Правила игры: выбирают 6 пар участников. Один из пары является непосредственно участником, а другой его ассистентом. Участники игры отвечают на вопросы, поднимая карточку с цифрой, указывающей ответ. Если участник отвечает правильно, то он получает один балл. Если его ответ верный и совпадает с ответом ассистента, то кроме заработанного балла, участник получает ещё и звезду. После каждого тура участник, набравший меньшее количество баллов и звёзд, выбывает из игры вместе со своим ассистентом.
Оборудование:
- портреты математиков;
- 12 комплектов цифр от 0 до 4 по количеству игроков;
- набор звёзд из цветной бумаги.
Структура урока:
I.Организационный момент:
- Представление игроков и их ассистентов;
- Краткое сообщение о правилах и ходе игры.
II. Ход игры:
I тур игры:
1.Часть. На доске портреты математиков под номерами: С.Ковалевская(1), К.Гаусс(2), Н.И.Лобачевский(3), Виет(4).
Вопрос: Кто из математиков сказал: “Математика – царица всех наук”?
Ответ: К. Гаусс(2).
Вопрос: Кому из математиков принадлежат строки:
“Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце твоём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своём неизменном,
Рок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню в груди”
Ответ: С. Ковалевская(1).
Вопрос: Из факта недоказуемости Евклидовой аксиомы о параллельных, он сумел сделать далеко идущие выводы. Эти выводы явились поворотным пунктом в развитии математического мышления XIX столетия и выразились в создании им особой геометрии, названной его именем. Она является более общей, чем геометрия Евклида. По отношению к этой геометрии геометрия Евклида является только частным случаем.
Ответ: Н. Лобачевский(3).
2.Часть. На экране или плакате имена математиков: О. Хайям(1), М.В.Ломоносов(2), Пифагор(3), Фалес(4).
Вопрос: Среди этих имён вы узнаете имя выдающегося математика, купца, путешественника и философа, которому принадлежат первые доказательства геометрических теорем. Назовите его имя.
Ответ: Фалес(4).
Вопрос: Кто из этих математиков сказал: “Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит”?
Ответ: М.В.Ломоносов(2)
Вопрос: Кому принадлежат строки:
“Чтоб мудро жизнь прожить знать надобно не
мало
Два важных правила запомни для начала.
Ты лучше голодай, чем, что попало есть.
И лучше будь один, чем вместе с кем попало”?
Ответ: О. Хайям(1).
II тур игры: Составить квадратные уравнения, имеющие корни из данных чисел: 2; 5; 8; 6; -3; -4.
В III тур переходят участники, составившие большее количество уравнений.
III тур игры: Вниманию учащихся предлагаются геометрические фигуры: параллелограмм(1); прямоугольник(2); квадрат(3); ромб(4).
Вопрос: Верно ли расположены фигуры в порядке расширения свойств фигур? Если нет, то какие фигуры нужно поменять местами?
Ответ: 4; 3.
Вопрос: Какой из многоугольников не является выпуклым?
Ответ: 0
Вопрос: Какая из этих фигур обладает многими свойствами и имеет общее совершенство формы?
Ответ: 3
Финал. Написать фамилии известных математиков, содержащих одну из букв слова “теорема”. Например:
III. Подведение итогов и награждение.