Форма урока: творческая мастерская
Цель урока: осознание процесса творчества как вида художественной деятельности.
Задачи:
- формирование собственного понимания “творчества”, обучение импровизации в разных видах исполнительской деятельности;
- развитие творческих способностей в ходе разных видов исполнительской деятельности и “словаря эмоций”, формирование умения вглядываться в мир “духовными глазами”;
- воспитание эстетических чувств и патриотизма на примере произведений удмуртских авторов.
Продолжительность урока: 45 минут
Оборудование урока и раздаточный материал:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- аудио -, видео - аппаратура,
- синтезатор,
- книжки “Мои поэтические пробы”,
- материалы для создания стилизованных костюмов.
Межпредметные связи: литература, МХК, изобразительная деятельность, краеве дение, игра на музыкальных инструментах, детский музыкальный театр.
Ход урока
1. Организационный момент и постановка цели урока.
- Здравствуйте, сегодня мы продолжаем разговор о видах музыкальной деятельности.
Какие виды музыкальной деятельности вы уже знаете?
Предполагаемый ответ: Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие. Мы знакомы и со следующим видом музыкальной деятельности – исполнительством: пение, музыкально – ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах.
Сегодня мы познакомимся со следующим видом музыкальной деятельности – творчеством.
2. Основная часть
Итак, начнем!
(Фильм, на его фоне звучит стих. В. Семернина “Музыка всюду живет”.)
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет -
В шелесте трав,
В шуме дубрав -
Только прислушаться надо.Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода -
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!Тихие слезы свои
Ива роняет у брода...
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет, -
Только прислушаться надо.
- Только прислушаться надо...
Часто ли мы прислушиваемся?
Что вы слышите в звуках природы?
Для чего это нужно?
Нужно ли это творческому человеку?
Что такое творчество?
(Предполагаемый ответ детей: творчество- это создание нового)
- А создание нового – это сложный процесс?
(ответы детей)
- “Художник тот, кто умеет разглядывать в окружающей действительности не только очевидное, бросающееся в глаза, но и скрытое, потаенное, ускользающее от прямого взгляда, кто умеет ощутить невидимое через видимое”. К. Станиславский.
- Чему можно удивиться, гуляя среди деревьев в парке или по бульвару?
(ответы детей)
Слайды и беседа с детьми о характерах образов на слайдах.
-Деревья как и люди все разные:
- богатые и роскошные
- хворые и убогие
- скромные и приземистые
- стоящие в ряд дружно как солдаты, и в кружочек - как друзья
- Зимой они какие?
(Предполагаемый ответ детей: одинокие, застывшие, взъерошенные)
- А весной?
(Предполагаемый ответ детей: свежие, тянущиеся к солнцу, к жизни)
- Летом?
(Предполагаемый ответ детей: пышные, сочные, с темной густой зеленью)
- Осенью?
(Предполагаемый ответ детей: вялые, печальные, даже если сначала яркие, эта красота тускнеет, краски блекнут)
- Какими деревьями вы хотели бы быть?
- А можем ли мы себя сравнить с деревьями?
- Ноги- корни, туловище - ствол, руки - ветви.
- А нужно ли нам лицо? “Глаза это зеркало души”. Можно представить, что деревья имеют глаза и смотрят на нас так же, как и вся природа. Даже песня была в 80-е годы, и мы очень ее любили:
“С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою...”
- А если представить целую рощу весенних деревьев, то каждое дерево будет по-своему необычным, что будет видно в вашей пластике и глазах.
Звучит фрагмент музыкального произведения Вивальди “Весна”
(дети в пластике изображают весеннюю рощу)
- Было нелегко, но мы справились. Что помогло нам в этом творчестве?
- А сейчас еще один шаг. У вас есть книжки с еще пока чистыми страницами “Мои поэтические пробы”. Попробуйте сложить стих о любом из деревьев. Получится у каждого по-своему, но этим вы все и отличаетесь.
Сочиняем. Музыкальный фон - И.С. Бах “Воздух”
Зачитываем и анализируем получившиеся строки.
- Что помогло вам творить, создавать?
- А послушайте, как это получилось у Флора Васильева - известного удмуртского поэта.
“Над речкой около обрыва,
Печально глядя в глубину,
Стоит развесистая ива
И гладит листьями волну...
Прозрачный месяц
Каждый вечер
Сияньем иву осыпал,
И, намотавшись за день, ветер
В тени под ивой засыпал ...”
- Это был фрагмент стихотворения Флора Васильева. Помогли ему наблюдательность, умение удивляться самому простому.
- Насколько удивительными показались мне три небольшие вокально-хоровые произведения! Послушайте их. Что вас удивит в этих произведениях? Вслушайтесь!
Исполняются песни в сопровождении синтезатора.
“Береза”. “Дуб”. “Ива”. (Муз. Ю. Толкача, стих. И.Токмаковой).
- Что удивило, привлекло вас в этих песнях?
(Предполагаемый ответ детей: Деревья - живые, сравниваются по характеру с людьми)
- Какие деревья по характеру?
(Предполагаемый ответ детей: Дуб-богатырь, крепкий, сильный, не боится мороза и простуды. Поэтому музыка - энергична, бодра, решительна.
Береза - загадочна, кокетлива, мила, изящна.
Музыка - легка, грациозна, подвижна, воздушна, как вальс.
Ива - застенчива, плаксива, нежна.
Музыка - монотонна, заунывна, вопрошающа)
- В ваших книжках есть слова этой песни, они вам помогут быстрее выучить её.
- Подпевайте мне.
Разучиваем песню
- Что еще требует внимания в этой песне? Вслушайтесь!
Исполняю “Иву”. Дети подпевают.
Ищем паузы.
- Тишина не может быть пустой, чем можно заполнить ее?
Исполняем вместе “Иву”.
- Подберем эти звуки. Кто не “боится” синтезатора? Вот вы будете у нас главным звукорежиссером.
Исполняем с синтезатором “Иву”.
- Мы подобрались к самому главному. Пели, испытали себя в пластике, сочиняли рифмы, руководили своими эмоциями и музицировали.Осталось все это соединить.
- Кто может кроме нас наблюдать за ивой, жалеть её, сочувствовать ей?
(Предполагаемый ответ детей: Деревья, её окружающие.)
- Попробуем создать особую ауру вокруг ивы: поющие деревья,рассказывающие об иве, жалеющие её. Получится настоящий театр. Зрители, артисты есть. Декорациями будет слайд на экране.
- Разложенные на столах различные разноцветье платки, шарфы, зеленые ветки и т.д. помогут создать нам стилизованные костюмы.
Исполняем.
3. Итог урока.
- Все, что произошло, - результат нашего творчества. А сейчас воспользуемся приемом пятистрочного стихосложения синквейн . Ключевым словом будет являться слово “творчество”.
Сочиняем синквейн.
Зачитываем и анализируем.
У каждого из вас получился свой вывод. Ответ для вас, конечно, не окончательный.
Творчество - это...
- Вы еще будете размышлять над тем, что такое творческтво, если будете наблюдательными, внимательными и думающими людьми, если сможете увидеть среди простого нечто необычное…
Книжки остаются у детей на память.
Литература:
- Васильев Ф. Избранное.-Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1996
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000
- Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьноков.-М.: Издательский центр “Академия”,2001
- Семернин В. Музыка всюду живет. Стихи о музыке.М.: “Советский композитор”, 1991
- Толкач Ю.Л. Родные картинки. Песни для детей младшего возраста.- Ижевск: Издательство “РХД”, 2005