Цель: формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Задачи:
- Закрепить знания о ранее пройденных композиторах и их произведениях, дать определение слову “талант”, “гений”.
- Учить детей самостоятельно делать выводы, способствовать повышению самооценки, а также развитию чувственного восприятия.
Оборудование:
- “Симфония № 40” В.А. Моцарта,
- “Симфония № 5” Л.В. Бетховена,
- “Полонез “До минор” Ф. Шопена.
- Портреты вышеуказанных композиторов.
- Схема №1: изображение лестницы, внизу которой написано “талант”, вверху – “гений”.
- Медали, сделанные из картона, с надписью: “медаль за таланты”.
Организация урока: музыкальное приветствие “Здравствуйте, дети. Здравствуйте, учитель” (пение по трезвучию)
Ход урока
- Каждый урок мы начинаем с того, что объявлем тему. Сегодня вы сами сформулируете тему в конце урока. Начнем урок с фрагмента музыкального произведения.
Звучит “Симфония №40” В.А. Моцарта (фрагмент)
- Кто автор произведения, фрагмент которого вы услышали? Как называется это музыкальное произведение? Слышали вы когда-нибудь выражение “гений Моцарта”? Как вы понимаете слово “гений”? Как вы понимаете слово “талант”? Давайте разберемся, что же означают слова “талант” и “гений” и чем они отличаются.
В Древней Греции слово “talanton” означало самую крупную денежную единицу. Впоследствии слово “талант” стало применяться к оценке способностей человека. Итак, человек талантлив, если он делает что-то
- новое (то, что до него никто не делал)
- это “новое” имеет высокое качество
- это “новое” нужно обществу
Давайте проанализируем, был ли В.А. Моцарт талантлив.
1) Сочинил ли Моцарт что-то новое, интересное, что до него никто не сочинял?
Должна вам сказать, что Моцарт долгое время был придворным музыкантом князя Эстергази. Князь навязывал Моцарту свое видение музыки. Он хотел, чтобы стиль музыки Моцарта походил на музыку других известных композиторов. Но Моцарт хотел сочинять свою музыку, непохожую на музыку других. Из-за этого он был вынужден уйти от князя и жить в бедности, но, несмотря на жизненные лишения, Моцарт не изменил себе.
2) Как вы считаете, музыка Моцарта качественно написана? Как вы определили? (Она изящна, красива, в ней чувствуется необыкновенная легкость, радость жизни).
3) Значима ли музыка Моцарта для всех нас? Для чего, Ксюша, тебе нужна музыка Моцарта?
Музыка необходима человеку в разные моменты его жизни: когда ему хорошо, когда плохо, когда необходимо о чем-то подумать и т.д.
Учеными официально доказано, что музыка Моцарта дает терапевтический эффект. Она лечит нервную систему и зрение. Даже коровы, когда слушают музыку Моцарта, дают в 1.5 раза больше молока.
Итак, мы доказали, что Моцарт был талантлив. Но в выражении, которое я привела вам в начале урока, говорится “гений Моцарта”. Что значит “гений”?
Ставлю схему №1
Гений – это высшая ступень таланта, максимальные его проявления. Именно поэтому мы говорим не “талант Моцарта”, а “гений Моцарта”.
Давайте послушаем еще один музыкальный фрагмент.
Звучит симфония №5 Л.В. Бетховена (фрагмент)
- Кто автор произведения, фрагмент которого вы прослушали? Как называется это музыкальное произведение? Бетховен, на ваш взгляд, гениальный композитор? Какие же качества личности понадобились Бетховену, чтобы развить свой талант?
- Верно. Юный Бетховен отводил игре на фортепиано по 8 часов в день. Благодаря такой настойчивости и трудолюбию талант композитора перерос в гений.
Что кроме настойчивости и трудолюбия необходимо человеку, для развития таланта? Ответ на этот вопрос нам подскажет следующий музыкальный фрагмент.
Звучит “Полонез “До” минор” Ф. Шопена (фрагмент).
