"Медиаобразование и система Л.В. Занкова"

Разделы: Начальная школа


Снова первое сентября. Школа оживает. Коридоры наполняются детскими голосами, смехом. 30 лет в школе, и всё равно волнуюсь. А как же иначе? Меня ждёт сегодня встреча, вернее, новое знакомство! Вот они, мои первоклассники, взъерошенные воробышки, глядят на меня пытливо и, наверное, чуточку со страхом. В их глазах застыл вопрос: “Какая ты, моя учительница?” У меня позади тоже бессонная ночь, в голове вертится одна единственная мысль: “Смогу ли увлечь и сделать обучение понятным и увлекательным?”

Система развивающего обучения Л.В.Занкова нашла меня сама. Просто никогда в своей работе не подходила с общим стандартом, искала пути, которые увлекали бы на уроках учащихся, чтобы чувствовали бы они себя комфортно и не боялись высказывать свои суждения.

Система Л.В.Занкова прошла большой путь от её разработки до проверки в массовом эксперименте, а на рубеже 80-90 годов она получила второе дыхание- к ней потянулись руководители и учителя общеобразовательных школ. Чем объяснить жизненность этой системы развивающего обучения? Прежде всего, тем, что она решает задачи, которые всегда волновали и волнуют учителей сейчас: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным. Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформулированные академиком Л.В.Занковым. Принцип обучения на высоком уровне трудности- это поисковая деятельность, в которой ребёнок должен схватить принцип, смысл, общее. При этом он может действовать в соответствии с особенностями развития своего мозга, а работа происходит в зоне ближайшего развития (по Л.С.Выготскому). Педагог же как бы вводит ребёнка в эту зону и отступает, даёт ему самому разобраться в материале. И пусть из этого следует, что дети не сразу сформулируют ясные, чёткие грамматически оформленные знания, никто и не ждёт этого от них, надо подождать, дать время на исследование знания, то есть “держать паузу”. Помочь учителю в этом может второй принцип: принцип ведущей роли теоретических знаний. Он предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения за материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведёт к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Если рассматривать этот принцип с точки психологии, то можно сказать, что он подразумевает понимание взаимозависимости явлений, их целостности, даёт философское понимание мира, мироощущений и мирознания, а не отдельных предметов, вырванных из контекста жизни. Сосредоточить внимание младших школьников лишь на усвоении правил и выработке навыков без теоретического обобщения- значит задерживать их развитие. Третий принцип- принцип прохождения материала быстрым темпом очень важен для детей. Если искусственно не тормозить их познавательную активность, то им бросай только идеи, как топливо в печь, но стоит начать повторение, и они угасают. Повторять нужно на другом витке спирали, а не проходя по одной тропе несколько раз. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания, что они до этого знали, а что нового ещё им открылось в изучаемом предмете. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность системы.

Учителя- занковцы считают дидактическим стержнем урока деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает и в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести начатое дело до конца, пробуждается удовлетворение от выполненной работы. Учитель, работающий по системе Л.В.Занкова, ничего не сообщает ученику в готовом виде. И на самых первых уроках он ставит перед собой задачу: “разговорить” ученика, то есть, чтобы любой ребёнок мог сказать то, что он считает важным, а учитель не должен блокировать свободной мысли ребёнка; приучать к тому, что источником знаний может быть не только учитель, но и любой ученик, книга, средства массовой информации.

С принципами и свойствами системы Л.В.Занкова очень тесно перекликаются задачи медиаобразования. Рассмотрим несколько из них, которые возможно применить уже в начальной школе.

  • Уметь понимать задания в различных формулировках и контектах.

