Цель игры: формирование механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Задачи:
Необходимые материалы:
- листы бумаги А4 разного цвета (всего 6 цветов);
- карточки тех же цветов (для каждого участника);
- круги из цветной бумаги диаметром 20 см (тех же 6 цветов);
- круг из ватмана диаметром 60 см, на котором написано “Здоровье учащегося”;
- карточки, на которых написаны роли участников (“педагоги-предметники”, “классные руководители”, “администрация”, “специалисты”, “родители”, “учащиеся”);
- ручки, фломастеры.
Время проведения игры: 1,5 часа.
Подготовка зала: В зале стоят 6 столов и стулья вокруг них. Должен быть стенд для демонстрации рабочего материала, хорошо просматриваемый со всех мест. На столах лежат листы А4 разного цвета и бумажные круги, тех же цветов.
СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
1 часть. Подготовительная.
Начало игры:
При входе в зал каждый участник педсовета случайным образом получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садиться за стол, на котором лежат того же цвета листы А4 и круг. (Случайное распределение участников в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между педагогами разных методических объединений).
Всего 6 столов, вокруг которых рассаживаются участники игры.
Знакомство с темой и проблемой.
Ведущий: Уважаемые коллеги!
Предлагаю вам принять участие в деловой игре. Этой игре мы дали название “Взаимодействие”, так как она ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в деле сохранения здоровья школьников.
Ни для кого не секрет, что школа практически всегда воспринималась как источник негативного влияния на здоровье обучающихся. В разное время медики, педологи, валеологи и другие специалисты в качестве причин влияющих на здоровье детей называли самые разные, в том числе отсутствие свежего воздуха, малоподвижный образ жизни, большие интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки. В 1990-е годы, мониторинг физического развития школьников Москвы в очередной раз выявил негативные изменения в физическом статусе детей. Отмечалось, что это в большей мере касается детей, обучающихся в гимназиях, лицеях и т.д. В этих школах “нагрузка настолько высока, что в 5-9 классах почти в 5 раз по сравнению с массовыми школами отмечаются клинически выраженные вегето-сосудистые заболевания, неврологические расстройства. Установлено, что при интенсификации учебного процесса уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и заболевания органов пищеварения, нарушения зрения, осанки, стопы.
Как же сохранить здоровье школьника? Кто из участников образовательного процесса может повлиять на решение этого вопроса? Об этом мы будем говорить в ходе деловой игры “Взаимодействие”.
Распределение ролей в группах:
Ведущий: Итак, чтобы наша работа была более слаженной, мы сначала распределим обязанности в группах. И я попрошу в группах выбрать:
- лидера, который будет осуществлять общее руководство и будет выступать от имени всей группы;
- лидер выбирает секретаря, который будет записывать идеи группы;
- секретарь выбирает таймера, который будет осуществлять контроль за временем;
- всех остальных членов групп мы попросим быть генераторами идей.
2 часть. Актуализация проблемы.
Ведущий. Сегодня в ходе деловой игры мы попытаемся проанализировать нашу работу в школе с точки зрения заявленной темы и выработать общие действия, по решению возникающих проблем.
1) И на первом этапе работы давайте определим: какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный ученик. За 6 минут я порошу обсудить это в группах и написать на первом цветном листочке 5 наиболее важных качеств идеального ученика.
Таймеры, засекайте время 6 минут.
Презентация материалов от каждой мини-группы: лидеры по-очереди выступают и вывешивают характеристику ученика на стенд в 1 ряд.
Ведущий.
2) Прошло время, и наши ученики выросли, стали самостоятельными взрослыми людьми. Обсудите в группах, какими качествами должен обладать современный человек и на втором цветном листе напишите 5 качеств, характеризующих успешного современного человека.
Таймеры, следите за временем – на работу дается 6 минут.
Лидеры от каждой группы выступают, выходят к стенду, вывешивают характеристику под первой характеристикой и … не уходят.
