Цель: Формирование представлений о сложных словах, способах их написания.
Задачи:
- Формирование представлений о многообразии сложных слов, способах их образования
- Ознакомление учащихся с образованием сложных слов с помощью соединительных гласных.
- Продолжение работы над формированием орфографической зоркости.
- Упражнение в разборе слов по составу
- Закрепление знания об образовании новых слов с помощью приставки, суффикса.
- Расширение кругозора учащихся.
- Повышение интереса к изучению Русского языка.
Оборудование:
- DVD диск с записью мультфильма “Следствие ведут Колобки”
- Указатели с названием групп.
- Карточки с заданиями для групп.
- Таблица с правилами работы в группе.
- Таблицы с этапами урока.
- Фотоматериалы: Водопад, Универмаг, ГИБДД, Медсестра.
- “Современный толковый словарь Русского языка”, по одному на каждую группу.
- Таблица с демонстрацией способов образования слов
- Таблица с выводами, об образовании сложных слов, с помощью соединительных гласных.
- Листы А3, маркеры, краски (для выполнения творческой работы).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. - Урок русского языка. Открываем тетради, записываем дату, предложение “Классная работа.” На экране телевизора появляется фрагмент м/ф “Следствие ведут колобки”. - Ребята вы узнали кто это? На доске появляется текст телеграммы: “Нас отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Помогите!” - Ну что? Поможем? - Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова. (На доске появляется таблица “Новая тайна слова”) - Итак, следствие ведут ученики 3 “Б”! В составе четырёх оперативных групп: (Раздаю указатели с названием групп) *Аналитики. *Теоретики. *Изыскатели. *Сыщики. - Напомним правила работы в оперативной группе. (На доске по мере называния появляются таблицы с правилами): 1. Работать дружно, не ссориться, подготовить отвечающего. 2. Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить. 3. Отвечать чётко, лаконично. 4. Члены группы могут дополнить ответ. - Итак, уважаемые коллеги, к расследованию готовы? |
- Да! Это Колобки-сыщики.
- Да!
Дети хором проговаривают названия групп.
Дети по очереди называют правила.
Да! |
2. Каллиграфическая минутка: (звучит музыка из м/ф “Следствие ведут Колобки”) - Нам прислали фоторобот первого подозреваемого. (Прописываю букву “Ш”) - Назовите её особые приметы.
-Назовите её сообщников. - Почему? - Пока о подозреваемых ничего сказать не можем, но эти данные могут нам пригодиться. (Вывешиваю табличку ) |
- Это буква “Ш”Буква “Ш” согласная, обозначает 1 звук [ш], он парный, глухой и всегда твёрдый. - Буквы “Ц” и “Ж”. - Эти буквы тоже согласные, обозначают один звук и он всегда твёрдый. |
3. Определение этапов урока: - Коллеги, чтобы следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования. (Появляется таблица с переставленными этапами урока):
- В какой последовательности будем вести следствие? |
Дети предлагают свою
последовательность этапов урока:
|
4. Актуализация опорных знаний: Соберём необходимую информацию о слове, для этого разберём слова по составу и вспомним, как они могут образовываться. Итак, группы получают задания. На выполнение задания даётся 3 мин. Задание: 1. Разобрать слово по составу. 2. Определить, как оно образовано: от какого корня, с помощью чего? 3. Подготовить ответ. Группа №1 – “лесник”, Группа №2 – “пробег”, Группа №3 – “походный”, Группа №4 – “школы”. - Как же могут образовываться слова?
- Кто же сможет уточнить цель расследования? Физминутка: А не размяться ли нам, коллеги? (Звучит музыка из м/ф – дети выполняют упражнения) |
Отчёты групп. - С помощью: 1. приставки, 2. суффикса, 3. приставки и суффикса. 4. ? - Новый способ образования слов. |
5. Наблюдение. Итак, начинаем наблюдение за подозреваемыми. Всё, что вы увидите, будем записывать, но у оперативников не может быть ошибок в записи, поэтому без объяснения ничего не пишем, договорились? (На доске появляются фотоматериалы: водопад, универмаг, ГИБДД, медсестра). - Прочитайте то, что вы увидели. - Это подозреваемые, каждая группа работает со своим подозреваемым, собирает улики. (5 мин.) (Раздаю задания группам): 1. прочитать слово. 2. найти его в словаре. 3. подумать, как оно образовано: а) от каких слов, записать их. б) какую часть у слов взяли для образования. в) каким способом получили слово. 4. Подготовить выступление. Группа №1 – “водопад”, Группа №2 – “универмаг”, Группа №3 – “медсестра”, Группа №4 – “ГИБДД”. (После выступления каждой группы, появляется слово “сложили”, “соединили”) |
Дети объясняют каждое слово, записывают его в тетрадь. Дети читают.
