Цели:
- познакомить с представителями флоры каждой природной зоны России;
- формирование умения пользоваться атласом и картой растительности;
- обобщить и систематизировать знания и умения решать задачи с величинами;
- развивать эмоционально-чувственные сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды;
- воспитывать любовь и бережное отношение к растениям; экологической культуры младшего школьника.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: интегрированный (окружающий мир, экология, математика)
Оборудование:
- карта растительности,
- атласы по природоведению,
- карточки растительности лесной зоны,
- картинки представителей флоры природных зон,
- задания по математике,
- компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- диапроектор, слайды по теме “Природные зоны”
- лего-конструктор (soft).
Ход урока
1. Орг. момент:
- Сегодня у нас будет интересный урок – урок математики и экологии. Сегодня мы познакомимся с представителями флоры каждой природной зоны России, будем решать задачи, связанные с ними, познакомимся с рубрикой “Это интересно!”
2. Вступительная беседа
Учитель: У каждого из нас есть множество друзей. А кого мы можем назвать другом?
Дети: Человека, собаку, растение.
Учитель: А догадайтесь о ком или о чем сейчас вам расскажу. “Они всегда заботятся о нас, это живые существа, они дышат, питаются, растут, размножаются, дарят нам красоту, чистый воздух и радость”.
Дети: Это растения.
Учитель: А ваши друзья живут только в Москве?
Дети: Нет, везде.
Учитель: И наши друзья растения живут везде: и среди снегов и льдов (в Арктике) и в пустыне. Давайте присмотримся к ним повнимательнее и познакомимся с некоторыми из них.
3. Новый материал.
/Арктические пустыни и полупустыни/
Учитель: Давайте мысленно перенесемся в царство снега и льда. Арктика – так называется эта часть России. Кто может показать ее на карте?
Дети: показывают по карте.
Учитель: Как вы думаете, каков климат в этой области?
Дети: Много снега, холодно, сильные ветры, долгая зима и короткое лето.
Учитель: Какая здесь будет растительность скудная или богатая?
Дети: Скудная.
Учитель: Правильно, мхи, лишайники.
ЗАДАЧА:
Альпийский лишайник за 200 лет вырастает на 1мм.
На сколько он вырастет за 400 лет?
Варианты: 1 мм, 2 мм, 3мм
Учитель: Выберите правильный ответ
Учитель: Учеными в 1981году было установлено, что возраст некоторых альпийских лишайников 10 тысяч лет!
Учитель: Скажите, медленно или быстро растет лишайник? Что произойдет, если мы будем истреблять его, не бережно к нему относиться?
Дети: Предположения, которые могут фиксироваться на доске.
РУБРИКА “Это интересно!”
Учитель:
Ученые измерили. Что высота наземных мхов не превышает 20 сантиметров.
А самый длинный мох, который растет в проточной воде достигает 91 сантиметра.
На сколько сантиметров наземный мох короче водного?
Варианты ответов:
91+20=111 (см)
91-20=71 (см)
Учитель: Выберите правильный ответ.
/тундра и лесотундра/
Учитель: Теперь из царства льда нужно попасть в тундру. В переводе с финского – враждебная и бесплодная, безлесная. Что это обозначает? Кто может показать ее на карте?
Дети: Показывают на карте.
Учитель: Куда мы двигаемся к югу или к северу? Что произойдет с климатом?
Учитель: Зима в этой зоне долгая и температура достигает до –50%. В таком суровом климате, как вы думаете, могут расти высокие и лиственные растения?
Дети: Нет.
Учитель: На чем мы можем отправиться в тундру? А какие животные нам в этом помогут?
Дети: Олень.
Учитель: Чем он питается? Что вы знаете об этом растении?
Дети: Сообщение.
Учитель:
Задача:
“Один олень съедает за сутки зимой 15 килограмм ягеля.
Сколько за сутки килограммов ягеля съедят 2 оленя?”
