Цель курса – систематизация эффективных и оригинальных математических методов решения задач с параметрами, способствующая углублению курса математики профильной школы.
Задачи курса:
- Изучить и систематизировать аналитические и графические методы решения задач с параметрами.
- Научить учащихся выделять в решении каждой задачи идейную и техническую части.
- Изучить методы исследования искомых решений в зависимости от значений параметров.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Продолжить формирование логического мышления и математической культуры школьников.
Содержание элективного курса
Теоретическая часть, опираясь на знания, полученные учениками при изучении математики, позволяет познакомить с методами решения задач с параметрами, построить алгоритмы решения таких заданий, показать их значимость и внутреннюю красоту, находить нестандартные подходы к решению. Так, в первом разделе рассматриваются аналитические методы решения таких задач, сводящиеся к исследованию линейных и квадратных уравнений (неравенств), а также квадратного трехчлена. В разделе втором рассматриваются основные графические методы решения задач с параметрами (параллельный перенос, поворот, гомотетия).
Практическая часть направлена на существенное понимание в применении методов решения и исследования параметрических заданий, углубленное их усвоение. В основном представлены задачи двух типов: 1) для каждого значения параметра найти все решения некоторого уравнения или неравенства; 2) найти все значения параметра, при каждом из которых решения уравнения или неравенства удовлетворяют заданным условиям. Здесь рассматриваются задания, встречающиеся в вариантах ЕГЭ, ЦТ.
Это содержание реализуется в разных формах: лекции и беседы, тестирование и выполнение практических и творческих работ.
Формы контроля: варианты ЕГЭ, практические работы, исследовательские работы, домашняя контрольная работа, итоговая конференция.
Реализация этой программы опирается на следующие принципы:
- Обучение через сотрудничество.
- Формирование посильного умения самостоятельно сделать законченную и эстетически оформленную творческую и исследовательскую работу.
- Сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Принцип вариативности программы:
- распределение времени на программные темы;
- использование средств обучения;
- выбор формы контроля.
Структура программы
Программа курса “Методы решения задач с параметрами” состоит из трех разделов: “Требования к уровню усвоения курса”, “Содержание обучения курса”, “Тематическое планирование учебного материала”.
Раздел “Требования к уровню усвоения курса” определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании изучения этого курса.
Раздел “Содержание обучения курса” распределен в соответствии с порядком изложения учебного материала.
В разделе “Тематическое планирование учебного материала” приводится конкретное планирование курса. При организации учебного материала учителю следует строить свою работу, опираясь на этот раздел программы.
Требования к уровню усвоения курса
В результате изучения курса учащиеся смогут:
- сформировать собственный взгляд при выборе того или иного метода решения в рассмотрении предложенных параметрических заданий;
- научиться:
- применять аналитические и графические методы, используемые в решении задач с параметрами;
- использовать геометрические интерпретации при анализе задач с параметрами;
- использовать симметрии аналитических выражений;
- видеть в очень сложном самое простое решение;
- самостоятельному поиску необходимого теоретического материала, работать со справочно-математической литературой;
- работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы | Количество часов | Форма проведения |
Образователь-ный продукт |
Аналитические методы решения задач с параметрами | ||||
Тема 1. Линейные уравнения (2 часа) | ||||
1 | Введение. Блок-схемы решения линейных уравнений | 1 | Лекция | Конспект |
2 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | Практикум | Задания исследования |
Тема 2. Системы линейных уравнений.(4 часа) | ||||
3 | Совместные и несовместные системы уравнений. Блок-схемы нахождения количества решений системы линейных уравнений | 1 | Обзорная лекция | Конспект |
4 | Составление блок-схемы взаимного расположения двух прямых | 1 | Практикум | Подборка заданий по теме |
5 | Решение систем линейных уравнений с параметрами | 1 | Практикум | Задания исследования |
6 | Составление тестов | 1 | Работа в группах | Тесты |
Тема 3. Линейные неравенства.(3часа) | ||||
7 | Стандартный вид линейного неравенства. Блок-схемы возможных ситуаций при решении линейных неравенств | 1 | Семинар | Блок-схемы |
8 | Исследование линейных неравенств | 1 | Практикум | Рекомендации |
