Экология растений. Растение в жизни человека. Сравнение величин. Решение задач

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с представителями флоры каждой природной зоны России;
  • формирование умения пользоваться атласом и картой растительности;
  • обобщить и систематизировать знания и умения решать задачи с величинами;
  • развивать эмоционально-чувственные сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к растениям; экологической культуры младшего школьника.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированный (окружающий мир, экология, математика)

Оборудование:

  • карта растительности,
  • атласы по природоведению,
  • карточки растительности лесной зоны,
  • картинки представителей флоры природных зон,
  • задания по математике,
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • диапроектор, слайды по теме “Природные зоны”
  • лего-конструктор (soft).

Ход урока

1. Орг. момент:

- Сегодня у нас будет интересный урок – урок математики и экологии. Сегодня мы познакомимся с представителями флоры каждой природной зоны России, будем решать задачи, связанные с ними, познакомимся с рубрикой “Это интересно!”

2. Вступительная беседа

Учитель: У каждого из нас есть множество друзей. А кого мы можем назвать другом?

Дети: Человека, собаку, растение.

Учитель: А догадайтесь о ком или о чем сейчас вам расскажу. “Они всегда заботятся о нас, это живые существа, они дышат, питаются, растут, размножаются, дарят нам красоту, чистый воздух и радость”.

Дети: Это растения.

Учитель: А ваши друзья живут только в Москве?

Дети: Нет, везде.

Учитель: И наши друзья растения живут везде: и среди снегов и льдов (в Арктике) и в пустыне. Давайте присмотримся к ним повнимательнее и познакомимся с некоторыми из них.

3. Новый материал.

/Арктические пустыни и полупустыни/

Учитель: Давайте мысленно перенесемся в царство снега и льда. Арктика – так называется эта часть России. Кто может показать ее на карте?

Дети: показывают по карте.

Учитель: Как вы думаете, каков климат в этой области?

Дети: Много снега, холодно, сильные ветры, долгая зима и короткое лето.

Учитель: Какая здесь будет растительность скудная или богатая?

Дети: Скудная.

Учитель: Правильно, мхи, лишайники.

ЗАДАЧА:

Альпийский лишайник за 200 лет вырастает на 1мм.

На сколько он вырастет за 400 лет?

Варианты: 1 мм, 2 мм, 3мм

Учитель: Выберите правильный ответ

Учитель: Учеными в 1981году было установлено, что возраст некоторых альпийских лишайников 10 тысяч лет!

Учитель: Скажите, медленно или быстро растет лишайник? Что произойдет, если мы будем истреблять его, не бережно к нему относиться?

Дети: Предположения, которые могут фиксироваться на доске.

РУБРИКА “Это интересно!”

Учитель:

Ученые измерили. Что высота наземных мхов не превышает 20 сантиметров.

А самый длинный мох, который растет в проточной воде достигает 91 сантиметра.

На сколько сантиметров наземный мох короче водного?

Варианты ответов:

91+20=111 (см)

91-20=71 (см)

Учитель: Выберите правильный ответ.

/тундра и лесотундра/

Учитель: Теперь из царства льда нужно попасть в тундру. В переводе с финского – враждебная и бесплодная, безлесная. Что это обозначает? Кто может показать ее на карте?

Дети: Показывают на карте.

Учитель: Куда мы двигаемся к югу или к северу? Что произойдет с климатом?

Учитель: Зима в этой зоне долгая и температура достигает до –50%. В таком суровом климате, как вы думаете, могут расти высокие и лиственные растения?

Дети: Нет.

Учитель: На чем мы можем отправиться в тундру? А какие животные нам в этом помогут?

Дети: Олень.

Учитель: Чем он питается? Что вы знаете об этом растении?

Дети: Сообщение.

Учитель:

Задача:

“Один олень съедает за сутки зимой 15 килограмм ягеля.

Сколько за сутки килограммов ягеля съедят 2 оленя?”

