Снова первое сентября. Школа оживает. Коридоры наполняются детскими голосами, смехом. 30 лет в школе, и всё равно волнуюсь. А как же иначе? Меня ждёт сегодня встреча, вернее, новое знакомство! Вот они, мои первоклассники, взъерошенные воробышки, глядят на меня пытливо и, наверное, чуточку со страхом. В их глазах застыл вопрос: “Какая ты, моя учительница?” У меня позади тоже бессонная ночь, в голове вертится одна единственная мысль: “Смогу ли увлечь и сделать обучение понятным и увлекательным?”
Система развивающего обучения Л.В.Занкова нашла меня сама. Просто никогда в своей работе не подходила с общим стандартом, искала пути, которые увлекали бы на уроках учащихся, чтобы чувствовали бы они себя комфортно и не боялись высказывать свои суждения.
Система Л.В.Занкова прошла большой путь от её разработки до проверки в массовом эксперименте, а на рубеже 80-90 годов она получила второе дыхание- к ней потянулись руководители и учителя общеобразовательных школ. Чем объяснить жизненность этой системы развивающего обучения? Прежде всего, тем, что она решает задачи, которые всегда волновали и волнуют учителей сейчас: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным. Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформулированные академиком Л.В.Занковым. Принцип обучения на высоком уровне трудности- это поисковая деятельность, в которой ребёнок должен схватить принцип, смысл, общее. При этом он может действовать в соответствии с особенностями развития своего мозга, а работа происходит в зоне ближайшего развития (по Л.С.Выготскому). Педагог же как бы вводит ребёнка в эту зону и отступает, даёт ему самому разобраться в материале. И пусть из этого следует, что дети не сразу сформулируют ясные, чёткие грамматически оформленные знания, никто и не ждёт этого от них, надо подождать, дать время на исследование знания, то есть “держать паузу”. Помочь учителю в этом может второй принцип: принцип ведущей роли теоретических знаний. Он предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения за материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведёт к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Если рассматривать этот принцип с точки психологии, то можно сказать, что он подразумевает понимание взаимозависимости явлений, их целостности, даёт философское понимание мира, мироощущений и мирознания, а не отдельных предметов, вырванных из контекста жизни. Сосредоточить внимание младших школьников лишь на усвоении правил и выработке навыков без теоретического обобщения- значит задерживать их развитие. Третий принцип- принцип прохождения материала быстрым темпом очень важен для детей. Если искусственно не тормозить их познавательную активность, то им бросай только идеи, как топливо в печь, но стоит начать повторение, и они угасают. Повторять нужно на другом витке спирали, а не проходя по одной тропе несколько раз. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания, что они до этого знали, а что нового ещё им открылось в изучаемом предмете. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность системы.
Учителя- занковцы считают дидактическим стержнем урока деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает и в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести начатое дело до конца, пробуждается удовлетворение от выполненной работы. Учитель, работающий по системе Л.В.Занкова, ничего не сообщает ученику в готовом виде. И на самых первых уроках он ставит перед собой задачу: “разговорить” ученика, то есть, чтобы любой ребёнок мог сказать то, что он считает важным, а учитель не должен блокировать свободной мысли ребёнка; приучать к тому, что источником знаний может быть не только учитель, но и любой ученик, книга, средства массовой информации.
С принципами и свойствами системы Л.В.Занкова очень тесно перекликаются задачи медиаобразования. Рассмотрим несколько из них, которые возможно применить уже в начальной школе.
- Уметь понимать задания в различных формулировках и контектах.
Учитель-занковец начинает урок с вопроса в общей формулировке, то есть, с задания, требующего размышления о способах его выполнения. Например, на доске записан ряд чисел: 0,1,2,3,4,6… -Что вы можете сказать о записи на доске?- спрашивает учитель. И следуют ответы: “Это ненатуральный ряд чисел, потому что здесь есть ноль”, “Это не отрезок натурального ряда чисел, здесь лишний ноль и пропущено число5”, “Здесь есть чётные числа и нечётныё” и так далее. Ряд чисел рассматривается со всех известных позиций, а обучение идёт опосредованно. Так же очень часто на доске появляются схемы, которые ученики расшифровывают.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока
Дети: Будем говорить о существительных и найдём что-то новое в их отличиях и похожести.