Учитель-занковец начинает урок с вопроса в общей формулировке, то есть, с задания, требующего размышления о способах его выполнения. Например, на доске записан ряд чисел: 0,1,2,3,4,6… -Что вы можете сказать о записи на доске?- спрашивает учитель. И следуют ответы: “Это ненатуральный ряд чисел, потому что здесь есть ноль”, “Это не отрезок натурального ряда чисел, здесь лишний ноль и пропущено число5”, “Здесь есть чётные числа и нечётныё” и так далее. Ряд чисел рассматривается со всех известных позиций, а обучение идёт опосредованно. Так же очень часто на доске появляются схемы, которые ученики расшифровывают.

 

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока

Дети: Будем говорить о существительных и найдём что-то новое в их отличиях и похожести.

Учитель: Прошу аргументировать ваше высказывание.

Тут следует переход к следующей задаче медиаобразования:

  • Уметь визуальную информацию переводить в вербальную, а также
  • Уметь аргументировать собственные высказывания

Начиная с первых дней обучения грамоте, в учебниках по системе Л.В.Занкова очень много заданий, которые так же требуют выполнения этих задач медиаобразования, а как только учащиеся научаться читать и писать, они получают задания:

Прочти отрывок из рассказа Л.Н.Толстого

Саша был трус.
Была гроза.
Саша влез в шкаф.
Там ему было темно и душно.

Ответь на вопрос словами текста: “Почему писатель называет мальчика трусом? Напиши ответ. (Русский язык. Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова, И.Л.Андрианова. 1 класс (1-4) часть 4.стр.10)

Встречаются и задания, которые можно использовать и для поиска информации в другом источнике. Например: Допиши предложение.

Сказку “Конёк-Горбунок” написал…

Если до этого задания у вашего класса была экскурсия в библиотеку, то, наверняка, туда и отправятся ваши дети за поиском ответа на вопрос. А это уже начинает включаться следующее умение медиаобразования

  • Уметь находить требуемую информацию в различных источниках

Сегодня наиболее значительные изменения происходят в информационной области. Практически все школьники имеют доступ к ТV, видео, DVD; многие дети имеют домашние компьютеры и доступ в Интернет. Теперь современные ученики быстрее овладевают персональными компьютерами, чем учатся читать и писать. Поэтому введение медиаобразования, как аспекта обучения, очень актуально. Приступая к календарно-тематическому планированию своих первоклассников, я ознакомилась с аннотированным каталогом видеофильмов, библиотечным указателем видеокассет и каталогом CD Нерюнгринского Центра Информационных Технологий. Мне же необходимы были материалы на DVD- дисках. На родительском собрании обратилась к родителям , если в домашних архивах имеются диски с учебными программами, то просила принести хотя бы для копирования, так как в магазинах на тот период подобных не было. Таким образом в классной видеотеке появились следующие DVD-диски:

  1. Весёлая азбука. Уроки тётушки Совы. Творческое объединение “Маски”
  2. География-малышка. Творческое объединение “Маски”
  3. Математика-малышка. Творческое объединение “Маски”
  4. Уроки осторожности. ООО “Мега-видео”
  5. Лесные сказки
  6. Прогулки с чудовищами часть 1,2 Коллекция ВВС
  7. Джунгли. Коллекция ВВС
  8. Жизнь млекопитающих. Коллекция ВВС
  9. Идеальные убийцы. Коллекция ВВС
  10. Первобытная Америка. Коллекция ВВС
  11. Астероиды: смертельный удар. Национальное географическое общество. Производство:NANIONAL GEOGRAPHIC
  12. Шторм века. Национальное географическое общество. Производство:NANIONAL GEOGRAPHIC
  13. Мультфильмы: Вэлиант:Пернатый спецназ, Лило и Стич2, Большое кино Клиффорда, День Яйца, Мадагаскар, Жизнь жуков, Динозавры, Щелкунчик.
  14. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001-2 CD-ROM
  15. Большая Советская Энциклопедия. Золотой Фонд российских энциклопедий. 3 CD-ROM
  16. Большая детская электронная энциклопедия. Том 9. Растения и животные 1 CD-ROM
  17. Хочу всё знать: Человек. Изд. Триада.1 CD-ROM

Исходя из данных материалов и материалов ЦИТ г.Нерюнгри я приступила к календарно- тематического планирования. Часть этого планирования предлагаю:

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте

2 полугодие


п/п
Тема урока Основные задачи Медиа-материалы
1 Чудеса русского языка. Дать понятие о том, что значение фонемы, ударение могут изменять лексическое значение слова.  
2-3 Гласные буквы е,ё,я,ю. Формировать представление о том, что указанные гласные буквы обозначают по два звука и являются показателями мягкости согласных

Учить при просмотре материала по DVD отбирать тот, который требует вопрос, поставленный учителем перед просмотром.

