
а так же использовать материалы на стр. 110-115 §3.1 §3.2. Вы уже знакомы
с материалом этих параграфов, давайте еще раз обобщим самое важное: 1. Пещерные люди использовали в качестве носителей информации камни, дерево, глину. Требовались новые носители: легкие и долговечные, компактные и удобные. Что же изобрели в Египте за 3000 лет до нашей эры? (выступление учащихся о технологии изготовления папируса и пергамента). Начало выполнения задания №5 рабочей тетради (Проект «История письменности») 2. Изобретение бумаги явилось ценнейшим открытием. Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны. Давайте, перечислим достоинства бумаги как носителя информации. Затем учащихся следует предложить подумать над вопросом: «Есть ли недостатки у бумаги как основного носителя информации?» Далее просмотр презентации на тему: «Носители информации, созданные в XX веке. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, диски CD-ROM и пр.) и их основные характеристики» (Приложение 1) |
Выступление отдельных учащихся, остальные слушают Папирус - тонкий лист из стебля высокого тростника, росшего в долине Нила. Пергамент делался из кожи животных Работа над проектом «История письменности» (Данную работу можно исключить, если работаете не по учебнику Л. Л. Босовой) - дешевый продукт; - гигантские хранилища крупных библиотек, архивов занимают очень много
места; Смотрят и слушают |
Опрос
диалог
презентация |
ТСО: дискета, диск, наглядные пособия; речь | Индивидуальная, фронтальная |
4 | Практическая работа по карточкам (Приложение 3) | Выполняют задания письменно | задания | карточки | индивид |
5 | Подводит итоги урока: «Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали как хранили информацию ранее, получили очень много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками». Раздача буклетов (Приложение 2) | Слушают, учатся самостоятельно делать выводы, обобщать. | беседа | Речь | фронтальная |
6 | Учитель записывает на доске домашнее задание:§1.5 стр.
20-23. Вопросы: 5,6,7,8. (стр. 23) Ребятам, которые активно работали на уроке, выступали с сообщениями, выставляет оценки в дневник и журнал. На этом урок окончен, учащиеся могут быть свободны. |
Записывают домашнее задание в тетрадь. | Рассказ | Речь | Фронтальная |
Литература:
- Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ, 2006.
- История Древнего мира / Колпаков, Рогожкин. – М.: Просвещение,2006.