Урок русского языка в 3-м классе по программе "Школа России" на тему "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование представлений о сложных словах, способах их написания.

Задачи:

  1. Формирование представлений о многообразии сложных слов, способах их образования
  2. Ознакомление учащихся с образованием сложных слов с помощью соединительных гласных.
  3. Продолжение работы над формированием орфографической зоркости.
  4. Упражнение в разборе слов по составу
  5. Закрепление знания об образовании новых слов с помощью приставки, суффикса.
  6. Расширение кругозора учащихся.
  7. Повышение интереса к изучению Русского языка.

Оборудование:

  1. DVD диск с записью мультфильма “Следствие ведут Колобки”
  2. Указатели с названием групп.
  3. Карточки с заданиями для групп.
  4. Таблица с правилами работы в группе.
  5. Таблицы с этапами урока.
  6. Фотоматериалы: Водопад, Универмаг, ГИБДД, Медсестра.
  7. “Современный толковый словарь Русского языка”, по одному на каждую группу.
  8. Таблица с демонстрацией способов образования слов
  9. Таблица с выводами, об образовании сложных слов, с помощью соединительных гласных.
  10. Листы А3, маркеры, краски (для выполнения творческой работы).
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

- Урок русского языка. Открываем тетради, записываем дату, предложение “Классная работа.”

На экране телевизора появляется фрагмент м/ф “Следствие ведут колобки”.

- Ребята вы узнали кто это?

На доске появляется текст телеграммы:

“Нас отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться. Помогите!”

- Ну что? Поможем?

- Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова.

(На доске появляется таблица “Новая тайна слова”)

- Итак, следствие ведут ученики 3 “Б”! В составе четырёх оперативных групп:

(Раздаю указатели с названием групп)

*Аналитики.

*Теоретики.

*Изыскатели.

*Сыщики.

- Напомним правила работы в оперативной группе.

(На доске по мере называния появляются таблицы с правилами):

1. Работать дружно, не ссориться, подготовить отвечающего.

2. Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.

3. Отвечать чётко, лаконично.

4. Члены группы могут дополнить ответ.

- Итак, уважаемые коллеги, к расследованию готовы?

 

 

 

- Да! Это Колобки-сыщики.

 

 

- Да!

 

 

 

 

 

Дети хором проговаривают названия групп.

 

Дети по очереди называют правила.

 

 

 

 

Да!

2. Каллиграфическая минутка:

(звучит музыка из м/ф “Следствие ведут Колобки”)

- Нам прислали фоторобот первого подозреваемого.

(Прописываю букву “Ш”)

- Назовите её особые приметы.

 

-Назовите её сообщников.

- Почему?

- Пока о подозреваемых ничего сказать не можем, но эти данные могут нам пригодиться.

(Вывешиваю табличку )

 

 

 

 

- Это буква “Ш”Буква “Ш” согласная, обозначает 1 звук [ш], он парный, глухой и всегда твёрдый.

- Буквы “Ц” и “Ж”.

- Эти буквы тоже согласные, обозначают один звук и он всегда твёрдый.

3. Определение этапов урока:

- Коллеги, чтобы следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования.

(Появляется таблица с переставленными этапами урока):

  1. Итог расследований.
  2. Открытие новой тайны слов.
  3. Помощь пострадавшим.
  4. Сбор необходимой информации.
  5. Наблюдение за подозреваемыми.
  6. Немного творчества.
  7. Д/З.

- В какой последовательности будем вести следствие?

Дети предлагают свою последовательность этапов урока:
  1. Сбор необходимой информации.
  2. Наблюдение за подозреваемыми (словами).
  3. Открытие новой тайны слов.
  4. Помощь пострадавшим.
  5. Немного творчества.
  6. Итог расследования.
  7. Д/З.
4. Актуализация опорных знаний:

Соберём необходимую информацию о слове, для этого разберём слова по составу и вспомним, как они могут образовываться. Итак, группы получают задания. На выполнение задания даётся 3 мин.

Задание:

1. Разобрать слово по составу.

2. Определить, как оно образовано: от какого корня, с помощью чего?

3. Подготовить ответ.

Группа №1 – “лесник”,

Группа №2 – “пробег”,

Группа №3 – “походный”,

Группа №4 – “школы”.

- Как же могут образовываться слова?

 

 

- Кто же сможет уточнить цель расследования?

Физминутка: А не размяться ли нам, коллеги?

(Звучит музыка из м/ф – дети выполняют упражнения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёты групп.

- С помощью:

1. приставки,

2. суффикса,

3. приставки и суффикса.

4. ?

- Новый способ образования слов.

5. Наблюдение.

Итак, начинаем наблюдение за подозреваемыми. Всё, что вы увидите, будем записывать, но у оперативников не может быть ошибок в записи, поэтому без объяснения ничего не пишем, договорились?

(На доске появляются фотоматериалы: водопад, универмаг, ГИБДД, медсестра).

- Прочитайте то, что вы увидели.

- Это подозреваемые, каждая группа работает со

своим подозреваемым, собирает улики. (5 мин.)

(Раздаю задания группам):

1. прочитать слово.

2. найти его в словаре.

3. подумать, как оно образовано:

а) от каких слов, записать их.

б) какую часть у слов взяли для образования.

