Урок математики во 2-м классе "Деление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Образовательные: ввести новое арифметическое действие – деление. Раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием умножения. Познакомить с соответствующей математической символикой. Рассмотреть частные случаи деления.
2. Развивающие: развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, творческое и логическое мышление.
3. Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетичческую отзывчивость, любовь к предмету.

Оборудование: кодоскоп, вырезанные монетки, сундук, шоколадные монеты, рисунок капитана Флинта.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разминка.

- Скажите быстро: сколько?
- Дней в неделе, из них выходных?
- Пальцев на ногах?
- Задних и передних лап у утки?
- Времён года, а весенних месяцев?
- Гномов у Белоснежки?
- Букв в названии нашей страны?
- Букв в названии птицы белобоки?
- Углов у стола, а если один отпилить, то сколько останется?
- Нужно раз отмерить, чтобы один раз отрезать?

3. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Молодцы! Я вижу, вы включились в работу, ведь сегодня предстоит найти клад, который согласно карте капитана Флинта, спрятан где-то здесь.

- А вы знаете кто такой капитан Флинт?

(Капитан пиратского корабля, обладатель несметных сокровищ. По свидетельству Джона Сильвера (штурмана корабля) золота и серебра на корабле было столько, что он чуть не пошёл ко дну…)

- А кто хочет найти клад? Будьте внимательны: удача улыбнётся только самым смелым, умным и нежадным!

4. Устный счёт.

Расшифруйте название книги Роберта Луиса Стивенсона, которая остаётся любимым чтением детей всего мира.

Р 25+25 О 5Ч2 В 92+8
О 2Ч5 Т 53+27 Щ 14+26
С 64+6 К 53+7 И 64+26
 
10 70 80 50 10 100   70 10 60 50 10 100 90 40
о с т р о в   с о к р о в и щ

(3 ученика от каждого ряда)

- Спасибо ребятам! А тот, кто заинтересовался, может прочитать вместе с родителями. В ней есть всё: пираты, морские приключения, поиски клада и многое другое.

Следующее испытание. - Капитан Флинт считал своих матросов так:

2, 4, 6, 8…
4, 8, 12, 16…
5, 10, 15, 20…

Найдите закономерность и продолжите ряд.

3 испытание.

- По рисунку составьте произведение и найдите его значение.

- Сколько всего жёлудей растёт на веточках?

- Проверка: 3Ч4=12

- Что обозначает каждое число в записи вашего произведения?

- Почему именно 3Ч4, а не наоборот?

4 испытание.

-В каждом ряду найдите по 3 числа, сумма которых равна числу в кружочке.

- Расположите ответы в порядке убывания и впишите под ответы буквы соответствующих примеров.

- Что получилось? (сундук)

- Давайте найдём сундук!

- Как быть? Клад - один, а нас – много! (разделить).

Беседа. – Приходилось ли вам когда-нибудь делиться?

Раздаются вырезанные монеты по 10 штук на парту.

5. Работа в парах.

- Посчитайте, сколько у вас монет? Разложите, пожалуйста, эти 10 монет в группы по 2 монеты в каждую. Определите, сколько получилось таких групп? (5 групп по 2 монеты)

- А теперь разложите 10 монет в группы по 5 монет. Сколько групп? (2 группы по 5 монет)

- Какими словами можно заменить слово «разложить»?

6. Определение темы и целей урока.

- Кто догадался, какая тема урока?

(открыть название темы «ДЕЛЕНИЕ»)

- А чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Учиться делить и решать задачи на деление.

(Дети рисуют задачи, разделяя монеты вертикальной чёрточкой)

- А как быть, если в задаче используются большие числа?

В математике существует специальный знак деления, кто знает какой?

(Запись решения задач).

Вывод: Чтобы 10 разделить на 5, нужно узнать, сколько раз по 5 содержится в 10. Чтобы 10 разделить на 2, нужно узнать, сколько раз по 2 содержится в 10.

7. Физкультминутка.

«Вперёд четыре шага, назад четыре шага,
Ручками похлопали, ножками потопали,
глазками помигали, вокруг себя попрыгали»
(Дети выполняют упражнения с ускорением)

8. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в учебнике.

Сделайте рисунок и запишите решение задачи.

Проверка на кодоскопе.

- Давайте обведём наши группы замкнутыми линиями и сравним получившийся рисунок с моим на доске, а так же – решения.

- Что заметили?

- Верно, там мы собирали, умножали 3Ч4=12, а здесь мы распределяли, делили 12:3=4

- Какой вывод можно сделать? (Операция деления обратная операции умножения)

а : в = с                с x в = а

Разделить число а на в это значит подобрать такое число с, которое при умножении на в даёт а.

9. Вторичное закрепление.

Решение задачи (кодоскоп)

У капитана Флинта есть книга, в которой 14 страниц. В день он прочитывает по 2 страницы. Через сколько дней он дочитает её до конца?

- Как по-другому сказать, что нужно узнать для решения задачи? (сколько раз по 2 содержится в 14?) (Рисунок и решение дети выполняют самостоятельно с последующей проверкой на кодоскопе)

10. Домашнее творческое задание.

Придумайте свой пример на деление, сделайте к нему рисунок. А ещё через два урока ответьте: какая буква должна стоять вместо знака?

2 + 5 С
2 Ч 3 П
7 – 5 Р
12 : 2 ?

11. Итог:

- Что нового узнали на уроке?

- Что значит разделить а на в?

- Что можно сказать об операции деления и умножения?

- А что мы не сделали? (не нашли клад!)

(Дети ещё раз просматривают сундук и находят во втором дне шоколадные монеты достоинством в 5 рублей)

- Как быть? Клад – один, а нас – много? - РАЗДЕЛИТЬ! (дети делят всем по 3 монеты).

- Спасибо всем за урок и помощь.