Отчёты групп: 1группа – водопад, соединили корни “вод” и “пад”. 2группа – универмаг, соединили части “универ” и “маг”. 3группа – медсестра, соединили часть “мед” и слово “сестра”. 4группа – ГИБДД, взяли первые буквы слов и составили слово. |
6. Открытие. - Мы выслушали результаты расследований каждой группы, собираем оперативный совет. -Уважаемые коллеги, каким способом образованы все слова? - Попытаемся раскрыть под каким названием они скрываются? - Итак, какую же тайну слов мы открыли? - Дополняем схему образования слов: 4. сложением. (Звучит музыка из м/ф) Физминутка. |
Соединением или сложением. Сложные. Бывают сложные слова, они образуются сложением. |
7. Работа над темой: - Сколько, по-вашему, способов образования сложных слов существует? - Наша задача расследовать 1 из них, когда части подозреваемых соединяются с помощью букв. - Но прежде придумаем этим буквам название. Если они соединяют части слов, как они могут называться? - Гениально! - Итак, за работу! Группы, получите задания: (каждая группа получает набор из 3 слов) Группа №1 – “снегокат, зверолов, самолёт” Группа №2 – “камнепад, пылесос, мореход” Группа №3 – “птцеферма, мышеловка, птицелов” Группа №4 – “водопровод, сороконожка, паровозик”. Задания: Подумать, от каких слов образовано слово. Выделить корни. Подчеркнуть соединительную гласную. Обозначить звук, предшествующий соединительной гласной цветным карандашом (синим, зелёным, красным), подумать, что общего у звуков, предшествующих соединительной гласной. Сделать вывод. Подготовить ответ. (работа в группах 5 мин.) Во время выступления групп появляются опоры-выводы: Соединительная “о”, если первый корень сложного слова оканчивается на твёрдый согласный Соединительная “е”, если первый корень сложного слова оканчивается на мягкий согласный. Соединяться могут корни слов, а могут и основы. Если первая основа оканчивается на “только твёрдый” согласный звук [ж, ш, ц] пишется соединительная “е”. - Уточним. В своих выступлениях представители групп говорили о корнях и основах. Как будет точнее, почему?
- Соединялись ли слова какими-нибудь другими буквами кроме “о”, “е”? - Итак, в результате проведённого расследования мы раскрыли новую тайну слов, узнали новый способ их образования, к каким выводам мы пришли? (На экране появляются выводы:1, 2, …5)
- Сравните свои выводы с выводами учебника с. 39, 40. - Что можете сказать, коллеги? |
Много.
- Соединительными.
Отчёты групп.
- Более точное определение “основа”, т.к. корень – это часть основы.
Нет. Слова могут образовываться сложением основ. Соединительными могут быть лишь буквы “О”-“Е”, других не бывает. Если первая основа оканчивается на твёрдый согласный – пиши “о”. Если первая основа оканчивается на мягкий согласный – пиши “е”. После “ж, ш, ц” - пиши соединительную “е”.
Ответы детей. |
8. Самостоятельная работа. (звучит музыка из м/ф, на доске появляется сообщение “ПОМОГИТЕ!”) -Уважаемые коллеги, произошла катастрофа: Несколько сложных слов попали в мир обычных слов помогите их вернуть домой с. 39, упр. 89. Попытайтесь справиться самостоятельно за 3 мин. -Проверим. |
“Пароход” - сложное слово, т.к. состоит из двух основ, соединительная гласная “о”, т.к. первая основа - твердая. “Мореход” - …(аналогично). |
9. Творческая работа. - А теперь немного творчества! Создадим проект. Каждая группа придумает неожиданное сложное слово с соединительной гласной. Нарисует как выглядит предмет называемый этим словом, грамотно подпишет свой рисунок. Отвечающий объяснит как образовалось это слово(7 минут). Группа №1 – фантастическое животное. Группа №2 – приспособление для учеников. Группа №3 – приспособление в помощь маме. Группа №4 – приспособление для уборки школьного двора. Защита проектов. |
Дети работают в группах.
Дети защищают свои проекты. |
10. Итог урока: -Итак, коллеги, наше расследование подошло к концу. -Какие новые открытия вы совершили?
-
-А для чего, по-вашему, нужны сложные слова? -Какие этапы расследования показались наиболее интересными? - У кого появилось желание глубже изучать родной язык, открывать его тайны? |
Существуют сложные слова. Они образуются сложением двух основ. Если первая основа мягкая, то соединительная “е”. А если первая основа твёрдая, соединительная “о”. Если первая основа оканчивается на всегда твёрдые “ш, ж, ц”, то соединительная “е”. Ответы детей. |