Тип: комбинированный.
Вид: урок изучения нового материала.
Технология: объяснительно-иллюстративное обучение.
Форма проведения: урок-игра.
Время проведения:2-й урок по теме “Сложение и вычитание”.
38-й урок текущий.
Цель урока. Учить складывать и вычитать по-одному.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить детей с новыми приёмами сложения и вычитания по частям;
- закрепить умение прибавлять и вычитать 1;закрепить умение измерять и сравнивать отрезки;
Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, речь;
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность у учащихся, интерес к чтению;
Оборудовании: учебник “Математика”1кл. ,1ч. (Моро М. И. , “Школа России”), тетрадь на печатной основе “Математика 1 кл. ”, набор геометрических фигур, цифры на магнитных носителях, индивидуальные наборы разрезных цифр и геометрических фигур, книга А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, видеокассета “Приключения Буратино” (Союзмультфильм,1959), аудиокассета с песней “Буратино”, набор из 10 бумажных ключиков, 10 соответствующих замочков из бумаги.
Ход урока
1. Оргмомент. (Создание позитивного эмоционального настроя).
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок
Постараюсь всё понять
Многое хочу узнать.
2. Актуализация знаний и сообщение целей урока. (Заинтересовать учащихся, расширить кругозор, уточнить знания о геометрических фигурах, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать навыки конструирования).
Учитель: Отгадайте загадку:
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган
- Как зовётся эта книжка?
- Как зовётся сам мальчишка?
Ученик: “Золотой ключик, или Приключения Буратино”
Показ книги.
Учитель: У меня набор геометрических фигур (на доске в хаотичном порядке расположены фигуры) Разделите их на группы.
Ученик: Можно разделить по цвету, форме (многоугольники и не многоугольники) размеру (большие и маленькие).
Учитель: Но наши фигуры непростые,они могут превращаться во что угодно ну, например, в фигуру Буратино! Составьте из фигур Буратино (Один ученик работает у доски, остальные на местах. Учитель контролирует и если необходимо индивидуально оказывает помощь). Вот и появился Буратино.
Учитель: Назовите других героев сказки.
Ученик: Мальвина, Пьеро, Тортила, лиса Алиса,кот Базилио и др.
Учитель: Чем закончилась эта история?
Ученик: Буратино с друзьями нашёл кукольный театр.
Учитель: Я советую прочитать эту книгу с родителями, вы узнаете много интересного.
Сегодня мы поможем Буратино выполнить все задания и открыть “золотым” ключиком дверь в удивительный мир знаний.
Итак, за знаниями!
3. Устный счёт. (Развивать логическое мышление у “сильных” учащихся (индивидуальная работа по карточкам с использованием выбора заданий; закрепить название и последовательность чисел в пределах 10; закрепить навыки сложения и вычитания единицы ; закрепить понятия “увеличить”,”уменьшить”;закрепить знание связи: если прибавить 1, то результат увеличится на 1, если вычесть 1, то результат уменьшится на 1;учить сравнивать).
1. Индивидуальная работа на карточках. На последней свободной парте лежат 7 карточек с заданиями, названные учителем учащиеся выбирают карточку и работают на местах.
2. Игра “Ромашки для Мальвины”
Учитель: Буратино сорвал математические ромашки для Мальвины. Я показываю число и действие - вы, ответ на разрезных цифрах. (На доске появляется рисунок ромашки. На 7 лепестках числа 0,6,4,9,3,5,2; в середине + 1. Учитель показывает указкой на число и действие,дети- ответы на разрезных цифрах. Соответственно – на второй ромашке с – 1 в середине.
Учитель обобщает:
- Какое число мы получаем, если прибавляем к числу один?
Ученик: Получается следующее при счёте число.
Учитель: Какое число мы получаем,когда вычитаем из числа один?
Ученик: Получаем число,которое при счёте стоит перед ним, предыдущее.
3. Задание на смекалку.
На доске 10 пронумерованных по порядку бумажных ключиков. Среди них два одинаковых.
Учитель: Черепаха Тортила подарила мне золотые ключики. Сколько их?
Ученик: 10.
Учитель: Есть среди них два одинаковых?
Ученик: Есть.
Учитель: Назовите их номера.
4. Задачи.