Учитель: Прошу аргументировать ваше высказывание.
Тут следует переход к следующей задаче медиаобразования:
- Уметь визуальную информацию переводить в вербальную, а также
- Уметь аргументировать собственные высказывания
Начиная с первых дней обучения грамоте, в учебниках по системе Л.В.Занкова очень много заданий, которые так же требуют выполнения этих задач медиаобразования, а как только учащиеся научаться читать и писать, они получают задания:
Прочти отрывок из рассказа Л.Н.Толстого
Саша был трус.
Была гроза.
Саша влез в шкаф.
Там ему было темно и душно.
Ответь на вопрос словами текста: “Почему писатель называет мальчика трусом? Напиши ответ. (Русский язык. Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова, И.Л.Андрианова. 1 класс (1-4) часть 4.стр.10)
Встречаются и задания, которые можно использовать и для поиска информации в другом источнике. Например: Допиши предложение.
Сказку “Конёк-Горбунок” написал…
Если до этого задания у вашего класса была экскурсия в библиотеку, то, наверняка, туда и отправятся ваши дети за поиском ответа на вопрос. А это уже начинает включаться следующее умение медиаобразования
- Уметь находить требуемую информацию в различных источниках
Сегодня наиболее значительные изменения происходят в информационной области. Практически все школьники имеют доступ к ТV, видео, DVD; многие дети имеют домашние компьютеры и доступ в Интернет. Теперь современные ученики быстрее овладевают персональными компьютерами, чем учатся читать и писать. Поэтому введение медиаобразования, как аспекта обучения, очень актуально. Приступая к календарно-тематическому планированию своих первоклассников, я ознакомилась с аннотированным каталогом видеофильмов, библиотечным указателем видеокассет и каталогом CD Нерюнгринского Центра Информационных Технологий. Мне же необходимы были материалы на DVD- дисках. На родительском собрании обратилась к родителям , если в домашних архивах имеются диски с учебными программами, то просила принести хотя бы для копирования, так как в магазинах на тот период подобных не было. Таким образом в классной видеотеке появились следующие DVD-диски:
- Весёлая азбука. Уроки тётушки Совы. Творческое объединение “Маски”
- География-малышка. Творческое объединение “Маски”
- Математика-малышка. Творческое объединение “Маски”
- Уроки осторожности. ООО “Мега-видео”
- Лесные сказки
- Прогулки с чудовищами часть 1,2 Коллекция ВВС
- Джунгли. Коллекция ВВС
- Жизнь млекопитающих. Коллекция ВВС
- Идеальные убийцы. Коллекция ВВС
- Первобытная Америка. Коллекция ВВС
- Астероиды: смертельный удар. Национальное географическое общество. Производство:NANIONAL GEOGRAPHIC
- Шторм века. Национальное географическое общество. Производство:NANIONAL GEOGRAPHIC
- Мультфильмы: Вэлиант:Пернатый спецназ, Лило и Стич2, Большое кино Клиффорда, День Яйца, Мадагаскар, Жизнь жуков, Динозавры, Щелкунчик.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001-2 CD-ROM
- Большая Советская Энциклопедия. Золотой Фонд российских энциклопедий. 3 CD-ROM
- Большая детская электронная энциклопедия. Том 9. Растения и животные 1 CD-ROM
- Хочу всё знать: Человек. Изд. Триада.1 CD-ROM
Исходя из данных материалов и материалов ЦИТ г.Нерюнгри я приступила к календарно- тематического планирования. Часть этого планирования предлагаю:
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте
2 полугодие
№ п/п |
Тема урока | Основные задачи | Медиа-материалы | |||
1 | Чудеса русского языка. | Дать понятие о том, что значение фонемы, ударение могут изменять лексическое значение слова. | ||||
2-3 | Гласные буквы е,ё,я,ю. | Формировать представление о том,
что указанные гласные буквы обозначают по два
звука и являются показателями мягкости
согласных Учить при просмотре материала по DVD отбирать тот, который требует вопрос, поставленный учителем перед просмотром. |
DVD “Весёлая азбука” | |||
4 | Фразеологизмы | Формировать представление о том, что устойчивые сочетания слов- фразеологизмы, часто употребляются в речи, что нужно понимать их значение. | БСЭ | |||
5-6 | Праздник Новый год. Из истории языка | Учить практически применять умение при чтении слов с изученными буквами. Продолжать учить делать звуковой и звуко- буквенный анализ слов. | CD-ROM БСЭ |
|||
7-8 | Буквы я,ю. Выразительное чтение. | Учить выразительно читать стихи.