Как вы узнали?

РУБРИКА “Это интересно!”

Летом один олень съедает за сутки до 35 килограмм ягеля.

Скажите, на сколько килограмм ягеля олень съедает летом больше, чем зимой?

Как вы узнали?

/лесная зона/

Учитель: (Музыка). Послушайте внимательно и подумайте, в какое царство мы сейчас попадем?

Дети: В лесное царство.

Учитель: Это наша с вами полоса. Какой здесь климат?

Кто может показать эту природную зону?

Дети: Показывают на карте.

Учитель: Какие деревья растут здесь? Откройте атлас, рассмотрите внимательно.

Дети: Дуб, береза, тополь

Учитель: Карточка и таблица. (Разделите эти растения на 2 группы).

Учитель: А как будет называться лес, в котором есть лиственные и хвойные растения?

Дети: Смешанный.

Учитель:

“Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес – на 35 тонн пыли больше. Поставьте вопрос таким образом, чтобы задача решалась двумя действиями”.

Занесите данные задачи в краткую запись и решите задачу:

Л. - …д.

Х. -?, на….меньше, чем в Л.

Учитель: Чем являются деревья для нашей планеты? Почему?

Дети: Легкими.

Учитель: Что произойдет, если леса исчезнут?

Дети: Все живое на планете погибнет.

/степь/

Учитель: Закройте глаза, я приглашаю вас на экскурсию. Перед вами обширные безлесные просторы, на которых растут травянистые растения, погода летом сухая и солнечная, часто длительная засуха, зима короткая и теплая.

Решив математическое выражение, вы поставите буквы в правильном порядке и отгадаете, как называется эта природная зона:

18    20 5 73 100
С     Е Ь П Т
20 – 2= 20 + 80=
34 – 14= 40 + 33=
35 – 30=

Учитель: Как называется эта зона?

Дети: Степь.

Учитель: Откройте атласы и назовите растения, которые здесь живут.

Дети: шалфей, тюльпан, донник.

Учитель: В основном все эти растения – травы. А почему здесь нет высоких трав?

Учитель: Корни растений тоже будут иметь свои особенности.

Учитель: Задача.

“Есть корни, уходящие в глубь почвы глубоко (полынь), другие на меньшую (ковыль), а третьи совсем неглубоко (тюльпан)” вставьте данные задачи в краткую запись и решите ее”

Ковыль - ___

Полынь - ?на ___меньше

Тюльпан - ? на ___меньше

Учитель: Проверка.

/пустыня/

Учитель:

Широка она на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.

А какой природной зоне стихотворение?

Дети: Пустыня.

Учитель: Как вы думаете, почему эту зону так называют? От какого слова оно образовалось?

Дети: Пусто.

Учитель: В этой зоне очень жарко и не все растения могут выдержать. Здесь есть деревья, кустарники и травы. Но они совсем не похожи на наши. Покажите эту зону на карте.

Дети: Показывают, остальные рассматривают в атласе природную зону пустыни.

Учитель: Назовите растения, которые живут в этой зоне.

Дети: Ответы.

Учитель: Какие особенности будут у этих растений? У этих растений длинный корень, маленькие листья, часто вместо листьев колючки.

4.ЛЕГО И МОЗАИКА.

Учитель: Мы будем конструировать эти растения. Вы разделены на группы, у каждой группы свое задание. Откройте короба, достаньте и прочитайте задание. /Задания могут быть предложены учителем по выбору: загадки, описание растений, ребусы, кроссворды и т.д./

Дети: выполнение по заданию.

Учитель: Проверка. Прочитайте задание. Продемонстрируйте работу. Какое растение выше и на сколько.

5. Вывод:

Учитель: С какими новыми друзьями – растениями мы познакомились? Что нового вы узнали об этих растениях? О чем вы расскажите своим друзьям?

С помощью какого урока мы решали задачи ученых?

Дети: математика.