DVD “Весёлая азбука”
4 Фразеологизмы Формировать представление о том, что устойчивые сочетания слов- фразеологизмы, часто употребляются в речи, что нужно понимать их значение. БСЭ
5-6 Праздник Новый год. Из истории языка Учить практически применять умение при чтении слов с изученными буквами. Продолжать учить делать звуковой и звуко- буквенный анализ слов. CD-ROM

БСЭ

7-8 Буквы я,ю. Выразительное чтение. Учить выразительно читать стихи. Дать понятие о том, что такое язык.

Учить вербальную информацию переводить в знаковую

DVD “Весёлая азбука”
9-10 Узнавание предмета по его описанию. Этика письма. Познакомить с этикой письма. Работать над многозначностью слов.  
11 Мягкий знак- показатель мягкости Формировать представление о том, какую роль выполняет мягкий знак в предложении. Формировать умение выделять в полученной информации только то, что до сих пор было неизвестно DVD “Весёлая азбука”
12-13 Времена года. К.Чуковский

“Путаница”

Закрепить знания о временах года и словообразовании. Учить выразительному чтению  
14 Звуки[х, х, , ц], Наблюдение за написанием правописания це, цы, ци. Повторить твёрдость и мягкость согласных звуков. Учить при просмотре материала по DVD отбирать тот, который требует вопрос, поставленный учителем перед просмотром. DVD “Весёлая азбука”
15 Путаница. Раскрыть смысл путаницы, скороговорок. Закрепить умение узнавать предмет по его описанию. CD-ROM

Э К и М

16 Словообразование. Формировать представление о том, что фонема играет роль для словообразования, работать над смешиваемыми звуками [ц, с, т].  

 

17-18 Звуки [ч, , щ, ],- всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Ч,ч,Щ,щ. Продолжать составлять ленту букв, работать над многозначностью слов и словообразованием. Формировать умение получать информацию из разных источников DVD “Весёлая азбука”
19-20 Понятия: “время,часы, сутки, неделя, дни недели” Знакомить с новыми понятиями. Формировать умение читать CD-ROM

Э К и М

21-22 Разделительные ь и ъ Дать понятие о том, что знаки имеют особые функции в русском языке.  
23 Чудеса русского языка. Праздник Азбуки  

При планировании уроков по курсу “Мы и окружающий мир” также возникла необходимость использование средств медиаобразования, так как невозможно рассказать шестилетним детям о возникновении планеты Земля, о Солнечной системе, к которой она относится, о древних животных, частях света, морях и океанах. Тогда и использовала на уроках CD-ROM “География 6 класс”, “География.7-8 кл.”, “География-малышка”, мультфильм “Динозавры”. Просматривали на уроках не весь материал, а у детей появлялся интерес, и им хотелось просмотреть, что же было потом.. Вскоре от родителей я услышала вопросы о том, какие диски были бы интересны для учащихся, какие темы планируются для дальнейшего изучения, что из энциклопедий, как электронных, так и обычных, желательно приобрести. К тому же дети вместе с родителями изъявили желание готовить небольшие сообщения по определённой теме. Всё это и было моей первоочередной задачей: развить интерес к изучаемому предмету, к поиску дополнительных источников знаний.