в) каким способом получили слово.

4. Подготовить выступление.

Группа №1 – “водопад”,

Группа №2 – “универмаг”,

Группа №3 – “медсестра”,

Группа №4 – “ГИБДД”.

(После выступления каждой группы, появляется слово “сложили”, “соединили”)

 

 

 

 

Дети объясняют каждое слово, записывают его в тетрадь.

Дети читают.

 

 

 

 

Отчёты групп:

1группа – водопад, соединили корни “вод” и “пад”.

2группа – универмаг, соединили части “универ” и “маг”.

3группа – медсестра, соединили часть “мед” и слово “сестра”.

4группа – ГИБДД, взяли первые буквы слов и составили слово.

6. Открытие.

- Мы выслушали результаты расследований каждой группы, собираем оперативный совет.

-Уважаемые коллеги, каким способом образованы все слова?

- Попытаемся раскрыть под каким названием они скрываются?

- Итак, какую же тайну слов мы открыли?

- Дополняем схему образования слов:

4. сложением.

(Звучит музыка из м/ф)

Физминутка.

 

 

Соединением или сложением.

Сложные.

Бывают сложные слова, они образуются сложением.

7. Работа над темой:

- Сколько, по-вашему, способов образования сложных слов существует?

- Наша задача расследовать 1 из них, когда части подозреваемых соединяются с помощью букв.

- Но прежде придумаем этим буквам название. Если они соединяют части слов, как они могут называться?

- Гениально!

- Итак, за работу! Группы, получите задания:

(каждая группа получает набор из 3 слов)

Группа №1 – “снегокат, зверолов, самолёт”

Группа №2 – “камнепад, пылесос, мореход”

Группа №3 – “птцеферма, мышеловка, птицелов”

Группа №4 – “водопровод, сороконожка, паровозик”.

Задания:

Подумать, от каких слов образовано слово.

Выделить корни.

Подчеркнуть соединительную гласную.

Обозначить звук, предшествующий соединительной гласной цветным карандашом (синим, зелёным, красным), подумать, что общего у звуков, предшествующих соединительной гласной.

Сделать вывод.

Подготовить ответ.

(работа в группах 5 мин.)

Во время выступления групп появляются опоры-выводы:

Соединительная “о”, если первый корень сложного слова оканчивается на твёрдый согласный

Соединительная “е”, если первый корень сложного слова оканчивается на мягкий согласный.

Соединяться могут корни слов, а могут и основы.

Если первая основа оканчивается на “только твёрдый” согласный звук [ж, ш, ц] пишется соединительная “е”.

- Уточним. В своих выступлениях представители групп говорили о корнях и основах. Как будет точнее, почему?

 

 

- Соединялись ли слова какими-нибудь другими буквами кроме “о”, “е”?

- Итак, в результате проведённого расследования мы раскрыли новую тайну слов, узнали новый способ их образования, к каким выводам мы пришли?

(На экране появляются выводы:1, 2, …5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сравните свои выводы с выводами учебника с. 39, 40.

- Что можете сказать, коллеги?

Много.

 

 

 

- Соединительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёты групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Более точное определение “основа”, т.к. корень – это часть основы.

 

 

Нет.

Слова могут образовываться сложением основ.

Соединительными могут быть лишь буквы “О”-“Е”, других не бывает.

Если первая основа оканчивается на твёрдый согласный – пиши “о”.

Если первая основа оканчивается на мягкий согласный – пиши “е”.

После “ж, ш, ц” - пиши соединительную “е”.

 

 

 

Ответы детей.

8. Самостоятельная работа.

(звучит музыка из м/ф, на доске появляется сообщение “ПОМОГИТЕ!”)

-Уважаемые коллеги, произошла катастрофа:

Несколько сложных слов попали в мир обычных слов помогите их вернуть домой с. 39, упр. 89. Попытайтесь справиться самостоятельно за 3 мин.

-Проверим.

 

 

 

 

 

 

“Пароход” - сложное слово, т.к. состоит из двух основ, соединительная гласная “о”, т.к. первая основа - твердая.

“Мореход” - …(аналогично).

9. Творческая работа.

- А теперь немного творчества! Создадим проект. Каждая группа придумает неожиданное сложное слово с соединительной гласной. Нарисует как выглядит предмет называемый этим словом, грамотно подпишет свой рисунок. Отвечающий объяснит как образовалось это слово(7 минут).

Группа №1 – фантастическое животное.

Группа №2 – приспособление для учеников.

Группа №3 – приспособление в помощь маме.

Группа №4 – приспособление для уборки школьного двора.

Защита проектов.

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в группах.

 

 

 

Дети защищают свои проекты.

10. Итог урока:

-Итак, коллеги, наше расследование подошло к концу.

-Какие новые открытия вы совершили?

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

-А для чего, по-вашему, нужны сложные слова?

-Какие этапы расследования показались наиболее интересными?

- У кого появилось желание глубже изучать родной язык, открывать его тайны?

 

 

Существуют сложные слова.

Они образуются сложением двух основ.

Если первая основа мягкая, то соединительная “е”.

А если первая основа твёрдая, соединительная “о”.

Если первая основа оканчивается на всегда твёрдые “ш, ж, ц”, то соединительная “е”.

Ответы детей.