Дать понятие о том, что такое язык. Учить вербальную информацию переводить в знаковую |
DVD “Весёлая азбука” | |||
9-10 | Узнавание предмета по его описанию. Этика письма. | Познакомить с этикой письма. Работать над многозначностью слов. | ||||
11 | Мягкий знак- показатель мягкости | Формировать представление о том, какую роль выполняет мягкий знак в предложении. Формировать умение выделять в полученной информации только то, что до сих пор было неизвестно | DVD “Весёлая азбука” | |||
12-13 | Времена года. К.Чуковский “Путаница” |
Закрепить знания о временах года и словообразовании. Учить выразительному чтению | ||||
14 | Звуки[х, х, , ц], | Наблюдение за написанием правописания це, цы, ци. Повторить твёрдость и мягкость согласных звуков. Учить при просмотре материала по DVD отбирать тот, который требует вопрос, поставленный учителем перед просмотром. | DVD “Весёлая азбука” | |||
15 | Путаница. | Раскрыть смысл путаницы, скороговорок. Закрепить умение узнавать предмет по его описанию. | CD-ROM Э К и М |
|||
16 | Словообразование. | Формировать представление о том, что фонема играет роль для словообразования, работать над смешиваемыми звуками [ц, с, т]. |
|
|||
17-18 | Звуки [ч, , щ, ],- всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Ч,ч,Щ,щ. | Продолжать составлять ленту букв, работать над многозначностью слов и словообразованием. Формировать умение получать информацию из разных источников | DVD “Весёлая азбука” | |||
19-20 | Понятия: “время,часы, сутки, неделя, дни недели” | Знакомить с новыми понятиями. Формировать умение читать | CD-ROM Э К и М |
|||
21-22 | Разделительные ь и ъ | Дать понятие о том, что знаки имеют особые функции в русском языке. | ||||
23 | Чудеса русского языка. | Праздник Азбуки |
При планировании уроков по курсу “Мы и окружающий мир” также возникла необходимость использование средств медиаобразования, так как невозможно рассказать шестилетним детям о возникновении планеты Земля, о Солнечной системе, к которой она относится, о древних животных, частях света, морях и океанах. Тогда и использовала на уроках CD-ROM “География 6 класс”, “География.7-8 кл.”, “География-малышка”, мультфильм “Динозавры”. Просматривали на уроках не весь материал, а у детей появлялся интерес, и им хотелось просмотреть, что же было потом.. Вскоре от родителей я услышала вопросы о том, какие диски были бы интересны для учащихся, какие темы планируются для дальнейшего изучения, что из энциклопедий, как электронных, так и обычных, желательно приобрести. К тому же дети вместе с родителями изъявили желание готовить небольшие сообщения по определённой теме. Всё это и было моей первоочередной задачей: развить интерес к изучаемому предмету, к поиску дополнительных источников знаний.
