Цели:
- cформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;
- обобщить знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира, развивать устную речь, воображение;
- воспитывать любовь к истории.
Оборудование. Учебник А. А. Плешакова “Мир вокруг нас” - 4 класс, иллюстрации, кроссворд, карточки для индивидуального задания, В. Ян. “Никита и Микитка”, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. “В океане света”, Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Поверитесь все назад.
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.
- Сегодня мы совершим путешествие на “Машине времени” по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и природоведения. Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд.
2. Актуализация опорных знаний.
Вопросы к кроссворду.
- В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря.
- Один из городов в северо - восточной части Русских земель.
- Название монастыря около города Радонежа в середине 14 века.
- Город, который при Иване Калите стал центром княжества.
- Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая.
- В Москву переселялись …, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой.
- Крепость, обнесённая дубовыми стенами.
- Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле.
- Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле.
- Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе?
- Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле?
- Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом?
- Как называется главный храм Руси?
- Какое слово у вас получилось в выделенных
клетках? (Первопечатник)
- Попробуйте определить тему урока. (Дети
высказывают предположения).
3. Постановка проблемы.
- Что обозначает слово “первопечатник”?
- В связи с чем появилось это слово?
- Какие события предшествовали этому?
- Когда появилось это слово?
4. Решение проблемы.
- Чтобы “Машина времени” тронулась в путь, вы должны объяснить, как эти даты связаны с историей книгопечатания.
(На доске написаны даты)
9 век, 988 год, 9 - 12 век, 1445 год, 16 век. (Дети объясняют, опираясь на знания, полученные на уроках литературного и внеклассного чтения)
- Первая наша остановка в 9 веке. <Рисунок1> Расскажите, кому поставлен этот памятник? (Памятник Кириллу и Мефодию.)
- Как братья способствовали появлению книгопечатания?
(Рассказ детей о братьях Кирилле и Мефодии по материалам учебника “В океане света”.) <Рисунок 2>.
- В 2006 году памятник Кириллу и Мефодию открыт в г. Ханты-Мансийске. <Рисунок 3>
- “Машина времени” снова отправляется в путь, а вам предстоит ответить на вопросы:
(Показ репродукции картины “Крещение Руси”.) <Рисунок 4>
- Как называется это событие?
- Когда оно произошло?
- Как крещение Руси связано с историей
книгопечатания?
(На Руси стала распространяться письменность).
- Вспомните, как создавались первые книги? (Рассказ
ученика по материалам учебника “В океане
света”.). <Рисунок 5>
- Кто переписывал книги? (Монахи)
- Где и когда велись эти записи? (При монастырях,
в княжеских дворцах).
- Назовите самую известную летопись Древней Руси.
(“Повесть временных лет”)
- Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского
монастыря Нестор). <Рисунок 6>
- Вспомните стихотворение Натальи Кончаловской о
создании древних летописей, которое вы учили на
уроках литературного чтения.
(Дети рассказывают наизусть стихотворение)
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
- Итак, мы отправляемся в 1445 год.
- Почему я выбрала именно этот год? (Рассказ об
изобретении книгопечатания)
5. Физминутка.
“Поймай мяч” дети стоят в кругу, и водящий перебрасывает им мяч. Ведущий произносит половину какого-нибудь слова. А тот, кто ловит мяч, должен закончить слово. Бросать мяч можно любому игроку, отвечать надо как можно быстрее.
Слова для игры: литера, книга, печать, станок, типография, крещение, монах, перо, чернила, киноварь, летопись, Кирилл, рисунок и т. д.
6. Изучение нового материала.
- А теперь перенесёмся в Россию 16 века.
- Как вы думаете, какое событие, связанное с
книгопечатанием, произошло в этом году? (Дети
делают предположения)
- Что вы знаете об этом времени из уроков
литературного и внеклассного чтения?
Прочитайте отрывки из книги В. Яна “Никита и Микитка” (Книги начали печатать в Москве, Иван Федоров напечатал первую книгу).
