Цели: Способствовать
- обсуждению применения информационных технологий в жизни общества и отдельного индивида;
- расширению образовательно – воспитательного процесса за счет неформального и равноправного общения учащихся;
- созданию, благодаря свободному обмену мнениями и личным опытом, более естественные, а значит и более эффективные условия для усвоения школьниками темы “Информационное общество”;
- вырабатыванию у учащихся, помимо стремления к активному выражению и отстаиванию своей точки зрения, такие важные для члена демократического общества качества, как корректность и толерантность;
- развитию умений и навыков работать в команде, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей;
- развитие наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения;
- формированию языковых и речевых умений учащихся.
Участники: уч-ся 8,10,11 классов двух школ.
Подготовка
За месяц до проведения дискуссии оглашается тема и обозначаются основные вопросы для обсуждения.
Общая подготовка - работа с журналами, статьями, сайтами Интернета.
Индивидуальная подготовка - создание презентации, сайта, участие в издании спецвыпуска газеты “Школьный экспресс”. Подготовительная работа распределена с учетом возрастных особенностей и пожеланий учащихся.
Для активизации учащихся и актуальности темы в начале дискуссии был использован видеоматериал по теме “ Информационные технологи”.
Литература
- Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования. М., Наука, 1984.
- Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., ИнфоАрт, 1993.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., Наука, 1987.
- Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы - факторы социального развития - М: Союз, 1996. - 60с. (http://infosphere.narod.ru/)
- Зубрилин А.А. Интернет: технологический и социальный аспекты // Информатика и образование, 2001, №7.
- “Информационные технологии в РТ” Специализированный научно-популярный журнал, 2003-2004 годы
- Колин К.К. Информатика и образование на пороге XXI века. // Педагогическая информатика, 1999, № 3.
- Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования. //Информационные ресурсы России,1997, №5.
- Макарова Н.В. Информатика. 10-11 классы. С.-Пб., Питер, 1999.
- Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М., Академия, 2001.
- Правовые и этические аспекты Интернета. //С компьютером на ты. 2002, №1
- Семакин И., Хеннер Е. Информатика. М., Лаборатория базовых знаний, 2000.
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии. М., Лаборатория базовых знаний. 2000.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и безопасного развития цивилизации). Изд-во "Луч". М.1993.
- Цырдя Т.Н. Информационная безопасность личности как решающий фактор в стратегии выживания человечества. (http://www.az.ru/defence/copy09.htm)
- Шафрин Ю. Информационные технологии. М. Лаборатория базовых знаний, 2001.
Ход мероприятия
В ходе дискуссии через мультимедийный проектор происходит демонстрация слайдов о вопросах дискуссии и демонстрационный материал. Ведущим дискуссии является учащийся 11 класса.
Приветствие ведущего. Человечество вступает в новую эпоху, когда уже не вещество и энергия, а информация и научные знания - эти поистине неисчерпаемые и ничем другим не заменяемые ресурсы - будут определять уровень развития государств, счастье и благосостояние их граждан.
Просмотр видеофильма ( 1 мин.)
Цель дискуссии (оглашает ведущий). Информатизация общества – процесс проникновения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества. Вторая половина XX века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. (демонстрация слайда)
Казалось бы, компьютеризация и информационные технологии несут в мир одну лишь благодать, но социальная сфера столь сложна, что последствия любого, даже гораздо менее глобального процесса редко бывают однозначными.
Наша задача сегодня - анализ влияния процессов информатизации на социальное развитие общества, на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации и вынесение решения – осудить информационную технологию, запретить распространение или признать ее необходимость и использовать во благо человека. Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей..
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
Согласно оценкам ЮНЕСКО США и Япония достигнут уровня информационного общества приблизительно к 2020 году, большинство стран Европы - к 2030-2040 году, Россия - к 2050 году. Как видим, время осталось немного. Сегодня необходимо выяснить, что несут нам с собой информационные и коммуникационные технологии.
Вопрос ведущего. Для становления и развития информационного общества приняты: Закон РФ “О безопасности” и Закон РТ “Об информационных ресурсах и информатизации”. Каково же содержание этих законов? Предлагаем их обсудить.
Сообщение ученика. Безопасность личности – состояние защищенности ее жизненно важных интересов, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности [ст. 1 Закона РФ "О безопасности"]. К жизненно важным интересам личности относятся права и свободы человека и гражданина. В информационной сфере их основу составляют нормы Конституции РФ о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23).
Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В качестве опасных воздействий на личность (информационных угроз) могут выступать :целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей; распространение недостоверной, искаженной, неполной, неоперативной информации; использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.