9 | Аналитический вид линейного неравенства. | 1 | Практикум | Исследователь-ская работа |
Тема 4. Системы линейных неравенств.(4 часа) | ||||
10 | Алгоритм решения систем линейных неравенств | 1 | Лекция | Опорный конспект |
11 | Исследование систем линейных неравенств | 1 | Работа в группах | Типовые задания |
12-13 | Решение систем линейных неравенств | 2 | Практикум | Задания исследования |
14 | Тест-контроль (1 час) | |||
Тема 5. Квадратные уравнения.(4 часа) | ||||
15 | Квадратное уравнение. Его аналитическое решение | 1 | Лекция | Конспект |
16 | Составление блок-схемы решения квадратного уравнения | 1 | Семинар | Опорные сигналы |
17-18 | Решение уравнений | 2 | Практикум | Подбор заданий из вступительных экзаменов в вузы |
Тема 6. Знаки корней квадратного уравнения.(3 часа) | ||||
19 | Комбинации знаков корней квадратного уравнения | 1 | Лекция | Тезисы |
20 | Способность увидеть и найти | 1 | Семинар | Эксперимент |
21 | Исследования квадратного уравнения | 1 | Практикум | Исследователь-ская работа по материалам ЕГЭ |
Тема 7. Парабола.(4 часа) | ||||
22 | Взаимное расположение параболы и оси Ох | 1 | Лекция | Конспект |
23 | Исследование квадратичной функции на возрастание, убывание | 1 | Семинар | Блок-схемы |
24-25 | Разбор заданий-исследований квадратичной функции | 2 | Практикум | Задания исследования |
Тема 8. Расположение корней квадратного уравнения.(4 часа) | ||||
26 | Расположение корней квадратного уравнения. | 1 | Блок-схемы | |
27-28 | Парабола и корни квадратного уравнения | 2 | Семинар | Задания исследования |
29 | Решение уравнений | 1 | Практикум | Подбор заданий из вступительных экзаменов в вузы |
Тема 9. Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратного уравнения.(4 часа) | ||||
30-31 | Типовые задания | 2 | Семинар | Задания исследования |
32-33 | Решение уравнений и неравенств | 2 | Практикум | Подбор заданий из вступительных экзаменов в вузы |
34-35 | Защита исследовательских работ | |||
Тема 10. Рациональные неравенства.(6 часов) | ||||
36-37 | Рациональные неравенства. Метод интервалов | 2 | Лекция | Конспект |
38-39 | Решение неравенств | 2 | Практикум | Подбор заданий из вступительных экзаменов в вузы |
40-41 | Составление тестов | 2 | Работа в группах | Тесты |
Тема 11. Использование симметрии аналитических выражений.(4 часа) | ||||
42 | Условия симметричности | 1 | Лекция | Конспект |
43-44 | Решение уравнений и неравенств | 2 | Практикум | Задания исследования |
45 | Решение систем уравнений | 1 | Семинар | Задания С ЕГЭ |
Графические методы решения задач с параметрами | ||||
Тема 12. Метод параллельного переноса.(6 часов) | ||||
46 | Параметр – фиксированное, но неизвестное число | 1 | Лекция | Конспект |
47-48 | Решение уравнений, содержащих параметр, с модулем | 2 | Практикум | Задания исследования |
49-50 | Решение неравенств, содержащих параметр, с модулем | 2 | Практикум | Задания исследования |
51 | Исследование решений систем уравнений | 1 | Практикум | Задания исследования |
Тема 13. Метод поворота.(6 часов) | ||||
52 | Эффективность использования метода поворота | 1 | Лекция | Конспект |
53-54 | Решение дробно-рациональных уравнений | 2 | Практикум | Задания исследования |
55-56 | Решение уравнений, содержащих квадратные корни | 2 | Практикум | Задания исследования |
57 | Исследование решений логарифмических уравнений | 1 | Практикум | Задания исследования |
Тема 14. Параметр как равноправная переменная.(6 часов) | ||||
58 | Параметр как равноправная переменная | 1 | Лекция | Конспект |
59-60 | Решение уравнений | 2 | Практикум | Задания исследования |
61-62 | Решение неравенств | 2 | Практикум | Задания исследования |
63 | Составление тестов | 1 | Работа в группах | Тесты |
Тема 15. Гомотетия.(3 часа) | ||||
64 | Применение метода гомотетии | 1 | Лекция | Конспект |
65 | Исследование систем уравнений | 1 | Практикум | Задания исследования |
66 | Геометрическая интерпретация решения | 1 | Работа в группах | Задания исследования |
67-68 | Тест-контроль (2 часа) | |||
69-70 | Итоговая конференция | 2 часа | Защита исследовательских работ. | |
Итого: 70 часов |
Список литературы для учителя и учащихся
- Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметрами. –Москва-Харьков, изд. “Илекса”, “Гимназия”, 2003г.
- Кравцев С.В. и др. Методы решения по алгебре: от простых до самых сложных. – Москва, изд. “Экзамен”, 2005г.
- Лепская И.А. Методы решения задач с параметрами. Методическое пособие. - Таганрог, изд-во ТРТУ, 2005г.
- В.П. Моденов. Задачи с параметрами. Координатно-параметрический метод. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. М: Издательство “Экзамен”, 2006г.
- Семенко Е.А. Обобщающее повторение в курсе алгебры основной школы.- Краснодар, МО РФ, Кубанский госуниверситет, 2002г.