Цели урока:
Образовательные
- Дать понятие постоянного магнита, магнитного поля;
- Исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него;
- Исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов;
- Изучить действие магнитного поля на ток;
- Познакомиться со свойствами магнитного поля;
- Провести сравнение магнитного поля с электрическим.
Воспитательные
- Научить работать в группах.
- Научит использовать персональный компьютер как средство обучения.
Развивающие
- Научить выделять главное, существенное.
- Научить сравнивать изучаемые факты, логически излагать мысли.
Оборудование:
- Компьютер.
- Экран.
- Проектор.
- Диск “Интерактивный курс “Физика, 7-11 класс”.
- Ноутбуки для учащихся.
- Установка “Опыт Эрстеда”.
- Магниты (по кол-ву детей в классе).
- Железные опилки.
- Компас.
- Штатив лабораторный.
- Источник тока.
- Катушка моток.
- Соединительные провода.
- Опорные таблицы “Магниты”, “Сравнение электрических и магнитных полей”.
План урока:
№ | Основные этапы урока | Время |
1 | Организационный момент. | 1 мин |
2 | Загадка – вопрос. | 2 мин |
3 | Постановка темы и целей урока. | 2 мин |
4 | Постановка проблемного вопроса. Видеосюжет “Северное сияние”. | 3 мин |
5 | Объяснение учителя. | 9 мин |
6 | Работа в группах. | 15 мин |
7 | Отчеты о работе в группах. | 5 мин |
8 | Решение поставленной проблемы. | 2 мин |
9 | Итоги | 2 мин |
10 | Рефлексия | 1 мин |
Ход урока
Что в черном ящике?
Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем “Магнуса” или просто “…”. Но известно и другое предание о том, что слово … произошло от названия местности, где добывали железную руду. За много веков до н.э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа.
Презентация
Тема : Постоянные магниты. Магнитное поле.
Цели урока:
- Дать понятии магнитного поля;
- Исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него;
- Исследовать взаимодействие плюсов двух магнитов;
- Изучить действие магнитного поля на ток;
- Познакомиться со свойствами магнитного поля;
- Провести сравнение магнитного поля с электрическим.
Постановка проблемы (фильм “Северное сияние”).
Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?
Магнит. Знали о нем, как видно, исстари. И компасы придумали, и для всяких развлечений и устройств приспосабливали. Да и вы, конечно, баловались с магнитами, заставляя ими “плясать” гвоздики и стальные скрепки.
Фронтальный эксперимент.
Притяжение магнита к скрепкам. Карандаш и скрепки.
Но вот когда человек научился управлять “магнитной силой” и даже создавать искусственные магниты, он сумел воплотить в жизнь свои давние и заветные мечты.
Телефон, телеграф, радио, телевидение…
А начиналось путешествие в огромный волшебный мир магнетизма с наблюдений за маленькой дрожащей стрелкой компаса.
Таблица “магниты”
Магниты.
Естественные | Искусственные магниты |
Кусок железной руды, обладающий
способностью притягивать к себе находящиеся
вблизи небольшие железные предметы. Земля – гигантский естественный магнит. |
Железные предметы, получившие магнитные свойства в результате контакта с естественным магнитом или намагниченные в магнитном поле. |
Фильм “магнитные полюсы”
Фронтальный эксперимент.
Действие одного магнита на другой на расстоянии.
Не приходилось ли вам задаваться вопросом: а через что передается действие одного магнита на другой? Как, например, Земля заставляет “чувствовать” свой магнетизм стрелку компаса? Что является посредником при передаче этого действия? Конечно, все эти вопросы можно было поставить и для электрических зарядов. Ведь они тоже влияют друг на друга на расстоянии.
Для ответа на подобные вопросы оказалась очень удобной идея поля. Ее начал разрабатывать английский ученый Майкл Фарадей. А продолжил - его выдающийся соотечественник Джеймс Максвелл. Благодаря его усилиям была создана стройная система представлений, в рамках которой нашло объяснение большинство электрических и магнитных явлений. Поле невидимо, неслышимо и неосязаемо. Но его можно обнаружить с помощью вносимых в него зарядов и магнитов.
Демонстрационный опыт.
Опыт Эрстеда.
Действие магнита на проводник с током.
Почему?
Вокруг проводника с током (направленное движение заряженных частиц) тоже есть магнитное поле.
Фильм “Опыт Ампера”
Сравнение свойств электрических и магнитных полей.
