Урок по ознакомлению с окружающим миром "Мастера печатных дел"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • cформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;
  • обобщить знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира, развивать устную речь, воображение;
  • воспитывать любовь к истории.

Оборудование. Учебник А. А. Плешакова “Мир вокруг нас” - 4 класс, иллюстрации, кроссворд, карточки для индивидуального задания, В. Ян. “Никита и Микитка”, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. “В океане света”, Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Поверитесь все назад.
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.

- Сегодня мы совершим путешествие на “Машине времени” по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и природоведения. Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд.

2. Актуализация опорных знаний.

Вопросы к кроссворду.

  1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря.
  2. Один из городов в северо - восточной части Русских земель.
  3. Название монастыря около города Радонежа в середине 14 века.
  4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества.
  5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая.
  6. В Москву переселялись …, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой.
  7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами.
  8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле.
  9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле.
  10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе?
  11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле?
  12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом?
  13. Как называется главный храм Руси?

- Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник)
- Попробуйте определить тему урока. (Дети высказывают предположения).

3. Постановка проблемы.

- Что обозначает слово “первопечатник”?
- В связи с чем появилось это слово?
- Какие события предшествовали этому?
- Когда появилось это слово?

4. Решение проблемы.

- Чтобы “Машина времени” тронулась в путь, вы должны объяснить, как эти даты связаны с историей книгопечатания.

(На доске написаны даты)

9 век, 988 год, 9 - 12 век, 1445 год, 16 век. (Дети объясняют, опираясь на знания, полученные на уроках литературного и внеклассного чтения)

- Первая наша остановка в 9 веке. <Рисунок1> Расскажите, кому поставлен этот памятник? (Памятник Кириллу и Мефодию.)

- Как братья способствовали появлению книгопечатания?

(Рассказ детей о братьях Кирилле и Мефодии по материалам учебника “В океане света”.) <Рисунок 2>.

- В 2006 году памятник Кириллу и Мефодию открыт в г. Ханты-Мансийске. <Рисунок 3>

- “Машина времени” снова отправляется в путь, а вам предстоит ответить на вопросы:

(Показ репродукции картины “Крещение Руси”.) <Рисунок 4>

- Как называется это событие?
- Когда оно произошло?
- Как крещение Руси связано с историей книгопечатания?

(На Руси стала распространяться письменность).

- Вспомните, как создавались первые книги? (Рассказ ученика по материалам учебника “В океане света”.). <Рисунок 5>
- Кто переписывал книги? (Монахи)
- Где и когда велись эти записи? (При монастырях, в княжеских дворцах).
- Назовите самую известную летопись Древней Руси. (“Повесть временных лет”)
- Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор). <Рисунок 6>
- Вспомните стихотворение Натальи Кончаловской о создании древних летописей, которое вы учили на уроках литературного чтения.

(Дети рассказывают наизусть стихотворение)

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.

- Итак, мы отправляемся в 1445 год.
- Почему я выбрала именно этот год? (Рассказ об изобретении книгопечатания)

<Рисунок 7, рисунок 8>.

5. Физминутка.

“Поймай мяч” дети стоят в кругу, и водящий перебрасывает им мяч. Ведущий произносит половину какого-нибудь слова. А тот, кто ловит мяч, должен закончить слово. Бросать мяч можно любому игроку, отвечать надо как можно быстрее.

Слова для игры: литера, книга, печать, станок, типография, крещение, монах, перо, чернила, киноварь, летопись, Кирилл, рисунок и т. д.

6. Изучение нового материала.

- А теперь перенесёмся в Россию 16 века.
- Как вы думаете, какое событие, связанное с книгопечатанием, произошло в этом году? (Дети делают предположения)
- Что вы знаете об этом времени из уроков литературного и внеклассного чтения?

Прочитайте отрывки из книги В. Яна “Никита и Микитка” (Книги начали печатать в Москве, Иван Федоров напечатал первую книгу).

Рассказ учителя. Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где был служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев.

-В какой книге вы встречали описание печатного двора? Найдите в книге Яна “Никита и Микитка” описание печатного двора. Прочитайте, как он выглядел. (Дети читают описание печатного двора).

Работа с учебником. Поисковое чтение. Откройте учебник на с. 82, найдите ответы на вопросы: “Как называлась первая печатная книга? Сколько времени её печатали?”

Рассказ учителя. Года не прошло, как напечатали первую русскую книгу “Апостол”, куда входили рассказы о деяниях апостолов и тексты их посланий. Тираж её составил, по самым скромным оценкам 600 экземпляров. На создание второй книги потребовалось уже только около 2 месяцев.

- Кто такие апостолы? Найдите в словаре Ожегова на с. 26 толкование этого слова.
- Рассмотрите первую печатную книгу. <Рисунок 9>. Чем она напоминает рукописную книгу?

Рассказ учителя. Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели ересь и вселенское зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Потом была Литва, Львов, г. Острог. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Так появились “Евангелие учительское”, “Псалтырь”, “Грамматикия” и “Букварь”, “Новый завет”. <Рисунок 10>.

Умер Иван Федоров в г. Львове 15 декабря 1583 года. В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточено: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.

- Рассмотрите этот памятник в учебнике.
- Прочитайте, как описывает первопечатника В. Ян в книге “Никита и Микитка”. Совпадает ли представление писателя и скульптора о первопечатнике?
- А это памятник Ивану Федорову в г. Львове.<Рисунок 11>.

7. Первичное закрепление.

Игра “Пересадки”.

Дети отвечают на поставленный вопрос, пересаживаются на свободное место в классе. В конце подводится итог, на сколько вопросов ответил каждый ученик. На счёт “раз, два, три” ребята пересаживаются на свои места.

- Кто повелел открыть первую типографию в Москве?
- Кто был первопечатником России?
- Какую первую книгу он выпустил?
- Где установлен памятник Ивану Фёдорову?
- В каком столетии в России стало больше грамотных людей?
- Кто первым придумал печатный станок?
- В каком году в России вышла первая печатная книга?
- Каково значение начала книгопечатания в России?

Индивидуальное задание.

Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево:

П И О М Н К А
Е Б У К В А П
Р М О Н А Х О
О Т Т И С К С
А М О Н А Х Т
Г Р О З О Т О
П Е Ч А Т Ь Л

Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах.

(Вопрос ко всем ученикам) - Что объединяет эти слова?

8. Итог урока. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопросы:

- Что обозначает слово первопечатник?
- В связи с чем появилось это слово?
- Какие события предшествовали этому?
- Когда появилось это слово?
- Что вам доставило удовольствие на уроке?
- За кого вы порадовались?
- О чём можете рассказать друзьям?

9. Домашнее задание.

  • Рассказать друзьям и родителям о сегодняшнем уроке.
  • Прочитать текст в учебнике на с. 84, 85.
  • Выполнить задания в тетради.

Используемая литература.

  1.  Бунеев Р. Н., Бунеева О. В. В океане света. Учеб. для 4 кл.- М.: “Баласс”, 2002. (Серия “Свободный ум”)
  2. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 кл. М.: “ВАКО”, 2004, 368с.- (В помощь учителю). – ISBN 5-94665-085-8/
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр. ISBN 5-89285-003-X
  4. Плешаков А. А.. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: Провсещение, 2006. – 223 с.: ил. – (Зелёный дом). – ISDN 5-09-014955-0.
  5. Ян В. Г. Никита и Микитка: Исторический рассказ/ Рис. Т. Прибыловской. – Переиз. – М.: Дет. лит., 1988. – 64 с., ил. – (“Читаем сами”)