Цель курса: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
1. Заложение установки на здоровый образ жизни.
2. Расширение знаний о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
3. Формирование представлений о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
4. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания.
Курс «Школа здорового питания» является авторской программой, обеспечивающей все условия для того, чтобы школьники смогли усвоить не только знания о правильном питании, но и перенесли эти знания в жизнь; предпочитали здоровую пищу, соблюдали режим рационального питания.
Программа может быть использована учителями начальных классов, которых интересуют вопросы формирования основ культуры питания. Она разработана и частично апробирована в рамках эксперимента по формированию основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни у младших школьников, учеников 3 «в» класса, Ординской средней школы.
В содержание программы включены следующие разделы:
«Гигиена питания». «Меню на каждый день». «Пища на любой вкус». «Что помогает нам расти».
Содержание авторской программы «Школа здорового питания» нашло отражение в следующих формах учебной и внеклассной деятельности:
- Интегрирование уроков по правильному питанию и другим предметам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, ИЗО).
- Занятия по правильному питанию.
- Праздники.
- Беседы.
- Классные часы.
- Однодневные походы в природу.
- Родительские собрания, круглые столы, семинары.
- Проведение наблюдений.
- Составление сказок на тему правильного питания.
- Работа кружка «Почемучка».
- Проекты.
- Выступление агитбригады «Здоровье в наших руках».
- Практические работы по приготовлению коктейлей, салатов, бутербродов; по выращиванию лука, зелени.
- Конкурс рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни.
- Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихов).
- Игры, соревнования.
- Выпуск газет.
- Обсуждение ситуаций.
Содержание курса позволяет осуществить связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания, использование тетради-помощницы «Учу слова из словаря»); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием); окружающим миром; литературным чтением, ИЗО (рисунки, роспись посуды), технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей). Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Мною разработан ряд интегрированных уроков по окружающему миру, математике, русскому языку, ИЗО и правильному питанию. Я решила, что интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований. Перед началом работы познакомила родителей с целями и задачами работы, сообщив, что занятия будут способствовать формированию основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. В экспериментальном классе были проведены родительские собрания:
- «Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой».
- «Здоровая пища для всей семьи».
- «Учите детей быть здоровыми».
- «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».
- «Формирование здорового образа жизни младших школьников».
Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании. Формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии.
Результаты внедрения курса «Школа здорового питания» в МОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа».
Реализация программы «Школа здорового питания» потребовала проверки результативности её внедрения. С этой целью были использованы следующие методы: анкетирование младших школьников; интервьюирование учащихся третьих классов; педагогическое наблюдение и анализ за деятельностью детей в учебное и внеклассное время.
Для того, чтобы сравнить результаты анкетирования, интервьюирования, наблюдений были разработаны критерии и характеризующие их показатели:
I критерий – информированность. Показатели: представления о правильном питании; культура поведения за столом.
II критерий – активность проявления. Показатели: самостоятельность выполнения поручений, обязанностей; поведенческая реакция.
Суммируя все полученные результаты, появилась возможность сравнить уровень сформированности культуры питания учащихся экспериментального и контрольного классов по указанным критериям и показателям.
критерии |
информированность |
активность проявления |
||
показатели |
представления о питании |
культура поведения |
самостоятельность выполнения поручений и обязанностей |
поведенческая реакция |
экспериментальный класс |
21уч. / 91% |
20уч./ 87 % |
19уч./ 83 % |
23уч./ 100 % |
контрольный класс |
16 уч./ 80 % |
16уч./ 80 % |
10уч./ 50 % |
16уч./ 80 % |
Суммируя ответы учащихся, были выделены следующие группы:
А – дети, имеющие достаточные представления и знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, активно соблюдающие правила питания,
Б – дети, имеющие достаточные представления и знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, активно стремящиеся соблюдать правила питания, но недостаточно применяют на практике.
В – дети, имеющие знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, но не стремящиеся активно соблюдать правила питания.
Г – дети, имеющие недостаточные знания и представления о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, не стремящиеся активно соблюдать правила питания.
Сравнительный анализ сформированности культуры питания с учётом группировки учащихся представлен в таблице:
группа | класс |
«А» |
«Б» |
«В» |
«Г» |
экспериментальный |
15ч./ 65 % |
5ч./ 22 % |
2ч./ 9 % |
1ч./ 4 % |
контрольный |
- |
10ч./ 50 % |
4ч./ 20 % |
6ч./ 30 % |
Уровень сформированности культуры питания младших школьников группы «А» был принят за высокий уровень. Средний уровень соответствует сформированности культуры питания группы «Б». Низкий уровень соответствует сформированности культуры питания групп «В» и «Г».
Сравнительный анализ групп сформированности культуры питания:
класс | уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
экспериментальный |
15ч./ 65 % |
5ч./ 22 % |
3ч./ 13 % |
контрольный |
- |
10ч./ 50 % |
10ч./ 50 % |
Высокий уровень сформированности характеризуется наличием всех основных показателей у каждого критерия. Средний уровень – не менее половины показателей. Низкий уровень – менее половины показателей.
Таким образом, результаты полученные в ходе работы по формированию здорового образа жизни позволили выявить разные уровни сформированности культуры питания. Внедрение программы по правильному питанию «Школа здорового питания» как компонента, объединяющего различные формы и виды учебной и внеклассной работы, позволяет повысить уровень сформированности культуры питания младших школьников.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанная программа по формированию здорового образа жизни «Школа здорового питания» в процессе внеклассной и учебной деятельности может быть использована в практике работы учителей начальных классов.