Ведущий. А теперь сравните характеристики ученика и взрослого. Соответствуют ли качества, которые мы воспитываем в ученике, тем качествам, которые мы хотим видеть у взрослых людей?
Лидеры выступают с анализом характеристик.
Ведущий: И мы видим, что все отметили: одно из самых важных качеств, которым хотелось бы, чтобы обладал каждый человек – это здоровье.
“Береги здоровье смолоду” - гласит народная пословица.
Как же сберечь здоровье наших учащихся? И какова в этом роль людей, обучающих и воспитывающих детей. А сами школьники, ответственны ли за свое здоровье?
3 часть. Формирование подходов к решению проблемы.
Ведущий. Каждый из нас проблемы школы рассматривает со своей профессиональной позиции: педагога, психолога, завуча, медицинского работника и т.д. Но иногда бывает полезным выйти за рамки своей позиции и рассмотреть проблему с другой точки зрения.
Перед следующим упражнением давайте распределим, какую категорию участников образовательного процесса будет представлять каждая группа.
Лидеры берут одну из карточек:
- учащиеся;
- родители;
- педагоги-предметники;
- классные руководители;
- специалисты (социальные педагоги, психологи, медицинский работник);
- администрация.
Ведущий.
1) Вверху цветного круга, который лежит на ваших столах, напишите, кого вы будете представлять (то, что у вас написано в карточке).
И теперь каждая группа с обозначенной позиции, пусть обсудит, что она может сделать для сохранения здоровья школьников?
Просьба записать в кружок конкретные методы, подходы, приемы обучения и воспитания, мероприятия (не надо общих фраз).
Таймеры следят за временем – 10 минут.
2) Обсудите степень включенности каждой группы в процесс сохранения здоровья конкретного учащегося. Подумайте, надо ли вам взаимодействовать с другими группами, чтобы сохранить здоровье ребенка. Если “Да”, то с кем?
Таймеры следят за временем – на обсуждение 3 минуты.
Лидеры от каждой группы читают то, что решила группа. Вывешивают свой кружок на круг: “Здоровье учащегося” в соответствии с решением группы. ( См. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Ведущий. Итак, по этой композиции мы видим, что участники учебного процесса заботятся о сохранении здоровья каждого школьника, и могут взаимодействовать друг с другом.
И чем больше каждый из нас заботится о здоровье учащегося, тем меньше места случайностям, которые могут навредить здоровью ребенка. Если классные руководители проводят классные часы о правилах дорожного движения, то есть вероятность, что будет меньше травм на дорогах. Если родители покупают обувь с нескользкой подошвой, то вероятность упасть и сломать что-нибудь будет меньше. Те ребята, которые участвуют в тренинге развития коммуникативных качеств, более комфортно чувствуют себя в коллективе, и, соответственно, у них ниже психоэмоциональное напряжение в школе, что ведет к психическому здоровью. И т.д.
Конечно, надо отметить, что за сохранение здоровья учащихся отвечают все участники образовательного процесса. И успех зависит во многом от степени взаимодействия всех.
На этом наша деловая игра подходит к концу, и я попрошу вас выйти из роли и стать самими собой: педагогами, администраторами, классными руководителями, специалистами. Внимательно посмотрите и проанализируйте то, что предложили ваши коллеги, взглянув на проблему с вашей профессиональной позиции.
Подумайте, какие идеи необходимо воплотить в жизнь в нашей школе. Запишите свои предложения и пожелания на листочках, полученных при входе в зал.
Таймеры – 5 минуты.
Выступления желающих, обсуждение.
4 часть. Заключительная.
Ведущий предлагает участникам деловой игры высказаться: что понравилось, что в процессе игры вызвало трудности, какие эмоции вызвала эта игра?
Ведущий собирает листочки участников, на которых они записали предложения и пожелания, для дальнейшего анализа.