Проблема заикания - одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. Возникая в дошкольном возрасте, оно затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности.
Речь – это сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, от ситуации, от умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Кроме того, характер речи зависит от личностных особенностей говорящего, от его нервно-психического состояния.
Часто наблюдалась такая картина: после курса коррекционных занятий речь многих детей оказывается недостаточно стабильной. В условиях логопедического кабинета чаще всего они общаются без заикания, а в других ситуациях – возобновляется. Это объясняется тем, что при формировании навыка слитной и плавной речи не учитываются особенности проявления заикания в зависимости от ситуации, недостаточно разработаны приемы переноса полученного навыка в реальные условия общения. Эти вопросы успешно решены относительно преодоления заикания у взрослых. Существует несколько методик, в которых подробно описаны особенности проведения тренировок по переносу навыка речевого общения, полученного на логопедических занятиях, в естественные условия, но использование таких методик для преодоления заикания у дошкольников невозможно, поскольку структура дефекта у детей и взрослых разная. Считается, что у заикающихся дошкольников в силу возрастных особенностей еще не нарушена структура дефекта так, как у взрослых, не усугублена психопатологическими симптомами, следствием которых является логофобия (страх речи). Но утверждение “у дошкольников не сформированы внутренние психические предпосылки заикания” часто неверно! Встречаются дети, которые в пятилетнем возрасте осознают свой речевой дефект и очень остро переживают, отказываются от общения с взрослыми и сверстниками. Методики коррекционной работы, обусловленные возрастными особенностями, включают в себя: использование игры, “ручную” деятельность, облегченные формы речи. Психокоррекция также осуществляется в игровой форме. Но в работе с некоторыми детьми- заиками они не оправдывают себя.
Мы взяли на себя смелость внести нечто новое в коррекционно-воспитательную работу с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели группы педагоги-новаторы предложили использовать в работе некоторые знания по Фэн-шуй (китайское учение о расположении предметов в пространстве, которое способствовует нормализации общего фона и установлении гармонии). Помимо традиционного деления пространства игровой комнаты на зоны в соответствии с требованиями программы и дополненными элементами согласно учению Фэн-шуй, мы использовали элементы декора различных стран и культур. Я, как логопед, вместе с этим предложила использовать для коррекции речи детей чтение мантр (специально подобранные фразы с лечебным эффектом, аналог короткой молитвы на древнем языке санскрите). И вы знаете, этот процесс был настолько увлекательным как для детей, для их родителей и для нас педагогов! Мы изучали культуру Востока, её мудрость, проведение “чайных церемоний”, в которых принимали непосредственное участие и родители. А пение мантр в коррекционной работе помогло развить у детей способность более качественно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, умение произносить слова в замедленном темпе, “дозировать” вокальное и физиологическое дыхание.
Помимо особенностей интерьера, использования мантр, также были использованы парциально некоторые нетрадиционные методики по нормализации здоровья через выполнение упражнений по системе Норбекова. Например, упражнение на дыхание. Детям предлагается подышать коленками. Обычно это неадекватно воспринимается, но в отношении детей с заиканием выполнение упражнения проходит очень творчески: они отвлекаются от фиксации на поверхностном типе дыхания, развивая воображение, представляя, что “коленки дышат” и не просто дышат, а еще воздушная струя теплая или “окрашена всеми цветами радуги”, у кого-то “с серебристыми блестками”, “тихой музыкой”… Для сравнения: обычное упражнение при коррекции заикания для нормализации дыхания “надуй большой и маленький шарики” дети выполняют на занятии и только. А при выполнении “дышащих коленок” развивается самоконтроль, творческие способности, и, самое главное, дети настолько увлекаются его выполнением, что с каждым разом выполняя более тщательно, “раскрываются”. А это для них не всегда легко! Это и множество других упражнений по системе Норбекова полезны для детей с заиканием или другой речевой патологией, так и для детей с речевой нормой.
Этот опыт использования нетрадиционных методик в коррекционно-воспитательной работе мы рекомендуем как логопедам, так и педагогам. Желаю успехов в вашей поистине творческой деятельности!