Познакомившись технологией “Развития критического мышления через чтение и письмо”, я пришла к выводу, что акценты целей указанной выше технологии, также очень близки целям системы Л.В.Занкова. Трёхфазовая структура урока делает его интересным и продуктивным. На мой взгляд, можно в начальной школе применять такие приёмы , как составление списка известной информации, “корзина идей, понятий, имён…”, “составление кластера”, “инсерт”, “верные и неверные утверждения”, “толстых и тонких вопросов”. Правда пока в своём первом классе я использовала элементы этих приёмов. Ещё при обучении грамоте мы с детьми отправлялись в сказочный лес. С собой брали корзины для букв и звуков, причём корзина для звуков была невидимой, так как звуки мы не видим, а только слышим. Для разнообразия мы отправлялись путешествовать на воздушных шарах, кораблях и ракетах. В корзину мы “складывали” всё, что узнавали по теме урока, прикрепляя к ней опорные слова. Корзина стала для детей обычным предметом, появляющимся на уроках. Применяла и такой приём, как игра “Да-нет”. При подведении к теме “Разделительный твёрдый знак”, на доске была запись:

Дети задавали вопросы, на которые я отвечала только двумя словами. Диалог пошёл таким образом.

Дети: Это буква гласная?
Учитель: Нет!
Дети: Она согласная?
Учитель: Нет!
Дети: Это знак?
Учитель: Да.
Дети: Он разделительный?
Учитель: Да.
Дети: Он обозначает мягкость согласного?
Учитель: Нет.
Дети: Это разделительный твёрдый знак?
Учитель: Да.

При изучении темы “Алфавит” на доске появилась схема:

Учащиеся должны были догадаться на какие три группы я разделила все буквы, важно было доказать свой ответ. И в первый прямоугольник постепенно было вписано слово “гласные”, так как они бывают первого и второго ряда, то от первого прямоугольника были проведены две стрелки, а во второй прямоугольник- согласные, так как на этом этапе обучения дети знали, что согласные бывают парные- непарные, звонкие и глухие, то стрелок, отходящих вниз было четыре. Для третьего прямоугольника осталось слово “знаки”. Объём знаний будет увеличиваться, а значит схема будет разрастаться. Ещё один элемент кластера был составлен на уроке русского языка по теме: “Предложение”

На уроках математики, русского языка и курса “Мы и окружающий мир” я применяю ещё карточки с применением кода.

Карточка №1

Имя__________________________

Реши выражения 1 2 3 4
7-2 8 5 6 9
8-2 7 6 8 9
9-2 6 8 9 7
7+3 10 9 8 11
9-4 4 5 6 3

Код_________________

Правильный код будет: 2 2 4 1 2

Постепенно можно усложнить задание, так например:

Карточка № 2

Имя __________________________

  1 2 3 4
Укажи верные неравенства 4<3 5<4 4>3 9<8
Где находится знак “больше” < > + =
Укажи неверные неравенства 4>2 5>4 4>3 9<8
Укажи, где уравнение 7+х=9 7+2=9 9-5=4 8-3
Укажи, где выражение 5+3=8 4+у=8 8-2=6 8-5

Код____________________ (3 2 4 1 4 )

Карточка № 3

Укажи какие слова написаны неверно 1 2 3 4
соль лес леш конь
мазь кисел стол куст
осень хлеб учить петь
зверь уголь лось пен
чудо чяща щека чай

Код____________________ (3 2 0 4 2 )

Карточка №4

Укажи, сколько звуков в слове 1 2 3 4
Соль 3 4 2 1
Коньки 2 3 5 4
Ёжик 5 4 3 2
Чайник 2 5 4 6
Телевизор 6 4 5 9

Код___________________

Карточка №5

Имя___________________

Укажи, сколько слогов в слове 1 2 3 4
Утюг   три два  
Соль два один    
Чайники два     три
Ёжик два три    
Учитель     четыре три

Код______________________

Такие карточки помогают быстро проверить знания учащихся и выявить степень усвоения.

Первый год обучения подходит к завершению. Дети многому научились. Медиаобразование увлекло и учителя и учащихся. Будем работать дальше.