Информационная безопасность личности характеризуется защищенностью психики, сознания от опасных информационных воздействий (манипулирования, дезинформирования и т.п.). Она зависит как от личностных качеств индивида, так и от моральных, социальных и правовых условий в обществе. Homo Sapiens отличается от животных, прежде всего сознанием, разумом. Мозг человека, его нервная система - это информационная система, функциональные возможности которой по получению, запоминанию, обработке, передаче и использованию информации значительно превосходят возможности животных. Но и уязвимость этой системы выше. Ясно, например, что посредством целенаправленного информационного воздействия практически невозможно подвести к самоубийству животное или ребенка. Подростка же или взрослого человека - не так уж сложно.
Сообщение ученика. Отдел информационной политики Минэкономпрома РТ
Характеристика состояния процессов информатизации Республики Татарстан
Для рассмотрения и решения этих проблем разработана республиканская комплексная программа развития информатизации “Электронный Татарстан (2004-2008 годы). Государственным Советом Республики Татарстан 15 декабря 2003 года принят Закон Республики Татарстан “Об информационных ресурсах и информатизации”, который является дополнением к закону РФ и помогает решить вопросы информатизации РТ.
Ведущий. Предлагаем обсудить содержание данных законов
Обсуждение.
Вопрос ведущего. Наличие законов говорит о наличие преступлений. Что же такое компьютерное преступление? Давайте об этом поговорим.
Сообщение ученика Растущую опасность информационного плана для личности, общества, государства представляет новый тип социально опасных преступлений, основанных на использовании современно информационной техники и технологии. Основные виды этих преступлений включают махинации с электронными деньгами, компьютерное хулиганство, хищения разнообразной информации, хранящейся или передаваемой в "безбумажном" виде, незаконное ее копирование и т.п.. Кое-где информационный терроризм стал элементом государственной политики. По данным ЦРУ США не менее 30 стран активно работают над компьютерными программами, являющими информационным оружием.
Компьютерное преступление - любое противоправное действие, при котором компьютер выступает либо как объект, против которого совершается преступление, либо как инструмент, используемый для совершения преступных действий. К компьютерным преступлениям относится широкий круг действий, которые можно разделить на четыре категории: кража компьютерного оборудования; компьютерное пиратство (незаконная деятельность в сфере программного обеспечения); несанкционированный доступ к компьютерной системе в целях повреждения или разрушения информации; использование компьютера для совершения противозаконных или мошеннических действий.
Пиратские действия в области программного обеспечения – это несанкционированное копирование компьютерных программ для собственного пользования или перепродажи. Незаконное тиражирование копий программ и продажа фальшивых версий популярного программного обеспечения осуществляется в широких масштабах.
Хакерство- несанкционированный вход в компьютерную систему. Чтобы получить доступ к “защищенной” компьютерной системе, пользователь должен иметь пароль. Хакеры пользуются множеством разных способов для того, чтобы обойти парольную защиту системы.. Хакер может изменить, удалить или скопировать данные, хранящиеся в сети. Хакер может собрать конфиденциальную личную и финансовую информацию о компаниях и отдельных лицах, а затем использовать ее с помощью вымогательства или путем банковского мошенничества. Со времени появления персонального компьютера хакеры многократно вторгались в компьютерные системы, чтобы манипулировать данными всеми мыслимыми способами – от исправления своих школьных оценок и счетов за телефонные разговоры до “вторжения со взломом” в системы правительственных и финансовых организаций.
Сообщение ученика. Большинство регионов России, в том числе и наш федеральный округ, плохо защищены от беспрепятственного доступа к конфиденциальной информации, чем могут воспользоваться преступные структуры и террористические организации. В 2003 году по заданию Совета безопасности России Государственная техническая комиссия проверила степень защищенности стратегически важных объектов: промышленных предприятий, экологически опасных производств, финансовых структур, предприятий связи и телекоммуникаций, систем жизнеобеспечения крупных городов. Был сделан вывод, что использование новых технологий открыло новые возможности для деструктивного воздействия. Помимо традиционных видов воздушной и транспортной разведки, сегодня активно развивается компьютерное проникновение в информационные базы данных.
Уже известны случаи взлома баз сотовых телефонов сотовых компаний в Москве. Сегодня ни один абонент не может быть уверен, что его телефон не прослушивается или не используется как информационный канал. Развитие новых технологий, например, встроенных в новые модели мобильных телефонов видеокамер и фотоаппаратов, в геометрической прогрессии увеличивает возможности информационного взлома.
Ведущий. Есть ли у кого дополнения к выше сказанному? Кто может привести примеры, связанные непосредственно с нашим городом?
Дискуссия.
Вопрос ведущего. А теперь поговорим о влиянии компьютера на здоровье человека.
- Сообщение ученика по темам
- Вынужденное положение тела.
- Заболевания органов дыхания.
- Туннельный синдром.