Рассказ учителя. Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где был служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев.
-В какой книге вы встречали описание печатного двора? Найдите в книге Яна “Никита и Микитка” описание печатного двора. Прочитайте, как он выглядел. (Дети читают описание печатного двора).
Работа с учебником. Поисковое чтение. Откройте учебник на с. 82, найдите ответы на вопросы: “Как называлась первая печатная книга? Сколько времени её печатали?”
Рассказ учителя. Года не прошло, как напечатали первую русскую книгу “Апостол”, куда входили рассказы о деяниях апостолов и тексты их посланий. Тираж её составил, по самым скромным оценкам 600 экземпляров. На создание второй книги потребовалось уже только около 2 месяцев.
- Кто такие апостолы? Найдите в словаре Ожегова
на с. 26 толкование этого слова.
- Рассмотрите первую печатную книгу. <Рисунок
9>. Чем она напоминает рукописную книгу?
Рассказ учителя. Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели ересь и вселенское зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Потом была Литва, Львов, г. Острог. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Так появились “Евангелие учительское”, “Псалтырь”, “Грамматикия” и “Букварь”, “Новый завет”. <Рисунок 10>.
Умер Иван Федоров в г. Львове 15 декабря 1583 года. В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточено: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.
- Рассмотрите этот памятник в учебнике.
- Прочитайте, как описывает первопечатника В. Ян в
книге “Никита и Микитка”. Совпадает ли
представление писателя и скульптора о
первопечатнике?
- А это памятник Ивану Федорову в г. Львове.<Рисунок 11>.
7. Первичное закрепление.
Игра “Пересадки”.
Дети отвечают на поставленный вопрос, пересаживаются на свободное место в классе. В конце подводится итог, на сколько вопросов ответил каждый ученик. На счёт “раз, два, три” ребята пересаживаются на свои места.
- Кто повелел открыть первую типографию в
Москве?
- Кто был первопечатником России?
- Какую первую книгу он выпустил?
- Где установлен памятник Ивану Фёдорову?
- В каком столетии в России стало больше
грамотных людей?
- Кто первым придумал печатный станок?
- В каком году в России вышла первая печатная
книга?
- Каково значение начала книгопечатания в России?
Индивидуальное задание.
Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево:
П | И | О | М | Н | К | А |
Е | Б | У | К | В | А | П |
Р | М | О | Н | А | Х | О |
О | Т | Т | И | С | К | С |
А | М | О | Н | А | Х | Т |
Г | Р | О | З | О | Т | О |
П | Е | Ч | А | Т | Ь | Л |
Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах.
(Вопрос ко всем ученикам) - Что объединяет эти слова?
8. Итог урока. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопросы:
- Что обозначает слово первопечатник?
- В связи с чем появилось это слово?
- Какие события предшествовали этому?
- Когда появилось это слово?
- Что вам доставило удовольствие на уроке?
- За кого вы порадовались?
- О чём можете рассказать друзьям?
9. Домашнее задание.
- Рассказать друзьям и родителям о сегодняшнем уроке.
- Прочитать текст в учебнике на с. 84, 85.
- Выполнить задания в тетради.
Используемая литература.
- Бунеев Р. Н., Бунеева О. В. В океане света. Учеб. для 4 кл.- М.: “Баласс”, 2002. (Серия “Свободный ум”)
- Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 кл. М.: “ВАКО”, 2004, 368с.- (В помощь учителю). – ISBN 5-94665-085-8/
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр. ISBN 5-89285-003-X
- Плешаков А. А.. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: Провсещение, 2006. – 223 с.: ил. – (Зелёный дом). – ISDN 5-09-014955-0.
- Ян В. Г. Никита и Микитка: Исторический рассказ/ Рис. Т. Прибыловской. – Переиз. – М.: Дет. лит., 1988. – 64 с., ил. – (“Читаем сами”)