Использование краеведческого материала в обучении математически одаренных детей

Разделы: Математика


Чувство Родины нужно заботливо
выращивать, прививать духовную оседлость.
Если не будет корней в родной стороне, то
будет много людей похожих на иссушенное
растение перекати-поле.

Д.С.Лихачев

На современном этапе общественного развития образование является одной из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая тесным образом связана со всеми другими областями общественной жизни.

Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в качественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. Практика со всей очевидностью подтверждает, что основным капиталом в ХХI в. становится не природно-ресурсный потенциал страны, не финансы, а интеллектуальный научно-образовательный потенциал [2].

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Под одаренностью понимается уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов [5]. Стремительные изменения во всех сферах жизни общества поставили перед системой образования острые проблемы, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Одной из таких проблем является проблема развития математически одаренных детей.

Достижение нового качества общего образования становится в настоящий момент первостепенной задачей модернизации школы: в общегосударственном плане – это соответствие современным жизненным потребностям развития страны; в педагогическом – ориентация не только на усвоение школьником определенной суммы знаний, но и на развитие его индивидуальности, его познавательных и созидательных способностей. Для этого нужны особые условия, позволяющие каждому ученику использовать собственные индивидуальные ресурсы для максимально успешного осуществления процесса учения [3].

Становление качественно нового развивающего, личностно-ориентированного, личностно-развивающего образования в нашей стране, активно развернувшееся в последние десятилетия, предполагает развитие личности и ее индивидуальных возможностей, способностей и интересов (А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, Л.М.Митина, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Н.И.Чуприкова, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская). Индивидуализация образования обусловливает необходимость создания новых моделей обучения, основой которых станет личность ребенка.Эти модели должны обеспечить решение задач развития интеллектуально одаренных детей. В отношении данной категории учащихся это означает необходимость разработки новых подходов к обучению, адекватных их интеллектуальному и личностному своеобразию. Создание целостных систем развития интеллектуально одаренных детей в школьном обучении, основанных на таких подходах, является важнейшим шагом в решении проблемы раскрытия детской одаренности. По данным “Евроталанта” и ЮНЕСКО, именно в современной России одаренных детей в каждом возрасте от 8 до 10 % (самый высокий показатель на планете!) [4].

Имеющаяся в настоящее время практика обучения и развития таких детей носит, в основном, хаотический и фрагментарный характер, так как задача создания и реализации психологически обоснованной системы развития детей с общей одаренностью в условиях школьного обучения в нашей стране не ставилась вплоть до конца ХХ века.

Специалисты (М.Карне, С.Линнемайер, Ц.Дентон-Айд) единодушно придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей среднего и старшего школьного возраста должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. При этом подчеркивается, что эти отличия не сводятся к большему объему осваиваемого материала или более высоким темпам учебно-познавательного процесса. Следует учитывать то обстоятельство, что одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется специально организованное и индивидуализированное обучение.

Проблема интеллектуального развития ребёнка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике (Н.С. Лейтес, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, М.А. Холдная, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Б.Д Эльконин, А.И. Еремкин, А.И.Савенков и другие). Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии проблема выявления и работы с одаренными детьми была поставлена ещё в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.

Одной из постоянных проблем, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми, является отсутствие интереса к обучению, неприязнь к школе. Такое отношение часто проявляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план и программа не соответствует их способностям [1]. Кроме того, большинство исследований посвящено проблемам вундеркиндов младшего школьного возраста, исследования одаренных учащихся среднего и старшего звена малочисленны (С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, М.А. Холодная и другие).

Использование на уроке математики краеведческого материала по нашему мнению может способствовать активизации интереса к учебе у данной категории детей.

Изучение исторического краеведения выступает одним из важных элементом регионального компонента содержания образования. В отечественной образовательно-воспитательной традиции краеведение всегда рассматривалось как значимое средство духовно–нравственного воспитания, связи обучения с жизнью и подготовки школьников к труду. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках школьного исторического краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью учащихся, их родителей, знакомых, оно близко и понятно. На этом пространстве школьники начинают осознавать себя представителями своего народа, частью окружающего мира. Изучение своей малой родины позволяет по-новому осмыслить окружающую действительность, воспитывает нравственные качества, формирует духовность и чувство патриотизма.

Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал, представленный в краеведческих текстах. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Таким образом, краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся основанных на восприятии окружающего мира, формированию и развитию интереса к учебе у одаренных детей [6].

Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий. От учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала детьми. Познавательный краеведческий числовой материал дает возможность дополнить задачи учебника, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе его закрепления.

Приведем примеры задач, составленных на основе исторического краеведческого материала Белгородской области.

Задача №1.

В Валуйском районе неподалеку от районного центра находятся село Солоти, поселок Уразово, село Шелаево. Как определить на местности расстояние от города Валуйки до села Солоти, зная, что между ними располагается Солотянский пруд (то есть по прямой от города Валуйки до села Солоти пройти нельзя)? Необходимо учесть тот факт, что протяженность дороги от села Солоти до поселка Уразово составляет 27 км, а от города Валуйки до села Шелаево – 10 км. Известно, что эти дороги пересекаются, и перекресток каждую из них разбивает на равные части. Расстояние между селом Шелаево и поселком Уразово равно 8 км 526м. Ответ обоснуйте.

Задача №2.

В селе Холки Чернянского района находится действующий мужской монастырь с пещерами, прокопанными монахами этого монастыря в известняке. Известно, что температура в этих пещерах составляет C в любое время года. Известняк при таких температурных условиях становится пластичным как глина и очень трудно поддается какому-либо механическому воздействию. Два монаха дали обет, что продлят ход на определенное количество метров. Сначала один день работал первый монах, затем четыре дня они работали вместе. В результате было выполнено 40% запланированной работы. За сколько дней мог выполнить работу каждый монах, если первому для этого понадобилось на 5 дней больше?

Задача №3.

В трех верстах от города Валуйки на берегу реки Оскол располагается памятник архитектуры: Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, основанный в 1613году и принадлежащий к числу древнейших монастырей Белгородской области. На противоположном берегу реки на холме высотой 39 м ранее была церковь. Эту церковь во время Великой Отечественной Войны разрушили вражеские снаряды. От монастыря к церкви вел подземный ход. Требуется определить протяженность этого хода, зная, что расстояние по воздуху от церкви до монастыря 674 м.

Данные тексты задач являются достаточно объемными и способствуют развитию навыков чтения, абстрактного мышления, формированию любознательности, памяти, внимания, интереса к изучению математики и истории своей малой родины. Кроме решения задач составленных учителем, можно предложить учащимся самостоятельно составлять задачи на основании краеведческого материала. Это также будет способствовать их всестороннему развитию.

Все перечисленные примеры упражнений с использованием исторического краеведческого материала содействуют формированию и развитию интереса к обучению у математически одаренных детей.

Список литературы

  1. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. – Москва: Прогресс, 1991. – 376с. The Underserved: our young gifted children. Edited by merle B.Karnes: New York, 1986
  2. Сегедина Н.Н. Управление инновационными процессами в региональной системе образования, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
  3. Цецорина Т.А. Педагогические условия организации образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода, диссертация
  4. Парц О. С. Педагогические условия самореализации одаренных детей (на материале дополнительного образования), автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  5. Понятийный словарь Режим доступа: www.eduhmao.ru
  6. Шурыкина Т.С. Использование краеведения в обучении математике (“Открытый урок” — Фестиваль педагогических идей). – Режим доступа: www.urok.1sept.ru
  7. Атлас “Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области”: учебно-справочное картографическое пособие