Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. Окружающий мир; УМК "Гармония", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Ход урока

I. Организационный момент. (приложение №1)

Учитель:

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по планете Земля.

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа (работа по карточкам).

«Составить схему круговорота воды в природе» - 3 ученика читают задание и выполняют.

КАРТОЧКА

Используя изображённые детали, составьте схему круговорота воды в природе.

Стрелками синего и красного цвета покажите:

А) испарение воды с поверхности моря;
Б) перенос облаков ветром;
В) выпадение осадков;
Г) просачивание воды под землёй;
Д) сток подземных вод.

(Все остальные дети отвечают на вопросы)

Фронтальный опрос.

Учитель:

- Почему воду называют «вечной путешественницей?»

- Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода. В природе вода существует в 3-х состояниях).

- От чего зависит различное состояние воды? (от температуры)

- Из чего состоят облака? (Облака состоят из капелек воды. Тёплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и лёгкие. Холодный воздух тащит их вниз- вверх, пока не сольются в крупные капли).

- Вода попадает в моря и океаны во время дождей. Как ещё они пополняются водой?

- При каких условиях лёд становится водой?

- По реке весной плывут льдины разных цветов - одни тёмные, другие светлые. Как вы думаете, какие льдины занимали в городе, а какие за городом?

- В каких состояниях может находиться вода в природе? Приведите примеры.

- Обратите внимание, ваши одноклассники составили схему круговорота воды в природе. Давайте послушаем и оценим их работу…

- Молодцы, ребята! С заданием справились все, можно отправляться в путь. Давайте улыбнемся, друг другу, а солнышко подарит нам солнечных зайчиков.

Упражнение для глаз. (Учитель пускает солнечных зайчиков, а учащиеся следят глазами за их движением).

3. Объяснение нового материала.

1. Образование почвы.

Учитель:

- Я предлагаю вам сегодня стать исследователями. Мы продолжим изучение нашей планеты. (Распределение класса по лабораториям. В лаборатории есть научный руководитель и лаборанты. Лаборанты проводят исследования, а руководитель отвечает за проведённую работу).

Учитель:

- Планета Земля, на которой мы живём, не одинока. Она живёт в семье, которая имеет своё название – Солнечная система.

- Какие же братья и сёстры есть у нашей Земли. Какие планеты входят в Солнечную систему?

(Ответы детей) (СЛАЙД №3 - Наша Вселенная).

Вывод: (Руководитель 1 лаборатории).

- В неё входит звезда, которую называют Солнце и 9 планет, вращающихся вокруг неё. Все планеты разные: одни маленькие, другие большие.

Одни находятся очень близко к Солнцу, другие достаются только крохи солнечного света. Окраска планет колеблется от ярко-красного до тёмно-коричневого.

Но только одна планета может похвалиться зелёным нарядом.

- Что это за планета? (Земля).

- Почему?

Учитель:

- Да, это единственная планета, на которой есть растения, которые и создают её облик. (СЛАЙД №4 елёная планета)

- А почему только на планете Земля могут произрастать растения? (Версия детей).

- Почему другие планеты, не могут похвалиться этим?

- Ведь все планеты вращаются вокруг Солнца, а растительный мир есть только на планете «Земля».

- Что же есть такое особенное на нашей Земле, и чего нет на других планетах? (Варианты детей).

Учитель: - На планете Земля, есть земля. (табличка «земля»)

Пишется это слово с маленькой буквы, но имеет огромное значение в жизни планеты.

- Пусть девизом нашего урока станут слова. Давайте прочтём их вместе.

2. Работа в учебнике

- В учебнике на стр.87.

Сказала лопата: «Земля, чтобы рыть»,

Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить».

А люди сказали: «Земля, что бы жить».

Учитель:

- А как другими словами можно назвать землю, которую мы роем, по которой мы ходим? (Почва)

- Как вы думаете, что такое почва? (варианты детей)

- На этот вопрос более точно мы сможем ответить в конце урока.

- Посмотрите, что лежит в ваших коробочках.

- Это и есть почва-земля.

- Как вы думаете, как образовалась почва? (Варианты детей)

Учитель: - Когда-то давно почвы на Земле не было вовсе. Её покрывали лишь твердые, горные породы. Земля была серая, скучная.

(Слайд №5 - Молодая Земля)

А сейчас я расскажу вам сказку, о том, как родилась на планете почва.

(Учитель рассказывает сказку и постепенно прикрепляет на доску картинки с изображением Горы, Солнца, Воды, Ветра, Мхи, Лишайники, Бактерии).