Познакомившись технологией “Развития критического мышления через чтение и письмо”, я пришла к выводу, что акценты целей указанной выше технологии, также очень близки целям системы Л.В.Занкова. Трёхфазовая структура урока делает его интересным и продуктивным. На мой взгляд, можно в начальной школе применять такие приёмы , как составление списка известной информации, “корзина идей, понятий, имён…”, “составление кластера”, “инсерт”, “верные и неверные утверждения”, “толстых и тонких вопросов”. Правда пока в своём первом классе я использовала элементы этих приёмов. Ещё при обучении грамоте мы с детьми отправлялись в сказочный лес. С собой брали корзины для букв и звуков, причём корзина для звуков была невидимой, так как звуки мы не видим, а только слышим. Для разнообразия мы отправлялись путешествовать на воздушных шарах, кораблях и ракетах. В корзину мы “складывали” всё, что узнавали по теме урока, прикрепляя к ней опорные слова. Корзина стала для детей обычным предметом, появляющимся на уроках. Применяла и такой приём, как игра “Да-нет”. При подведении к теме “Разделительный твёрдый знак”, на доске была запись:
Дети задавали вопросы, на которые я отвечала только двумя словами. Диалог пошёл таким образом.
Дети: Это буква гласная?
Учитель: Нет!
Дети: Она согласная?
Учитель: Нет!
Дети: Это знак?
Учитель: Да.
Дети: Он разделительный?
Учитель: Да.
Дети: Он обозначает мягкость согласного?
Учитель: Нет.
Дети: Это разделительный твёрдый знак?
Учитель: Да.
При изучении темы “Алфавит” на доске появилась схема:
Учащиеся должны были догадаться на какие три группы я разделила все буквы, важно было доказать свой ответ. И в первый прямоугольник постепенно было вписано слово “гласные”, так как они бывают первого и второго ряда, то от первого прямоугольника были проведены две стрелки, а во второй прямоугольник- согласные, так как на этом этапе обучения дети знали, что согласные бывают парные- непарные, звонкие и глухие, то стрелок, отходящих вниз было четыре. Для третьего прямоугольника осталось слово “знаки”. Объём знаний будет увеличиваться, а значит схема будет разрастаться. Ещё один элемент кластера был составлен на уроке русского языка по теме: “Предложение”
На уроках математики, русского языка и курса “Мы и окружающий мир” я применяю ещё карточки с применением кода.
Карточка №1
Имя__________________________
Реши выражения | 1 | 2 | 3 | 4 |
7-2 | 8 | 5 | 6 | 9 |
8-2 | 7 | 6 | 8 | 9 |
9-2 | 6 | 8 | 9 | 7 |
7+3 | 10 | 9 | 8 | 11 |
9-4 | 4 | 5 | 6 | 3 |
Код_________________
Правильный код будет: 2 2 4 1 2
Постепенно можно усложнить задание, так например:
Карточка № 2
Имя __________________________
1 | 2 | 3 | 4 | |
Укажи верные неравенства | 4<3 | 5<4 | 4>3 | 9<8 |
Где находится знак “больше” | < | > | + | = |
Укажи неверные неравенства | 4>2 | 5>4 | 4>3 | 9<8 |
Укажи, где уравнение | 7+х=9 | 7+2=9 | 9-5=4 | 8-3 |
Укажи, где выражение | 5+3=8 | 4+у=8 | 8-2=6 | 8-5 |
Код____________________ (3 2 4 1 4 )
Карточка № 3
Укажи какие слова написаны неверно | 1 | 2 | 3 | 4 |
соль | лес | леш | конь | |
мазь | кисел | стол | куст | |
осень | хлеб | учить | петь | |
зверь | уголь | лось | пен | |
чудо | чяща | щека | чай |
Код____________________ (3 2 0 4 2 )
Карточка №4
Укажи, сколько звуков в слове | 1 | 2 | 3 | 4 |
Соль | 3 | 4 | 2 | 1 |
Коньки | 2 | 3 | 5 | 4 |
Ёжик | 5 | 4 | 3 | 2 |
Чайник | 2 | 5 | 4 | 6 |
Телевизор | 6 | 4 | 5 | 9 |
Код___________________
Карточка №5
Имя___________________
Укажи, сколько слогов в слове | 1 | 2 | 3 | 4 |
Утюг | три | два | ||
Соль | два | один | ||
Чайники | два | три | ||
Ёжик | два | три | ||
Учитель | четыре | три |
Код______________________
Такие карточки помогают быстро проверить знания учащихся и выявить степень усвоения.
Первый год обучения подходит к завершению. Дети многому научились. Медиаобразование увлекло и учителя и учащихся. Будем работать дальше.