- Нарушения зрения, снижение остроты зрения, близорукость.
- Близорукость.
- Компьютер и психика человека.
Ученик. Для избежания всех негативных влияний компьютера на здоровье пользователя для каждой группы мышц разработаны комплексы упражнений и рекомендаций. Выполняя их можно избежать многих болезней и психологических расстройств. Предлагаем вам выполнить некоторые упражнения из этих комплексов под музыку.
Физкультминута
Вопрос ведущего. В настоящее время наиболее удобным способом получения и передачи разнообразной информации является использование всемирной компьютерной сети Интернет. Предлагаем обсудить какого качества информация поступает пользователям и в каком виде?
Сообщение ученика. Наряду с огромными достоинствами Интернет несет человечеству новые серьезные проблемы.
На каком социальном фундаменте, строилось виртуальное общество Интернет? Во-первых, полная и бесконтрольная свобода; во-вторых, отсутствие стандартизации. Но к чему это привело? Первое основание - к анархии и переносу преступности из физического мира в виртуальный, второе - к информационному хаосу.
Именно бесконтрольность информации, циркулирующей в сети, способствовала активизации на просторах Интернета преступных групп, к коим можно отнести хакеров, спамеров, компьютерных пиратов и др. Перечисленное и многое другое привело к возникновению множества проблем, среди которых главные следующие.
- Интернет загадочен и непредсказуем: с одной стороны, он позволяет преодолевать отчуждение за счет раскрепощения общения, но, с другой, компьютер, опосредуя такое общение, ведет к обеднению личностных качеств человека. Другими словами, рациональность общения вытесняет его эмоциональность.
- Процессы, происходящие в Интернете, вырабатывают у человека рабские наклонности. Человеку удалось вызвать к жизни, реализовать с помощью вычислительной техники новую действительность, новый реальность, что указывает на его творческое и царственное призвание в мире, но это есть и показатель его слабости, склонности к машинному рабству. Недаром возник и широко используется термин "интернет-зависимость".
- Интернет усиливает мощь человеческого интеллекта. Быстрое совершенствование средств обмена информацией, включение в эту систему все большего количества "индивидуальных интеллектов" приводят ко всевозрастающей скорости совершенствования коллективного интеллекта как некоторой общепланетарной системы. Это одна из важнейших тенденций современности, но такой процесс может иметь совершенно непредсказуемые последствия.
- С помощью Интернета происходит уход от физической реальности, что несет ряд моральных проблем, связанных с категориями добра и зла, ответственности и справедливости.
- Интернет - своего рода информационный наркотик, особо опасно влияющий на личностное развитие.
- Интернетом все чаще пользуются как орудием тотальной слежки, он начинает представлять колоссальный интерес для разведслужб всех стран мира. В результате происходит постепенный отказ от физического террора в пользу террора информационного. Информационная война - это не то же самое, что война электронная. В ее основе главным образом лежат психологические и мировоззренческие факторы.
Во многих странах приняты документы, касающихся международной передачи компьютерных данных, их безопасности в Интернет, защиты потребительских прав. В США действует закон, разрешающий Интернет-провайдерам ограничивать или закрывать доступ к сайтам, владельцы которых нарушают законодательство или размещающих там оскорбительную, непристойную информацию. В Германии блокировка подобных сайтов является прямой обязанностью провайдеров. Япония регулирует Интернет также как и обычные средства массовой информации.
Интернет служит весьма удобной площадкой для подготовки и осуществления информационно-террористических действий. В нем могут распространяться пропагандистские материалы преступных организаций, рецепты изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, наконец, изощренных алгоритмов вскрытия шифров. Вся эта информация легко маскируется под научно-техническую информацию. Отсутствие географических границ, трудно определяемая национальная принадлежность объектов сети, возможность анонимного доступа к ее ресурсам - все это делает системы общественной и личной безопасности уязвимыми. Поэтому нужна согласованная межгосударственная платформа борьбы не только с международными террористическими и криминальными организациями, но и с отдельными группами и злоумышленниками, способными в корыстных или хулиганских целях нанести ущерб личной безопасности.
Сообщение ученика. Все что здесь говорилось несомненно имеет место. Развитие информационных технологий ведет как к увеличению свободы для каждого человека, так и жестким ее ограничениям. Практически мы переходим в качественно иную эру, которая существенно изменит наше существование. И уже сегодня необходимо быть готовым к новой жизни.
Активная работа российских школ в Интернет показывает, что создание сайта становится для школы важным и престижным делом. В анкетировании московских школ на вопрос о создании школьного сайта 25% респондентов ответили, что такой сайт уже создан и размещен в Интернете, а 61% сообщили, что их страницы находятся в стадии разработки. Молодое поколение весьма активно вовлекается в сферу Интернет - технологий. И мы представляем вашему вниманию разработку сайта школы №10, разрабатываемого учениками 8 класса.