- Кто автор произведения, фрагмент которого вы прослушали? Как называется это музыкальное произведение? Как, по-вашему, почему у Шопена много произведений написано в таком пронзительном миноре? Вспомните его биографию. (Шопен вынужден был жить за границей и очень тосковал по родной Польше).
- Что должно владеть композитором, когда он сочиняет музыку? (чувства)
Предлагаю детям сочинить музыку на фортепиано. Дети по очереди играют на инструменте, остальные предполагают, какие чувства владели их одноклассником (одноклассницей) в данный момент.
- Итак, любому таланту (не только композитору) важно уметь чувствовать. Чем глубже он чувствует, тем гениальнее результат его таланта. Только чувствующий человек может созидать. Равнодушный человек способен только разрушать.
Есть еще одно необходимое качество для развития таланта, а также для того, чтобы талант мог перерасти в гений. А.С. Пушкин писал: “Гений и злодейство две вещи несовместные”. Как вы понимаете эту фразу? Гений – это человек, обладающий высокими моральными качествами. Какие высокие моральные качества присущи человеку? (благородство, человеколюбие, доброта, неспособность на предательство, низость и злодейство).
- Как вы считаете, госпожа Природа дает талант каждому из нас или только избранным? Изначально таланты есть у каждого. Они все разные: музыкальный, художественный, спортивный и т.д. Только один человек талант свой развивает, а другой – нет.
Представьте, что перед нами предстала госпожа Природа и сказала: вот тебе, Анжела (имя ученицы), музыкальный талант, а вот вам, Ирина Викторовна (имя учителя), музыкальный талант. Развивайте их. Однажды я приду и спрошу, каковы результаты. Прошло много лет. И вот, однажды предстает пред нами госпожа Природа и спрашивает у Анжелы, что она сделала за это время. Анжела отвечает: “Я занималась на “отлично” в музыкальной школе и теперь я даю концерты, играя на фортепиано”.
“Молодец, Анжела, скажет госпожа Природа. – Получай талант исполнителя”.
“Еще, скажет Анжела, я обучаю маленьких детей игре на фортепиано”.
“Отлично! Получай талант учителя”.
“И песенки я для детей сочиняю”, говорит Анжела.
“Великолепно! Получай талант композитора! А что вы сделали, Ирина Викторовна, чтобы развить свой музыкальный талант?”
“Я положила его под подушку и никому не показывала”, -- ответит Ирина Викторовна.
“Отбираю я талант, который вам дала, и остаетесь вы ни с чем”.
О чем эта история? Что сделала Анжела и чего не сделала я? Какой вывод мы можем сделать? (Человек должен развивать и приумножать свои таланты).
Вызываю к доске Андрея.
- Скажите, ребята, Андрей талантливый молодой человек? Какие у него есть таланты? (Дети перечисляют).
Звучит “Симфония №40” В.А. Моцарта (под эту музыку проводится награждение).
- Андрей награждается медалью за многочисленные таланты!
Таким образом, происходит награждение всех детей.
- Ребята, посмотрите на “лестницу гениев” (схема №1). Мы выяснили, что каждый из нас талантлив, значит находится вот здесь (нижняя ступень). До какой степени каждый из вас хочет развить свой талант? Подойдите и впишите свое имя на любую ступень лестницы.
- Аня, какие качества личности ты будешь в себе развивать, чтобы достигнуть поставленной высоты?
Исполнение песни Е. Крылатова “Куда подует ветер”.
- Предложите, как можно озаглавить наш урок? (учитель пишет на доске название темы урока, которую предложили дети).
- А теперь ответьте на вопрос: кто из вас талантлив? Для меня было большой честью проводить урок с такими талантливыми, без пяти минут гениальными учениками. Спасибо вам за урок!
Выход под музыку “Симфонии №40” В.А. Моцарта.
Литература:
- Л. Михеева “Музыкальный словарь в рассказах”. М.: Советский композитор, 1988.
- “Сто великих композиторов”. М.: Вече, 2000.