Сказка.

Жила – была гора. Была она голая, лысая. Каждый день её нагревало солнце, при этом гора расширялась, как и все предметы при нагревании. А ночью, когда солнца не было, гора охлаждалась и сжималась. Этот каждодневный процесс приводил к появлению трещин. (Нарисовать в горе трещину маркером).

Вода заполняла трещину в горе, замерзала, а при замерзании вода расширялась и трещина становилась ещё больше. Часто к горе прилетал ветер (5), он выдувал мелкие осколки породы, перетирал их и превращал их в глину и песок. Трещина заполнялась постепенно рыхлой породой. В таких мягких местах могли уже прижиться простейшие растения – лишайники и мхи (6). На горе жили ещё и бактерии, которые помогали превращать умершие мхи и лишайники в почву.

- Таким образом, за миллионы лет образовалась почва.

Процесс этот очень длительный. (1 см-300 лет, 20 см. – 6000лет показать соотношение на линейки)

Опрос:

- Так, что же вы узнали о процессе образования почвы?

- Давайте хором прочитаем замечательные строчки стихотворения

повторим, кто же участвовал в её создании. (СЛАЙД №6,  №7. Солнце-ветер-вода-лишайники-бактерии).

3. Слои почвы.

(СЛАЙД №8 - Почвенные слои. Показ и объяснение).

Учитель: - Нижний слой, на котором постепенно за миллионы лет и образовалась почва, называется материнской горой породой.

- Второй слой переходный (мало плодородный).

И верхний слой, который называется перегной.

- Руководитель второй лаборатории нам скажет: «Что называется почвой?»

Вывод: - И так почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и живут животные.

Учебник.

- Давайте прочтём на стр.88 абзац 2 (СЛАЙД №9 - Везде ли на земле есть почвенный слой?)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем

Практическая работа

4. Состав почвы.

Учитель: - Так из чего состоит почва? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём несколько исследовательских опытов.

ОПЫТ № 1.. (Проделывают дети. Ответственная 1 лаборатория. СЛАЙД № 10 - Исследуй состав почвы).

Учитель: - Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.

Что вы увидели?

Дети: - Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: - Какой вывод можно сделать?

Дети: - В почве есть воздух. (СЛАЙД № 11 - Вывод по результатам опыта).

Учитель: - Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

(Вывешивается карточка на доске «ВОЗДУХ»

ОПЫТ № 2. (Ответственная 2 лаборатория. СЛАЙД № 12 - Исследуй состав почвы).

Учитель: - Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?

Дети: - На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Учитель: - Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным.

Что доказывает этот опыт?

Дети: - В почве есть вода. (Почва продолжает нагреваться. Вывешивается карточка на доске «ВОДА». Слайд № 13 - Вывод по результатам опыта).

ОПЫТ № 3. (СЛАЙД № 14,  №16 - Исследуй состав почвы).

Учитель: - Будем нагревать почву.

Что вы видите и чувствуете?

Дети: - Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: - Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет.

Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Сделай свой вывод.

Дети: - В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, червей – это перегной. (СЛАЙД № 15,  №17 - Вывод по результатам опыта).

(Вывешивается карточка на доске «ПЕРЕГНОЙ».)

(Размешать и оставить отстаиваться. Заранее сделать готовый образец.

Это задания предварительно выполняла 3 лаборатория).

ОПЫТ № 4. (СЛАЙД № 18 - Исследуй состав почвы).

Учитель: - Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставили

после первого опыта, что вы увидите?

Дети: - На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор,

иголочки, остатки листьев. На дне стакана муть.

Учитель: - Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана

Что вы видите?

Дети: - Песок, поверх которого осела глина.

Учитель: - Сделай вывод из этого опыта.

Дети: - В почве есть песок, глина и перегной. (СЛАЙД № 19, Вывод по результатам опыта).

Учитель: - Молодцы! Продолжим наше изучение почвы.

(Вывешивается карточка на доске «ПЕСОК, ГЛИНА».)

ОПЫТ № 5. (СЛАЙД № 20 - Исследуй состав почвы).

Учитель: - Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые налёты. Это соли.

(Дети рассматривают налёт на стекле).

СОЛИ – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.

Дети: - В почве содержатся соли, которые могут растворяться в воде. (СЛАЙД № 21, Вывод по результатам опыта).

(Вывешивается карточка на доске «СОЛИ».)

Учитель: - Молодцы! Предлагаю на основании практической работы заполнить схему «Состав почвы».