Электрическое поле | Магнитное поле |
Материально. Существует независимо от нашего сознания. |
Материально. Существует независимо от нашего сознания. |
Создается неподвижными электрическими зарядами. | Создается электрическим током или движущимися зарядами, магнитами. |
Обнаруживается по действию на электрический заряд. | Обнаруживается по действию на электрический ток, постоянные магниты. |
Чтобы сделать понятие поля наглядным, ученым пришло в голову изображать его на картинках - в виде так называемых силовых линий. Там, где эти линии расположены гуще, например, у полюсов магнитов, считают, что поле сильнее. А там, где расходятся друг от друга, поле слабеет. Эти картинки люди научились создавать, внося в магнитное поле крохотные железные опилки. Намагничиваясь, такие опилки, проявляли картину силовых линий.
Фильм “Линии магнитной индукции”
Работа в группах.
Задание для первой группы.
I. Лабораторная работа.
Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Цель работы: экспериментально определить зависимость действия магнитного поля на проводник с током от направления силы тока в нем.
Оборудование:
- Источник электропитания
- Катушка моток
- Полосовой магнит
- Штатив с муфтой и лапкой
- Соединительные провода
В работе исследуется взаимодействие проволочной катушки-мотка, подвешенной на штативе, с постоянным магнитом.
Ход работы
- Соберите экспериментальную установку.
- Замкните ключ и по изменению положения катушки сделайте вывод о характере действия на нее магнита.
- Измените положение полюсов магнита на противоположные и повторите действия.
- Объясните результат наблюдения.
II. На магнит положить лист бумаги. Посыпать аккуратно железные опилки. Нарисовать полученную картинку на листе бумаги.
III. Виртуальная лаборатория “Магнитное поле соленоида”.
Сделать вывод.
Ссылка в конспект.
Выйти в “вопросы к параграфу” (1,2,3,6)
Дополнительно Л/р “Движение частицы в магнитном поле”
Задание для второй группы.
I. Лабораторная работа.
Изучение магнитного поля постоянного магнита.
Цель работы:
- исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него;
- исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов.
Оборудование:
- Постоянный магнит -2 шт.
- Линейка
- Лист бумаги
Ход работы
- Положите на лист бумаги оба магнита так, чтобы они расположились в линию друг за другом и обращены были друг к другу северными полюсами. При этом расстояние между ними должно быть примерно 10 см.
- Медленно приближайте один магнит к другому до тех пор пока второй магнит не придет в движение.
- Верните магниты в исходное положение. Поверните оба магнита на 180 градусов так, чтобы они были обращены друг к другу южными полюсами.
- Снова приближайте один магнит к другому, пока другой не начнет двигаться.
- Расположите оба магнита параллельно друг другу так, чтобы их одноименные полюса были обращены в одну сторону.
- Еще раз повторите сближение до тех пор, пока второй не начнет двигаться.
- Установите как одноименные так и разноименные полюса магнитов действуют друг на друга.
II. На магнит положить лист бумаги. Посыпать аккуратно железные опилки. Нарисовать полученную картинку на листе бумаги.
III. Виртуальная лаборатория “Магнитное поле соленоида”.
Сделать вывод.
Ссылка в конспект.
Выйти в “вопросы к параграфу” (1,2,3,6)
Дополнительно Л/р “Движение частицы в магнитном поле”
Задание для третьей группы.
I. Лабораторная работа.
Изучение магнитного поля постоянного магнита.
Цель работы:
- исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него;
- исследовать взаимодействие магнитной стрелки компаса и магнита.
Оборудование:
- Постоянный магнит
- Компас
- Линейка
- Лист бумаги
Ход работы
- На одном краю стола разместите компас, на другом – оба магнита. Вблизи компаса не должно быть металлических предметов.
- После того, как стрелка компаса установится в магнитном поле Земли, начинайте приближать магнит к компасу.
- По повороту магнитной стрелки определите расстояние, на котором магнитное поле магнита станет “заметным!” для компаса.
- Повторите опыт, приближая магнит к компасу другим полюсом.
- Сделайте вывод о том, как изменяется величина магнитного поля магнита с изменением расстояния до него.
II. На магнит положить лист бумаги. Посыпать аккуратно железные опилки. Нарисовать полученную картинку на листе бумаги.
III. Виртуальная лаборатория “Магнитное поле соленоида”.
Сделать вывод.
Ссылка в конспект.
Выйти в “вопросы к параграфу” (1,2,3,6)
Дополнительно Л/р “Движение частицы в магнитном поле”
Отчеты о работе в группах.
Решение поставленной проблемы.
Итоги.
Рефлексия.