Конспект урока по музыке по теме "Творчество — это…" (педагогическая технология "Творческая мастерская")

Разделы: Музыка


Форма урока: творческая мастерская

Цель урока: осознание процесса творчества как вида художественной деятельности.

Задачи:

  • формирование собственного понимания “творчества”, обучение импровизации в разных видах исполнительской деятельности;
  • развитие творческих способностей в ходе разных видов исполнительской деятельности и “словаря эмоций”, формирование умения вглядываться в мир “духовными глазами”;
  • воспитание эстетических чувств и патриотизма на примере произведений удмуртских авторов.

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование урока и раздаточный материал:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • аудио -, видео - аппаратура,
  • синтезатор,
  • книжки “Мои поэтические пробы”,
  • материалы для создания стилизованных костюмов.

Межпредметные связи: литература, МХК, изобразительная деятельность, краеве дение, игра на музыкальных инструментах, детский музыкальный театр.

Ход урока

1. Организационный момент и постановка цели урока.

- Здравствуйте, сегодня мы продолжаем разговор о видах музыкальной деятельности.

Какие виды музыкальной деятельности вы уже знаете?

Предполагаемый ответ: Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие. Мы знакомы и со следующим видом музыкальной деятельности – исполнительством: пение, музыкально – ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах.

Сегодня мы познакомимся со следующим видом музыкальной деятельности – творчеством.

2. Основная часть

Итак, начнем!

(Фильм, на его фоне звучит стих. В. Семернина “Музыка всюду живет”.)

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет -
В шелесте трав,
В шуме дубрав -
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода -
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои
Ива роняет у брода...
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет, -
Только прислушаться надо.

- Только прислушаться надо...

Часто ли мы прислушиваемся?

Что вы слышите в звуках природы?

Для чего это нужно?

Нужно ли это творческому человеку?

Что такое творчество?

(Предполагаемый ответ детей: творчество- это создание нового)

- А создание нового – это сложный процесс?

(ответы детей)

- “Художник тот, кто умеет разглядывать в окружающей действительности не только очевидное, бросающееся в глаза, но и скрытое, потаенное, ускользающее от прямого взгляда, кто умеет ощутить невидимое через видимое”. К. Станиславский.

- Чему можно удивиться, гуляя среди деревьев в парке или по бульвару?

(ответы детей)

Слайды и беседа с детьми о характерах образов на слайдах.

-Деревья как и люди все разные:

  • богатые и роскошные
  • хворые и убогие
  • скромные и приземистые
  • стоящие в ряд дружно как солдаты, и в кружочек - как друзья

- Зимой они какие?

(Предполагаемый ответ детей: одинокие, застывшие, взъерошенные)

- А весной?

(Предполагаемый ответ детей: свежие, тянущиеся к солнцу, к жизни)

- Летом?

(Предполагаемый ответ детей: пышные, сочные, с темной густой зеленью)

- Осенью?

(Предполагаемый ответ детей: вялые, печальные, даже если сначала яркие, эта красота тускнеет, краски блекнут)

- Какими деревьями вы хотели бы быть?

- А можем ли мы себя сравнить с деревьями?

- Ноги- корни, туловище - ствол, руки - ветви.

- А нужно ли нам лицо? “Глаза это зеркало души”. Можно представить, что деревья имеют глаза и смотрят на нас так же, как и вся природа. Даже песня была в 80-е годы, и мы очень ее любили:

“С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою...”

- А если представить целую рощу весенних деревьев, то каждое дерево будет по-своему необычным, что будет видно в вашей пластике и глазах.

Звучит фрагмент музыкального произведения Вивальди “Весна”

(дети в пластике изображают весеннюю рощу)

- Было нелегко, но мы справились. Что помогло нам в этом творчестве?

- А сейчас еще один шаг. У вас есть книжки с еще пока чистыми страницами “Мои поэтические пробы”. Попробуйте сложить стих о любом из деревьев. Получится у каждого по-своему, но этим вы все и отличаетесь.

Сочиняем. Музыкальный фон - И.С. Бах “Воздух”

Зачитываем и анализируем получившиеся строки.

- Что помогло вам творить, создавать?

- А послушайте, как это получилось у Флора Васильева - известного удмуртского поэта.

“Над речкой около обрыва,
Печально глядя в глубину,
Стоит развесистая ива
И гладит листьями волну...
Прозрачный месяц
Каждый вечер
Сияньем иву осыпал,
И, намотавшись за день, ветер
В тени под ивой засыпал ...”

- Это был фрагмент стихотворения Флора Васильева. Помогли ему наблюдательность, умение удивляться самому простому.

- Насколько удивительными показались мне три небольшие вокально-хоровые произведения! Послушайте их. Что вас удивит в этих произведениях? Вслушайтесь!

Исполняются песни в сопровождении синтезатора.

“Береза”. “Дуб”. “Ива”. (Муз. Ю. Толкача, стих. И.Токмаковой).

- Что удивило, привлекло вас в этих песнях?

(Предполагаемый ответ детей: Деревья - живые, сравниваются по характеру с людьми)

- Какие деревья по характеру?

(Предполагаемый ответ детей: Дуб-богатырь, крепкий, сильный, не боится мороза и простуды. Поэтому музыка - энергична, бодра, решительна.

Береза - загадочна, кокетлива, мила, изящна.

Музыка - легка, грациозна, подвижна, воздушна, как вальс.

Ива - застенчива, плаксива, нежна.

Музыка - монотонна, заунывна, вопрошающа)

- В ваших книжках есть слова этой песни, они вам помогут быстрее выучить её.

- Подпевайте мне.

Разучиваем песню

- Что еще требует внимания в этой песне? Вслушайтесь!

Исполняю “Иву”. Дети подпевают.

Ищем паузы.

- Тишина не может быть пустой, чем можно заполнить ее?

Исполняем вместе “Иву”.

- Подберем эти звуки. Кто не “боится” синтезатора? Вот вы будете у нас главным звукорежиссером.

Исполняем с синтезатором “Иву”.

- Мы подобрались к самому главному. Пели, испытали себя в пластике, сочиняли рифмы, руководили своими эмоциями и музицировали.Осталось все это соединить.

- Кто может кроме нас наблюдать за ивой, жалеть её, сочувствовать ей?

(Предполагаемый ответ детей: Деревья, её окружающие.)

- Попробуем создать особую ауру вокруг ивы: поющие деревья,рассказывающие об иве, жалеющие её. Получится настоящий театр. Зрители, артисты есть. Декорациями будет слайд на экране.

- Разложенные на столах различные разноцветье платки, шарфы, зеленые ветки и т.д. помогут создать нам стилизованные костюмы.

Исполняем.

3. Итог урока.

- Все, что произошло, - результат нашего творчества. А сейчас воспользуемся приемом пятистрочного стихосложения синквейн . Ключевым словом будет являться слово “творчество”.

Сочиняем синквейн.

Зачитываем и анализируем.

У каждого из вас получился свой вывод. Ответ для вас, конечно, не окончательный.

Творчество - это...

- Вы еще будете размышлять над тем, что такое творческтво, если будете наблюдательными, внимательными и думающими людьми, если сможете увидеть среди простого нечто необычное…

Книжки остаются у детей на память.

Приложение

Литература:

  1. Васильев Ф. Избранное.-Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1996
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000
  3. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьноков.-М.: Издательский центр “Академия”,2001
  4. Семернин В. Музыка всюду живет. Стихи о музыке.М.: “Советский композитор”, 1991
  5. Толкач Ю.Л. Родные картинки. Песни для детей младшего возраста.- Ижевск: Издательство “РХД”, 2005