Демонстрация сайта школы №10 через мультимедийный проектор.
Ученик. Компьютерные технологии учащиеся и учителя школы №10 используют для создания и выпуска газеты “Школьный экспресс”. Вашему вниманию предлагается спецвыпуск, посвященный теме нашей дискуссии. Над ним работали учащиеся 10 Б класса, которые провели опрос учащихся школы №10 (результаты опроса представлены в газете в виде диаграмм), а также взяли интервью у учителей школы №28. в газете представлены рекомендации учителям-предметникам о применении информационных технологий на уроках.
Номер газеты вручается каждому участнику дискуссии.
Сообщение ученика. Компьютерные технологии активно используются в медицине. Сегодня уже очевидно, что болезнь легче лечить при достаточно раннем ее обнаружении. Для этого необходим постоянный мониторинг физического состояния миллионов людей. Сегодня существуют различные компьютерные методы диагностики. Один из них заключается в анализе радужной оболочки глаза, которая индивидуальна для каждого человека. При болезнях или аномалиях отдельных органов на радужной оболочке человека появляются отметки (точки, штрихи и т.д.). Место появления отметки однозначно указывает на изменение в конкретном органе. Для автоматической работы такой системы необходимо оснастить компьютер устройством сканирования радужной оболочки. Такие устройства серийно выпускаются и используются для биометрической идентификации.
Сегодня с ИТ в той или иной форме встречались все: кто-то работал, кто-то играл, а большинство даже и не подозревают, что включая стиральную машину ли микроволновую печь, слушая проигрыватель компакт-дисков ли снимая цифровой камерой, они запускают и используют компьютер, встроенный в эти устройства.
Наиболее наглядно влияние информационных технологий на нашу жизнь видно на примере cети Internet, которая обеспечивает обмен между двумя ее клиентами, находящимися практически в любой точке мира, полным спектром представления данных: текст и графика, звук и изображение, кино- и телепередачи – все может передаваться по cети. Свобода общения поднялась на новый уровень – можно просто и дешево полноценно общаться с другим человеком. Одновременно cеть позволяет связаться и с множеством компьютерных баз данных, т.е. получить сведения, накопленные во всем мире. И эти данные становятся доступны любому человеку в любой точке Земли практически сразу, как только они поступили в компьютер cети.
В сети открыты виртуальные банки и виртуальные магазины, позволяющие всем и каждому пользователю Internet управлять своим счетом в банке и совершать покупки в магазине, не выходя из дома. Все большее распространение получают виртуальные офисы, организованные дома у работников и подключенные к Internet, что обеспечивает полноценное участие сотрудников в работе фирмы. Виртуальный офис может размещаться в любой точке Земли, имеющей выход в Сеть. Как следствие, в США наблюдается развитие малых городов, расположенных в экологически чистых местах. В эти городки переезжают инженеры и служащие крупных компаний, организующие рабочие места в своих домах. Работая дома, человек получает еще одну грань свободы. Особенно это важно для людей с ограниченными физическими возможностями.
Ведущий. Предлагаем обсудить плюсы и минусы использавания Интернета. Поделитесь с нами своим опытом работы с глобальной сетью, которая опутала весь мир.
Дискуссия.
Заключение ведущего по теме дискуссии.
Влияние информатизации на развитие общества беспрецедентно, его масштабы столь значительны и глубоки, что влекут за собой кардинальные изменения практически во всех сферах человеческой деятельности.
На пути к информационному обществу могут возникать опасности и проблемы:
- реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
- опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
- проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
- проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность;
- переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и, тем самым, усилить социальную напряженность;
- сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу — массовой безработице.
Развитое демократическое общество вырабатывает нравственные и правовые законы, обеспечивающие защиту частной жизни граждан от вмешательства как других граждан или организаций, так и государства. В настоящее время разрабатываются законы, связанные с Internet. Но существовали и существуют тоталитарные государства, в которых вся жизнь граждан контролировалась государством. Как будет жить человек в таком государстве при новой технике?
При жесткой системе контроля можно не создавать отдельных лагерей - достаточно всем и каждому разрешить посещать только строго определенные дома, ездить по выделенным маршрутам, говорить по телефону с известными номерами, покупать перечисленные товары в указанном количестве. Этих мер вполне достаточно, чтобы вся страна превратилась в одну большую зону. Мы должны ответить на принципиальные вопросы:
- Готовы ли мы войти во второй круг несвободы?
- Готовы ли мы допустить вмешательство в свою жизнь?
- И просто, готовы ли мы жить в окружении цифр, которые так легко запомнить?
И ответы на эти вопросы нам еще только предстоит найти всем вместе.
Спасибо за участие в дискуссии.