Как вы узнали?
РУБРИКА “Это интересно!”
Летом один олень съедает за сутки до 35 килограмм ягеля.
Скажите, на сколько килограмм ягеля олень съедает летом больше, чем зимой?
Как вы узнали?
/лесная зона/
Учитель: (Музыка). Послушайте внимательно и подумайте, в какое царство мы сейчас попадем?
Дети: В лесное царство.
Учитель: Это наша с вами полоса. Какой здесь климат?
Кто может показать эту природную зону?
Дети: Показывают на карте.
Учитель: Какие деревья растут здесь? Откройте атлас, рассмотрите внимательно.
Дети: Дуб, береза, тополь
Учитель: Карточка и таблица. (Разделите эти растения на 2 группы).
Учитель: А как будет называться лес, в котором есть лиственные и хвойные растения?
Дети: Смешанный.
Учитель:
“Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес – на 35 тонн пыли больше. Поставьте вопрос таким образом, чтобы задача решалась двумя действиями”.
Занесите данные задачи в краткую запись и решите задачу:
Л. - …д.
Х. -?, на….меньше, чем в Л.
Учитель: Чем являются деревья для нашей планеты? Почему?
Дети: Легкими.
Учитель: Что произойдет, если леса исчезнут?
Дети: Все живое на планете погибнет.
/степь/
Учитель: Закройте глаза, я приглашаю вас на экскурсию. Перед вами обширные безлесные просторы, на которых растут травянистые растения, погода летом сухая и солнечная, часто длительная засуха, зима короткая и теплая.
Решив математическое выражение, вы поставите буквы в правильном порядке и отгадаете, как называется эта природная зона:
18 20 5 73 100 С Е Ь П Т 20 – 2= 20 + 80= 34 – 14= 40 + 33= 35 – 30=
Учитель: Как называется эта зона?
Дети: Степь.
Учитель: Откройте атласы и назовите растения, которые здесь живут.
Дети: шалфей, тюльпан, донник.
Учитель: В основном все эти растения – травы. А почему здесь нет высоких трав?
Учитель: Корни растений тоже будут иметь свои особенности.
Учитель: Задача.
“Есть корни, уходящие в глубь почвы глубоко (полынь), другие на меньшую (ковыль), а третьи совсем неглубоко (тюльпан)” вставьте данные задачи в краткую запись и решите ее”
Ковыль - ___
Полынь - ?на ___меньше
Тюльпан - ? на ___меньше
Учитель: Проверка.
/пустыня/
Учитель:
Широка она на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.
А какой природной зоне стихотворение?
Дети: Пустыня.
Учитель: Как вы думаете, почему эту зону так называют? От какого слова оно образовалось?
Дети: Пусто.
Учитель: В этой зоне очень жарко и не все растения могут выдержать. Здесь есть деревья, кустарники и травы. Но они совсем не похожи на наши. Покажите эту зону на карте.
Дети: Показывают, остальные рассматривают в атласе природную зону пустыни.
Учитель: Назовите растения, которые живут в этой зоне.
Дети: Ответы.
Учитель: Какие особенности будут у этих растений? У этих растений длинный корень, маленькие листья, часто вместо листьев колючки.
4.ЛЕГО И МОЗАИКА.
Учитель: Мы будем конструировать эти растения. Вы разделены на группы, у каждой группы свое задание. Откройте короба, достаньте и прочитайте задание. /Задания могут быть предложены учителем по выбору: загадки, описание растений, ребусы, кроссворды и т.д./
Дети: выполнение по заданию.
Учитель: Проверка. Прочитайте задание. Продемонстрируйте работу. Какое растение выше и на сколько.
5. Вывод:
Учитель: С какими новыми друзьями – растениями мы познакомились? Что нового вы узнали об этих растениях? О чем вы расскажите своим друзьям?
С помощью какого урока мы решали задачи ученых?
Дети: математика.