Тема по алгоритмизации для учащихся 2-х классов "Что такое сочинитель? Что такое исполнитель? Что такое репертуар исполнителя?"

Разделы: Информатика


План:

  1. Что такое сочинитель? Что такое исполнитель?
  2. Чем отличается мальчик Вася от робота Васи?
  3. Что такое репертуар исполнителя?Чей репертуар лучше?

1.Что такое сочинитель? Что такое исполнитель?

Сочинитель – тот, кто придумывает алгоритмы. Исполнитель – тот, кто их исполняет.

Сочинять алгоритмы может только человек. А исполняют их всевозможные машины: компьютер, робот, станок, луноход, спутник и даже некоторые механические игрушки.

Между сочинителем и исполнителем огромная разница.

Сочинитель это творец. Его разум и вдохновение позволяет создавать умные алгоритмы, которые управляют полетом ракет, предсказывают погоду и делают много других полезных вещей. Дело же исполнителя точно и безропотно исполнять команды алгоритма.

Сочинитель – это человек.

Исполнитель – это машина.

Задание – составить алгоритм для робота “Купи себе мороженое”, зачертить блок – схему в тетрадь. (учесть то, что алгоритм составляется для робота)

2.Чем отличается мальчик Вася от робота Васи?

Давайте теперь разберем “Чем отличается мальчик Вася от робота Васи?”

Мальчик Вася, ученик школы, умеет многое: играть в футбол, ходить в кино, драться с Петькой, есть пирожки и учить уроки. А робот Вася ничего этого делать не умеет. Он не умеет есть и пить, дразнить девчонок и ходить в школу. Он не может свистеть и кричать, визжать от восторга и удирать от погони. Он не способен прыгать на одной ножке и стрелять из рогатки. Единственное, что он знает это те команды, которые запечатаны в его электронных мозгах. Точное выполнение этих команд - его единственная обязанность.

Если мы хоть чуть – чуть изменим вызубренную им команду – он нас не поймет и откажется повиноваться.

Бедный робот Вася ему не позавидуешь! Он обречен всю жизнь, до самой смерти (пока не остановиться его механическое сердце, сделанное из металлических клапанов, винтиков и шпунтиков) выполнять свои команды, с помощью которых творец – сочинитель навеки запрограммировал его поведение.

Выполнение задания – ученики в роли роботов.

Вызывается один ученик к доске, другой ученик начинает давать ему команды. Ученик должен выполнять только те команды, которые ему дают.

1 ситуация:

  • шаг влево
  • шаг вправо
  • шаг назад
  • шаг вперед
  • шаг вверх (подпрыгнуть)
  • шаг вниз (присесть)

2 ситуация:

  • шаг вперед
  • шаг назад
  • повернуться направо
  • повернуться налево
  • шаг вверх (подпрыгнуть)
  • шаг вниз (присесть)

3.Что такое репертуар исполнителя?

Исполнители бывают разные. Самый простой исполнитель – реле, который включает прожектор освещающий памятник Пушкину.

Исполнитель под названием “реле” может выполнять всего две команды:

  1. включи прожектор,
  2. выключи прожектор.

Исполнитель Ванька – Встанька тоже знает две команды: “ложись” и “Встань”. Если ему скомандовать “Беги” - он пропустит такой приказ мимо ушей, просто потому – что он не умеет бегать. Это значит, что команда “беги” не входит в его репертуар.

Если в театре можно посмотреть 30 пьес – говорят, что эти пьесы составляют его репертуар.

Если в репертуар певицы составляют 17 песен, значит со сцены она сможет спеть только 17 песен, а 18-ю она не сможет спеть, т.к. еще ее не выучила.

Точно так – же и робот – исполнитель. В его репертуар входят только те команды, которые он выучил, а точнее, которые запрограммированы в его электронных мозгах.

Репертуар исполнителя – это набор команд, которые исполнитель может выполнять.

Повторить задание с прошлого урока - вызывается один ученик к доску, другой ученик начинает давать ему команды. Ученик должен выполнять только те команды, которые ему дают.

“Чей репертуар лучше?”

Рассказ о том как два робота поспорили, чей репертуар лучше.

Жили - были два загадочных друга, два исполнителя, два робота – Коля и Степа. Жили они в Шахматной стране, где как известно, вся земля поделена на клетки. Каждый робот целиком умещается в одной клетке и может ходить из клетки в клетку лишь по определенным правилам. Колю будем обозначать кружком, а Степу – стрелкой.

Про Колю знает каждый пес: он круглый, как тарелка.

Куда направлен Степин нос, показывает стрелка.

И начали роботы спорить. Чуть до драки не дошли! “У меня репертуар замечательный! Самый лучший!” – кричит Коля. Но и Степа не сдается: “Много ты понимаешь! У меня в сто раз лучше!” оба врут, конечно. Потому что у обоих, если честно, репертуар слабенький. Коля умеет исполнять четыре команды: шагни вправо, шагни влево, шагни вверх, шагни вниз. А Степа выучил только две команды: шагни вперед, повернись направо.

Услышав команду, шагни вправо, Коля делает ровно один шаг и переходит в соседнюю клетку справа. По команде шагни влево он делает один шаг влево. Команда, шагни вверх, перемещает его в соседнюю верхнюю клетки. Шагни вниз – и Коля спускается вниз на один шаг.

А у Степы совсем другие правила. Выполняя команду, шагни вперед, Спета, делает один шаг вперед и тоже переходит в соседнюю клетку. Но в какую? Это зависит от того, куда смотрит его нос, т.е. от направления стрелки. Если стрелка направлена вниз – Спета, опустится в нижнюю клетку, если вверх – поднимается в верхнюю и т.д. услышав команду, повернись налево, Спета, не покидая клетки, поворачивается налево.

Задание: выходит к доске один учение и выполняет только те команды, которые задает ему другой ученик:

1 ситуация: (для одного ученика)

  • шаг влево
  • шаг вправо
  • шаг вверх (подпрыгнуть)
  • шаг вниз (присесть)

2 ситуация: (для другого ученика)

  • шаг вперед
  • повернуться налево

Выполнение заданий.

На доске нарисован квадрат 3х3 (отдельный для кружка и стрелки), один кружок и одна стрелка. К доске выходит один ученик, другой начинает задавать ему команды:

для кружочка:

  • шаг влево
  • шаг вправо
  • шаг вверх (подпрыгнуть)
  • шаг вниз (присесть)

для стрелочки:

  • шаг вперед
  • повернуться налево

Вывод: чей репертуар лучше?

 Дополнительное задание: “Дойди до доски”, “Сотри с доски”. Команды: стань, повернись, остановись, подними руку, положи предмет, вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз.