Основное назначение Урока практикума состоит в максимально самостоятельном выполнении творческого задания с опорой на известные способы и приемы, а также позволяет отметить творческий поиск и творческие находки каждого ученика.
На этом уроке ребенок постоянно ставится в ситуацию, отсутствия готовых решений и выступает в роли “исследователя”. Самостоятельность открытия обеспечивается проведением небольших опытов, поисковых упражнений, наблюдением за действием учителя. Учитель создает ситуацию, внутри которой дети вынуждены совершать те или другие, но всегда определенные действия. Примером тому может служить урок практикум “Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета”, где решается как учебная, так и творческая задача.
Цели урока:
- выделить понятие “теплые” и “холодные” цвета;
- познакомить с правилами выполнения работы способом “по сырому”
- формировать умение определять “теплые” и “холодные” оттенки зеленого цвета;
- развивать воображение, фантазию;
- формировать умение правильно и аккуратно выполнять работу.
Оборудование для учителя: бумага формат А3 - 2 листа, гуашь, кисти, рисунки детей с изображением радуги, цветные квадраты “7 цветов радуги”, рисунки или репродукции картин, выполненные в технике “по сырому”, репродукции картин “Березовая роща” И. Левитан, “Лесные дали” И. Шишкин, “Русь подмосковная” Б. Щербаков, Б. Кустодиев “Волга. Радуга”, Б. Кустодиев “Крестный ход” и т.д. Музыкальное сопровождение: П.Чайковский сочинения из цикла “Времена года”.
Оборудование для учеников: бумага: формат А3и А4, гуашь, кисти, баночка для воды.
Ход урока
Действия учителя | Действия ученика |
На прошлых уроках ребята познакомились с понятиями теплые и холодные цвета. Узнали об особенностях теплого и холодного цвета, о том, что у каждого цвета есть свое настроение, познакомились с разнообразием теплых и холодных цветов. Для того чтобы расширить представление детей о возможностях цвета, было предложено выполнить домашнее задание: подобрать стихотворение или загадку о любом цвете. | |
Ситуация 1. Цель: Восстановить последовательность расположения цветов в радуге. |
|
1.Учитель проверяет выполнение домашнего задания, предложив зачитать подготовленные стихотворения или загадки. | 1.Дети внимательно слушают одноклассников и отгадывают загадки, поясняя свой ответ. |
2.Учитель предлагает детям отгадать
загадку и объяснить свой вариант ответа:
(Радуга) |
Ученики слушают загадку. Ученики отгадывают загадку, объясняя свои ответы. Речь идет о радуге. |
2. Учитель предлагает вспомнить, как
выглядит радуга, и описать ее. Учитель
обращает внимание на рисунки детей и репродукции
картин с изображением радуги. Учитель на доске цветными квадратами выкладывает последовательность расположения цветов в радуге. Последовательность расположения цветов радуги |
2. Ученики обращают внимание на форму
радуги и вспоминают считалку. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (К.О.Ж.З.Г.С.Ф) где первая буква слова обозначает цвет радуги. |
Образовательный результат 1
ситуации: Последовательность расположения цветов в радуге. |
|
Ситуация 2. Цель: Научиться рисовать радугу “по сырому” используя только 3 основных цвета. |
|
Рисование “по сырому” дело для ребят необычное, новое, поэтому требует ознакомления с техникой выполнения работы красками. Знакомство ребят с разными способами выполнения заданий дает возможность разнообразить представление о возможностях художественных материалов и попробовать смешивать краски непосредственно на листе бумаги, а не только с помощью палитры | |
1. Учитель предлагает нарисовать радугу, используя только 3 основные цвета: красный, желтый, синий. | 1. Дети предлагают попарно смешать краски и получить нужные цвета, а затем нарисовать радугу. |
2. Учитель соглашается, что можно смешать краски на палитре и получить нужные цвета, но предлагает сделать это не как обычно, смешать краски на палитре, а затем нарисовать радугу, а смешать краски непосредственно на листе, рисуя радугу. | 2. У учащихся возникает трудность, они не знают, как нарисовать радугу, 3 основными цветами не смешивая краски, на палитре. |
3. Учитель предлагает внимательно
посмотреть на репродукции картин и выделить
особенность, которую используют художники при их
написании. Учитель предлагает нарисовать радугу предложенным способом, то есть использовать большое количество воды. |
3. Дети обращают внимание на то, что
художники используют много воды при выполнении
работы, так как создается ощущение размытости
красок. Ученики рисуют радугу, используя большое количество воды |
4. Учитель предлагает внимательно посмотреть на свои рисунки и сделать вывод. | 4. Дети смотрят на свои рисунки и
приходят к выводу, что работа выполнена не верно.
Все краски растеклись, и получилась “грязь”. Учащиеся задают вопрос о том, как можно нарисовать радугу, не используя палитры? |
5. Учитель предлагает использовать прием рисования “по сырому” и обращает внимание на репродукции картин написанные этим способом. | 5. Дети обращают внимание на название способа “по сырому”, и предлагают варианты выполнения работы. |
6. Учитель просит попробовать восстановить последовательность выполнения работы. | 6. Ученики пробуют восстановить последовательность выполнения работы |
Последовательность
выполнения работы ( пед.показ) - смачиваем большой кистью лист бумаги - берем красный цвет и рисуем дугу - берем желтый цвет и рисуем дугу так чтобы желтый и красный цвет соприкасались. - берем на кончике кисти синий цвет и немного воды, так чтобы получился голубой, и рисуем дугу под желтой - берем синий цвет и рисуем дугу под голубой. - берем красный цвет на кончике кисти и рисуем дугу, по внутреннему краю синей дуги, но, не выходя за пределы. |
|
Учитель предлагает нарисовать радугу используя новый способ рисования по сырому. | Учащиеся самостоятельно выполняют работу. |
Образовательный результат 2
ситуации: Последовательность и способ рисование “по сырому”. |
|
Ситуация 3. Цель: выделить зеленый цвет в отдельную группу цветов. |
|
Зеленый цвет занимает особое положение среди цветов. Он находится на границе двух групп теплой и холодной, и поэтому все зависит от того, какого цвета в нем больше и рядом с каким цветом он стоит. Получение детьми зеленого цвета будет главной задачей учителя на уроке. При этом самое важное условие – самостоятельный поиск учащимися решения возникающих проблем. | |
1. Учитель лучшие работы развешивает на
доске и просит внимательно посмотреть на работы
и разделите полученные 7 цветов радуги на группы. 2. Учитель предлагает обсудить в парах, к какой группе отнести зеленый цвет? И объяснить свой выбор? 3. Учитель просит одного из учеников разместить на доске цветные квадраты, так как он их определил по группам. И объяснить почему? |
1. Дети без труда выделяют 2 группы
цветов: теплые и холодные. 1 - теплые (К.О.Ж.) 2 - холодные (Г.С.Ф.) У детей возникает трудность. К какой группе отнести зеленый цвет? 2. Ребята в парах обсуждают возникшую трудность. 3. Ученик на доске распределяет цветные квадраты по группам и поясняет свой выбор. 1- теплые (К.О.Ж.) 2- холодные (Г.С.Ф.) 3- Зеленый цвет – отдельная группа |
4. Учитель на доске (крупно) показывает
процесс получения зеленого как теплого, так и
холодного используя увеличенный фрагмент
радуги. Процесс получения зеленого цвета (показ). 1. смачиваем лист 2. кругорыми движениями набираем желтый цвет и рисуем дугу. 3. круговыми движениями набираем синий цвет и рисуем дугу, так чтобы синий цвет попадал на желтый цвет. Учитель обращает внимание на полученный результат. 5. Учитель показывает репродукции картин художников, на которых использованы разные оттенки зеленого цвета. Обращая внимание на их разнообразие. 6. Учитель предлагает детям дорисовать свои рисунки, но дети должны при этом смешивать краски |
4. Дети приходят к выводу, что зеленый
цвет может быть и теплым и холодным. В радуге зеленый располагается между теплым желтым и холодным голубым цветом. Дети делают вывод, что зеленый цвет может быть и теплым и холодным. 5. Ученики внимательно смотрят репродукции картин. Дети приходят к выводу, что художники используют разные оттенки зеленого цвета при выполнении работы. 6.Ученики смешивают краски и дорисовывают рисунки, каждый ученик рисует только теми цветами, которые составил |
Образовательный результат 3
ситуации: Зеленый цвет может быть и теплым и холодным. |
|
1.Учитель организует подведение итога
урока. Учитель вывешивает лучшие работы на доске и вместе с детьми обсуждает и оценивает рисунки. Чему учились на уроке? Что получилось? Над чем нужно работать |
1. Ученики приходят к выводу, что чем больше в зеленую краску добавляют желтой, тем теплее цвет, а чем больше в зеленый добавляют синей, тем цвет становится холоднее. |
2. Домашнее задание Посмотреть детские книги и журналы и обратить внимание на разнообразие теплых и холодных цветов используемых художниками. |
|
На следующих уроках ребята продолжат знакомство со свойствами и выразительными возможностями цвета. Познакомятся с понятиями “звонкий” и “тихий” цвет. Узнают о способах получения этих цветов. |