Учитель: А сейчас решите задачи. У Буратино были 4 золотые монеты (демонстрация на доске учителем, дети индивидуально), ему дали ещё одну монету,а затем ещё одну. Сколько монет стало у Буратино?
Ученик: 6.
Учитель: Как узнали?
Ученик: 4+1=5,5+1=6.
Учитель: Задача Мальвины. (демонстрация видеозаписи)
Ученик: Одно яблоко. 2-1=1
Учитель: Хорошо поработали,пора и отдохнуть!
Физминутка. Игра на развитие внимания “Запрещённое движение”. Ведущий – ученик сообщает,что они должны повторять все движения,кроме одного (руки в стороны). Как только ведущий показывает запрещённое движение, дети показывают любое другое движение. Проигравший садится на своё место.
4. Работа над новой темой. Закрепить умение прибавлять и вычитать по 1; познакомить с приёмами сложения и вычитания числа по частям (один да ещё один); ввести в активный словарь выражения “складывать и вычитать по – одному”; вести подготовительную работу к изучению приёмов сложения и вычитания из числа 2;
1. Работа с индивидуальными математическими наборами.
Учитель: Помогите Буратино научиться складывать и вычитать по - одному.
Учитель у доски, дети на местах.
Учитель: К 5 красным кружкам прибавьте 1 синий. Сколько стало?
Ученик: 6 кружков.
Учитель: Как получилось 6?
Ученик: 5+1=6.
Учитель: Добавим ещё 1 синий кружок. Сколько стало кружков?
Ученик: 7 кружков.
Учитель: Как получилось 7?
Ученик: 6+1=7.
Учитель: Сколько всего синих кружков прибавили?
Ученик:2 кружка.
Учитель: Как прибавляли?
Ученик: Сначала один,потом ещё один или по - одному.
Учитель: Как запишем?
Ученик: 5+1+1=7.
У доски работает ученик.
Учитель: Положите 8 синих квадратов. Нужно из 8 вычесть 2.
-Как будем вычитать?
Ученик: Нужно сначала убрать один квадрат,потом ещё один или вычитать по- одному.
Учитель: Уберите 1 квадрат. Сколько осталось?
Ученик: 7 квадратов.
Учитель: Как получили?
Ученик: 8-1=7.
Учитель: Уберите ещё один квадрат. Сколько осталось?
Ученик 6 квадратов.
Учитель: Как получили 6?
Ученик: 7-1=6.
Учитель: Как из 8 вычли 2?
Ученик: Сначала вычли один,потом ещё один или по- одному.
Учитель: Сколько всего квадратов вычли?
Ученик: 2 квадрата.
Учитель: Запишите, как вычитали.
Ученик: 8-1-1=6.
5. Работа по учебнику, с. 74. Развивать умения работать по учебнику; закрепить приёмы сложения и вычитания числа по частям (один да ещё один).
Учитель: Научите Буратино работать по учебнику. Откройте страницу 74. Рассмотрите верхний рисунок слева.
-Сколько воробьёв было сначала?
Ученик: 2воробья.
Учитель: Сколько подлетают?
Ученик: 2 воробья.
Учитель:. Как они подлетают?
Ученик: Сначала один, потом ещё один, или по - одному.
Учитель: Сколько станет, когда прилетит 1?
Ученик: 3 воробья.
Учитель: Как записали?
Ученик: 2+1=3.
Учитель: Сколько ещё прилетело?
Ученик: 1 воробей.
Учитель: Сколько стало?
Ученик: 4воробья.
Учитель: Как получилось 4?
Ученик: 3+1=4.
Учитель: Какое число пропущено? (4).
Прочитайте хором запись.
Ученик: 2+1+1=4.
Учитель: Рассмотрите правый рисунок.
Учитель: Сколько ягод было на ветке?
Ученик: 6 ягод.
Учитель: Птичка унесла 1 ягодку, сколько осталось?
Ученик: 5 ягод.
Учитель: Как запишем?
Ученик: 6-1=5.
Учитель: Затем унесла ещё 1. Сколько осталось? (4).
-Как запишем?
Ученик: 5-1=4.
Учитель: Сколько было ягод? (6).
-Сколько унесли? (2).
-Сколько осталось? (4).
Учитель: Как запишем?
Ученик: 6-1-1=4.
Читают хором.
