Цели и задачи урока «Работа над ошибками»:
- Разобрать, проработать погрешности, допущенные в контрольной работе.
- Сформировать умение работать в роли проверяемого и проверяющего.
- Формировать умение систематизировать и обобщать, закреплять и проводить анализ по данной теме.
- Научить правильно относиться к ошибке, умело и грамотно ее использовать.
Выделим основные компоненты урока:
- Консультация;
- Коррекция знаний и умений;
- Диагностика результатов;
- Оценочная деятельность.
В начале урока(15минут) учащиеся делятся на две группы:
- первая - учащиеся, получившие за контрольную работу «4» и «5»;
- вторая –«3» и «2».
Первая группа работает в парах, в тройках: отличник плюс хорошист, отличник плюс два хорошиста. Вначале в этих группах идет работа над ошибками, допущенными хорошистами, затем они вспоминают все правила, которые применяются при выполнении всех заданий. Заключительный этап их совместной работы - составление аналогичных заданий, предлагаемых в контрольной работе, которые потом будут использованы хорошистами, когда они будут работать в роли консультантов.
Параллельно идет работа учителя со второй группой учащихся. Учитель подробно останавливается на часто встречающихся ошибках данной темы, допущенных этой группой учащихся. Идет беседа между учителем и учеником, ответы на вопрос «А почему?», причем не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся (задача учителя научить задавать вопросы). Прорешивается каждое задание, но не из контрольной работы, а аналогичное ему, в конце которого учитель обязательно делает вывод.
В основной части урока (20 минут), идет перераспределение обязанностей: «хорошисты» становятся консультантами для «троечников» и «двоечников», у которых идет работа в парах и тройках. Сколько бывает радости у заядлого «троечника», когда он попадает в разряд консультантов.
Основная цель их совместной работы - провести работу над допущенными ошибками в контрольной работе: консультируемый решает, проговаривает правила, применяемые при решении заданий, задает вопросы по непонятым темам; консультант анализирует, отвечает на вопросы, предлагает аналогичные задания, проверяет их, оценивает работу над ошибками.
Работа консультанта оценивается учителем в зависимости от понимания материала их консультируемого (индивидуальные способности консультируемого учитель учитывает).
«Отличники» получают творческое задание, чаще всего им предстоит поработать над составлением заданий «со звездочкой» по данной теме. Некоторое время ученики работают самостоятельно, затем объединяются в группу и под руководством учителя, а чаще сами, объединяют свои наработки, идеи и получают интересные, а порой очень оригинальные задания. Эти задания могут быть использованы учителем для работы с учащимися - участниками олимпиад, для индивидуальной работы на уроке, в контрольных работах в параллельных классах (как дополнительные задания).
В конце урока подводится итог, в журнале появляется очередной столбик оценок, причем, на ряд выше предыдущих и обязательно, всем классом, прорешиваем самую интересную задачу урока, составленную творческой группой.
Итогом урока является тщательно проработанная и усвоенная тема.
Т.о. урок работы над ошибками позволяет индивидуально и дифференцированно подойти к процессу обучения. У учащихся формируется умение делать самоанализ, умение работать в группах, умение применять полученные знания на практике.