Учитель: - Так, что же входит в состав почвы? (СЛАЙД № 22 - Состав почвы),

Дети: - В состав почвы входит: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли. (Рабочая тетрадь. Задание №1 – взаимопроверка тетрадей и выставление, отметок карандашом). (Приложение №2)

Учитель: (Круговорот почвы)

- Перегной – самый плодородный слой земли, Главная часть почвы.

Из него под воздействием микробов образуются соли. Соли необходимы для питания растений. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву.

Учитель: - И под воздействием бактерий превращаются в перегной, затем в соли. Процесс опять повторяется. Это называется – круговорот почвы.

5. Виды почв.

Учитель: - Как вы думаете, почему почва бывает разного цвета: красная, коричневая, серая.

- А как вы думаете, отчего зависит цвет почвы?

(Цвет почвы зависит от количества перегноя в ней). Чем больше перегноя, тем почва темнее; чем больше перегноя, тем она плодороднее.

(СЛАЙД № 23 - Какие бывают почвы?).

Учитель: - Найдите самую плодородную почву. Определите её по цвету. Как она называется? (Чернозём)

- Чем светлее, тем меньше перегноя. Значит, она менее плодородная.

(Дети из 3 лаборатории знакомят с типами почв: СЛАЙД № 28-33, серая лесная, подзолистая, чернозём, каштановая, солонцы, краснозём).

6. Почвы Ростовской области.

Учитель: - Рассмотрим карту Ростовской области и определим, какие почвы присутствуют в нашем крае. (СЛАЙД №24 - Почвы Ростовской области).

(Вся Ростовская область – везде черноземные почвы, но к северу и востоку они менее чернозёмные).

Целина – почва чернозём обыкновенный.

- А если внимательно рассмотреть карту мы может сразу ответить на следующий вопрос…

- Какой вид почвы преобладает на территории Ростовской области?

(СЛАЙД №25).

- Какие чернозёмы бывают? (СЛАЙД № 26 - Основные тип почв Ростовской области?)

- Большую часть занимает чернозём-64,2% от всей почвы нашего края.

Вот что говорили крестьяне о чернозёмах «Землица потемнее – получше, а белях – не стоит пахать».

А русский учёный – естествоиспытатель, который создал науку о почвах, почвоведение. Который составил первые почвенные карты России.

Василий Васильевич Докучаев говорил так: «Чернозём для России – дороже нефти, каменного угля, золотых и жёлтых руд, ничего в сравнении с ним».

(СЛАЙД № - 27, В.В. Докучаев).

Учитель: - Ростовская область является кормилицей всей России, она кормит страну, своими богатыми урожаем.

- Что выращивают на наших полях? (Варианты детей)

Учитель подводит итоги:

- В нашей области растут все культуры, кроме цитрусовых.

7. Взаимосвязь почва - человек.

Учитель: - Что же дает человеку почва?

Дети: - Почва даёт:

Растение – пища – жизнь (Возвращаемся к девизу нашего урока)

- Так, какая же строчка в нашем девизе является самой главной.

А люди сказали: «Земля – чтобы жить».

Учитель: - А как же человек влияет на почву?

Всегда ли влияет положительно?

Варианты представляет 1 лаборатория:

Положительно:

1. Сажает лесополосы.
2. Укрепляет склоны оврагов растениями.
3. Варианты представляет 2 лаборатория:

Отрицательно:

1. Высыпает мусор.
2. Выливают жидкие отходы.
3. Вносят большое количество удобрений, ядохимикатов.

Учитель: - Как же человек должен относиться, к почве, т.к. она является его кормилицей, мы узнаем, поиграв в игру «Скажи ДА или НЕТ». Игра рассчитана на самых внимательных учеников. (СЛАЙД №34-41.)

8. Самостоятельная работа.

(СЛАЙД № 42-44, Угадай).

Вы узнали, как образовалась почва, из чего состоит. И теперь сможете ответить на вопросы.

Тест: (для каждого ученика).

Учитель: - У того, кто правильно ответил на вопросы теста, получилось слово «Отлично».

- Поднимите руки, тот получает отметку «5».

9. Закрепление изученного материала.

Учитель: - Наше путешествие подходит к концу. С заданиями вы справились. – Понравилось вам это путешествие по планете Земля?

(Ответы детей)

- Что интересного узнали?

(Ответы детей)

- Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относится к природе родного края. Своей местности: любить и беречь природу!

- И урок хочется закончить такими словами:

Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?

10. Итоги урока.

Выставление отметок за работу на уроке.

11. Домашнее задание

Рабочая тетрадь № 4, №5.

Учебник стр.87-90 отвечать на вопросы.