Цели урока:
- Обучающая - понятия о соединениях деталей
- Воспитательная - формирование интереса к учению
- Развивающая - развитие технического и образного мышления
Краткое содержание теоретической части урока:
- Общие сведения о соединениях деталей.
- Изображение и обозначение резьбы.
Оборудование: Учебные таблицы, индивидуальные карточки-задания для опроса.
Практическая работа на уроке:
- виды соединений деталей;
- изображение резьбы и обозначение её на чертежах.
Ход урока
1. Обобщение (краткое) знаний:
Вопрос к учащимся: 1. Что такое чертёж?
2. Назначение (т.е. для чего выполняют чертежи?) – по чертежу судят о форме и размерах деталей, материале из которого она изготавливается, т.е. в чертежах содержится вся информация необходимая для изготовления и контроля деталей).
2. Для чего изготавливаются детали?
Они изготавливаются для того, чтобы работать в механизмах различных машин. А для того, чтобы из деталей собрать какое-либо изделие (механизм), их нужно образом соединить.
Итак, тема урока: “Соединение деталей. Изображение и обозначение резьбы на чертежах”
Соединения, многократно встречающиеся в механизмах машин, называют типовыми.
ГОСТом определены формы, размеры и условные обозначения деталей, входящих в соединения. Стандартизация даёт возможность взаимозаменяемости деталей, т.е. детали, соответствующие стандартам, могут быть заменены аналогичными. (Примеры: лампочка, перегоревшая в люстре, заменяется на новую; сломанная деталь в машине и т.д.)
Следовательно, детали в механизмах образуют соединения. Учащимся предлагается назвать примеры соединений, с которыми они встречались в повседневной жизни, на уроках труда (одежда – состоит, сшита из отдельных элементов; джинсы – заклёпки; банки с закручивающимися крышками).
По таблицам (названия заклеены) приводятся примеры соединений.
Все виды соединений объединены в 2 основных группы: разъёмные и неразъёмные..
Определения (устно); по таблицам учащимся предлагается выбрать соединения, относящиеся к каждой из групп.
В тетрадях учащиеся записывают:
Разъёмные – это соединения, которые
можно разобрать, не разрушая деталей или
скрепляющих их элементов.
|
Неразъёмные – это соединения, которые
нельзя разобрать, не разрушив деталей или
скрепляющих их элементов.
|
Вопрос к учащимся: каким общим признаком можно объединить болтовые, шпилечные, винтовые соединения? – это резьба, т.е. разъёмные соединения делятся на резьбовые и нерезьбовые.
Краткая характеристика и демонстрация моделей некоторых соединений.
- Шпоночные – предназначены для закрепления вращающихся деталей (колёса, втулки) на валах или осях.
- Шпилечные – для присоединения одной или нескольких относительно плоских деталей к другой – массивной.
- Болтовые – для присоединения деталей, в которых выполняются сквозные отверстия.
- Трубные – для (в трубопроводах) передачи воды, воды, газа, воздуха и т.п.
- Штифтовые – с помощью штифта фиксируется взаимное расположение деталей или предупреждается возможность перегрузки соединения. (отверстие под штифт сверлится одновременно во всех соединяемых деталях).
Значительное место занимают резьбовые соединения. Они очень разнообразны и широко применяются в быту и технике.
Учащимся предлагается привести примеры.
Перед классом поставлен вопрос: что же представляет собой резьба? Решается он с помощью примеров, являющихся наиболее характерными представителями винтовой линии – штопор, сверло.
Как же получается винтовая линия?
Объяснение.
Если вырезать из бумаги прямоугольный треугольник АВС и обернуть его вокруг цилиндра так, чтобы его катет АВ, равный развёрнутой окружности цилиндра, уложился на ней, то гипотенуза АС образует винтовую линию – один её виток.
Катет ВС – шаг (р) винтовой линии (рис 1.).
Получить представление о цилиндрической винтовой линии можно также, проделав следующий опыт (объяснение по модели):
Если вращать цилиндр, то резец(маркер) опишет на поверхности цилиндра окружность. Если перемещать резец (маркер) вдоль неподвижного цилиндра, то он прочертит на поверхности цилиндра одну из его образующих.
Наконец, если придать одновременно вращательное движение цилиндру и поступательное (вдоль оси цилиндра) движение резцу(маркеру), то в результате этих двух одновременных движений маркер опишет по поверхности цилиндра винтовую линию. Если пройти резцом (маркером) ещё раз по этой винтовой линии, углубляясь в тело вала (цилиндра), получим винтовую нарезку, называемую резьбой.
Из истории.
Винтовая линия (поверхность) была известна человеку с очень давних времён. Ещё в Древнем Египте применялось водоотливное приспособление, представляющее собой гладкое бревно с прикреплёнными на него на его поверхности облегающими планками, образовывавших спираль. При вращении бревна вода по этой спирали поднималась верх.
В дошедших до нашего времени описаниях имеются сведения таком же винте, изобретение которого приписывае6тся Архимеду.(287-212 гг. до н.э.)
В Росси первое упоминание о резьбе встречается в “Регламенте об управлении Адмиралтейства и верфи” Петра І, в котором говорится о “должности резного мастера”, делавшего “всякие резьбы по чертежам, которые делает корабельный мастер”.
Усовершенствовал процесс нарезания резьбы замечательный русский изобретатель А.К. Нартов (1680-1756гг.), создав станок для нарезания винтов.
Определение. Резьба – поверхность, образованная при винтовом движении плоской фигуры по цилиндрической поверхности, т.е. образуются одинаковые по форме и размерам винтовые выступы и канавки.
По таблице рассмотреть различные виды резьб, которые отличаются профилем (формой выступов и канавок) Ноу всех типов резьб:
d –наружный диаметр, равный диаметру цилиндра,
на котором нарезана резьба;
d1 – внутренний диаметр, равный диаметру
между впадинами резьбы;
р – шаг резьбы – расстояние между двумя
соседними выступами, измеренное вдоль оси
цилидра.
Виды резьб:
М – метрическая;
G – трубная цилиндрическая;
Tr – трапециидальная;
S – упорная
Основной тип крепёжных резьб – метрическая (измеряется в мм) резьба.
Резьба может быть нарезана на стержне (наружная) и в отверстии (внутренняя). По таблицам краткое объяснение процесса нарезания этих резьб. Резьбу на чертежах обозначают условно. Вместо вершин профиля резьбы проводят сплошную основную линию, вместо впадин – сплошную тонкую. На тех видах, где резьба изображается окружностями, сплошную тонкую линию проводят в виде дуги, равной ? окружности, разомкнутой в любом месте (рис. 2, 3).
По условному изображению резьбы невозможно определить тип резьбы и её основные параметры, поэтому ГОСТы на резьбы предусматривают условные обозначения, в которых указывают тип резьбы, наружный диаметр, шаг.
М20х2
М – метрическая
20 – наружный диаметр (d, в мм)
2 – шаг (р, в мм), указывают только мелкий.
Учащимся предлагается плакат, по которому надо установить на каком изображении показан болт, а на каком – гайка и доказать справедливость своего утверждения (рис. 4).
Учащимся раздаются карточки, на которых необходимо начертить резьбу, нарезанную на стержне:
І в. – на всю длину
ІІ в. – на половину длины.
Обозначить:
Резьба метрическая, наружный диаметр 14 мм, с крупным шагом 2 мм.
3. Подведение итогов.
- Какие виды соединений рассмотрели?
- Резьба. Изображение (условно)
Задание на дом: §30, 31 (до п.31.3)