Физминутка. Звучит песня из к/ф “Приключения Буратино”,дети повторяют танцев. движения за девочкой в костюме Мальвины.
6. Закрепление. Закрепить навыки сложения и вычитания по числовому ряду; закрепить понятия: двигаться вправо – складывать, двигаться влево – вычитать.
Работа по учебнику с. 74.
№1.
Учитель: Буратино и Чиполлино шагают по числовому ряду. Буратино стоял на точке 4.
В какую сторону он шагал?
Ученик: В левую.
Учитель: Какое действие нужно выполнять?
Ученик: Вычитание.
Учитель: Сколько шагов от точки 4 он сделал влево?
Ученик: 1 шаг.
Учитель: На какой точке он остановился?
Ученик: На точке 3.
Учитель: Как получилось 3?
Ученик: 4-1=3.
Учитель: Буратино от точки 3 сделал ещё 1 шаг влево.
На какую точку он попадёт?
Ученик: На точку 2.
Учитель: Как получилось 2?
Ученик: 3-1=2.
Учитель: На какой точке он стоял?
Ученик: На точке 4.
Учитель: Сколько всего шагов он сделал влево?
Ученик: 2 шага.
Учитель: На какой точке он остановился?
Ученик: На точке 2.
Учитель: Как это записали?
Ученик: 4-1-1=2.
Учитель: Сколько всего вычли?
Ученик: 2.
Учитель: На какой точке был Чиполлино?
Ученик: На точке 7.
Учитель: В какую сторону он двигался?
Ученик: В правую.
Учитель: Какое действие нужно выполнять?
Ученик: Сложение.
Учитель: Он сделал один шаг вправо, на какой точке он оказался?
Ученик: На точке 8.
Учитель: Потом он сделал ещё один шаг вправо. На какую точку он попал?
Ученик: На 9 точку.
Учитель: Сколько всего шагов сделал Чиполлино?
Ученик: 2 шага.
Учитель: Как запишем?
Ученик: 7+1+1=9.
Учитель: Сколько всего прибавили к7?
Ученик: 2.
Учитель: Отлично!
7. Повторение. Закрепить умения измерять и сравнивать отрезки. Развивать навыки самостоятельной работы. Вести подготовительную работу к решению задач.
1. №3 Сравнение отрезков.
Учитель: Измерьте длину красного отрезка.
Ученик: 8 см.
Учитель: Измерьте длину зелёного отрезка.
Ученик: 9 см.
Учитель: Буратино утверждает, что красный отрезок длиннее зелёного, прав ли он?
Ученик: Нет, зелёный отрезок длиннее красного.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что 8 меньше, чем 9.
Учитель: На сколько?
Ученик: На один сантиметр.
Учитель: Восстановите запись в учебнике.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы отрезки были равны.
Ученик: Нужно прибавить 1 см к 8 см, или от 9 см вычесть 1 см.
Работа в тетрадях на печатной основе (с. 20).
1. Составьте примеры по рисункам.
Учитель: Рассмотрите рисунок и запись. Заполните пропуск.
2. Подготовка к решению задач.
Учитель: Помогите Буратино посчитать яблоки. Сколько яблок на оной тарелке? (3).
- Сколько яблок на другой тарелке? (2).
- Сколько яблок на двух тарелках? (5).
- Как получили 5? Запишите. (3+2=5).
8. Итог. Подвести итоги индивидуальной работы, поощрить активных учащихся, побудить к работе малоактивных.
Итоги индивидуальной работы.
Учитель: За что Буратино говорит вам спасибо?
Ученик: Учили складывать и вычитать по - одному, решать задачи, измерять и сравнивать отрезки.
Поощрение активных ребят “золотыми ключиками”. На доске 10 замочков,дети подбирают ключики к замочкам.
Учитель: Как вы думаете, открыли мы дверь в страну знаний?
Ученик: Да.
Учитель: Почему?
Ученик: На уроке получили знания.
Учитель: Молодцы!
Литература.
1. Моро М. И. “ Математика в 1 классе”: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы М.: Просвещение, 2000.
2. Ерёмушкина О. А. “Школьные олимпиады для начальных классов” Ростов на / Д: Феникс, 2005.
3. Ковалько В. И. “ Здоровьесберегающие технологии в начальной школе” Москва: “ВАКО”, 2004.