Формирование здорового образа жизни младших школьников во внеклассный деятельности

Разделы: Начальная школа


Цель курса: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

1. Заложение установки на здоровый образ жизни.
2. Расширение знаний о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
3. Формирование представлений о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
4. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания.

Курс «Школа здорового питания» является авторской программой, обеспечивающей все условия для того, чтобы школьники смогли усвоить не только знания о правильном питании, но и перенесли эти знания в жизнь; предпочитали здоровую пищу, соблюдали режим рационального питания.

Программа может быть использована учителями начальных классов, которых интересуют вопросы формирования основ культуры питания. Она разработана и частично апробирована в рамках эксперимента по формированию основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни у младших школьников, учеников 3 «в» класса, Ординской средней школы.

В содержание программы включены следующие разделы:

«Гигиена питания». «Меню на каждый день». «Пища на любой вкус». «Что помогает нам расти».

Содержание авторской программы «Школа здорового питания» нашло отражение в следующих формах учебной и внеклассной деятельности:

  • Интегрирование уроков по правильному питанию и другим предметам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, ИЗО).
  • Занятия по правильному питанию.
  • Праздники.
  • Беседы.
  • Классные часы.
  • Однодневные походы в природу.
  • Родительские собрания, круглые столы, семинары.
  • Проведение наблюдений.
  • Составление сказок на тему правильного питания.
  • Работа кружка «Почемучка».
  • Проекты.
  • Выступление агитбригады «Здоровье в наших руках».
  • Практические работы по приготовлению коктейлей, салатов, бутербродов; по выращиванию лука, зелени.
  • Конкурс рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни.
  • Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихов).
  • Игры, соревнования.
  • Выпуск газет.
  • Обсуждение ситуаций.

Содержание курса позволяет осуществить связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания, использование тетради-помощницы «Учу слова из словаря»); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием); окружающим миром; литературным чтением, ИЗО (рисунки, роспись посуды), технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей). Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Мною разработан ряд интегрированных уроков по окружающему миру, математике, русскому языку, ИЗО и правильному питанию. Я решила, что интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований. Перед началом работы познакомила родителей с целями и задачами работы, сообщив, что занятия будут способствовать формированию основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. В экспериментальном классе были проведены родительские собрания:

  • «Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой».
  • «Здоровая пища для всей семьи».
  • «Учите детей быть здоровыми».
  • «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».
  • «Формирование здорового образа жизни младших школьников».

Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании. Формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии.

Результаты внедрения курса «Школа здорового питания» в МОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа».

Реализация программы «Школа здорового питания» потребовала проверки результативности её внедрения. С этой целью были использованы следующие методы: анкетирование младших школьников; интервьюирование учащихся третьих классов; педагогическое наблюдение и анализ за деятельностью детей в учебное и внеклассное время.

Для того, чтобы сравнить результаты анкетирования, интервьюирования, наблюдений были разработаны критерии и характеризующие их показатели:

I критерий – информированность. Показатели: представления о правильном питании; культура поведения за столом.

II критерий – активность проявления. Показатели: самостоятельность выполнения поручений, обязанностей; поведенческая реакция.

Суммируя все полученные результаты, появилась возможность сравнить уровень сформированности культуры питания учащихся экспериментального и контрольного классов по указанным критериям и показателям.

критерии

информированность

активность проявления

показатели

представления о питании

культура поведения

самостоятельность выполнения поручений и обязанностей

поведенческая реакция

экспериментальный класс

21уч. / 91%

20уч./ 87 %

19уч./ 83 %

23уч./ 100 %

контрольный класс

16 уч./ 80 %

16уч./ 80 %

10уч./ 50 %

16уч./ 80 %

Суммируя ответы учащихся, были выделены следующие группы:

А – дети, имеющие достаточные представления и знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, активно соблюдающие правила питания,

Б – дети, имеющие достаточные представления и знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, активно стремящиеся соблюдать правила питания, но недостаточно применяют на практике.

В – дети, имеющие знания о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, но не стремящиеся активно соблюдать правила питания.

Г – дети, имеющие недостаточные знания и представления о правильном питании, продуктах питания, культуре поведения за столом, не стремящиеся активно соблюдать правила питания.

Сравнительный анализ сформированности культуры питания с учётом группировки учащихся представлен в таблице:

 группа     |    класс

«А»

«Б»

«В»

«Г»

экспериментальный

15ч./ 65 %

5ч./ 22 %

2ч./ 9 %

1ч./ 4 %

контрольный

-

10ч./ 50 %

4ч./ 20 %

6ч./ 30 %

Уровень сформированности культуры питания младших школьников группы «А» был принят за высокий уровень. Средний уровень соответствует сформированности культуры питания группы «Б». Низкий уровень соответствует сформированности культуры питания групп «В» и «Г».

Сравнительный анализ групп сформированности культуры питания:

класс     |     уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

экспериментальный

15ч./ 65 %

5ч./ 22 %

3ч./ 13 %

контрольный

-

10ч./ 50 %

10ч./ 50 %

Высокий уровень сформированности характеризуется наличием всех основных показателей у каждого критерия. Средний уровень – не менее половины показателей. Низкий уровень – менее половины показателей.

Таким образом, результаты полученные в ходе работы по формированию здорового образа жизни позволили выявить разные уровни сформированности культуры питания. Внедрение программы по правильному питанию «Школа здорового питания» как компонента, объединяющего различные формы и виды учебной и внеклассной работы, позволяет повысить уровень сформированности культуры питания младших школьников.

Практическая значимость работы определяется тем, что разработанная программа по формированию здорового образа жизни «Школа здорового питания» в процессе внеклассной и учебной деятельности может быть использована в практике работы учителей начальных классов.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3